У книжной полки. 29 декабря

29 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

А.А Горбачев. Жизнь и труды священномученика Илариона.

 

Священномученик Иларион (Троицкий), память которого совершается 28 декабря, был яркой личностью, талантливым богословом, самым молодым в свое время архимандритом и профессором МДА. Его имя значилось на Поместном Соборе 1917/1918 гг. в числе кандидатов на патриаршество, он являлся сподвижником Святейшего Патриарха Тихона, активнейшим борцом с обновленческим расколом. Многим православным христианам Владыка известен как узник Соловецких лагерей. Церковь — вот сфера особого интереса владыки Илариона. То понимание Церкви, к которому он пришел, основыва­ясь на внимательно изученных писаниях святых отцов и учителей Церкви, священномученик пронес неизмен­ным через всю жизнь. Раскрыть связи учения о Церкви, которого придерживался владыка, с его духовным обликом и исповедническим подвигом, призвана книга Андрея Горбачева - «Жизнь и труды священномученика Илариона». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Итак, эта книга кандидата богословия Андрея Александровича Горбачева, выпущенная в свет в Издательством Сретенского монастыря, посвящена священномученику Илариону (Троицкому). Автор прослеживает весь жизненный путь Владыки, от его детства до мученической кончины, рассматривает историческую эпоху, а также подвижнические и литературные труды священномученика. Свое повествование о святом автор предваряет кратким рассказом о подвиге мученичества, в котором «выражается крайняя степень готовности следовать за Христом даже до смерти и смерти крестной (Фил. 2, 8)». «Но, как отмечает Андрей Горбачев, тот внутренний путь, которым идет мученик к своей Голгофе, у каждого свой, и связь между предыдущей жизнью святого и его подвигом не всегда явна.

Так, священномученик Игнатий Богоносец, носивший «Христа в своем сердце», всею жиз­нью стремившийся к мученическому подвигу, эта «пшеница Божия», желающая стать «чистым хлебом Христовым», горячо убеждал римских христиан не только не препятствовать, но и посодействовать его мученической кончине. А если обратиться к личности священномученика Вениамина (Казанского), то, на первый взгляд, может показаться, что такого рода настроения не были ему близки. Не слишком заметный сре­ди других современных ему иерархов, Петроград­ский митрополит любил совершать богослужения в храмах на окраинах российской столицы, про­поведовать и читать воскресные лекции просто­му народу. Он был, «вероятно, самым аполитичным во всем российском епископате», и трудно было заметить в нем стремление к мученичеству.

Но после того как Петроградский владыка по лож­ным обвинениям был приговорен к смертной казни, обнаружилось, что он еще «в детстве и от­рочестве... зачитывался житиями святых и вос­хищался их героизмом... жалел душой, что вре­мена не те и не придется переживать, что они переживали»... И вот, когда на его долю выпала смерть за Христа, он оказался в полной мере го­тов к исполнению своих детских желаний и при этом «радостен и покоен, как всегда», испове­дуя мученический подвиг нормой христианской жизни: «Нам ли, христианам, - говорил он, - да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!» Есть и мученики, добродетели которых до их подвига представляются совершенно сокрытыми. И наиболее известный пример - святой мученик Вонифатий, память которого будет совершаться совсем скоро, в первый день нового года.

Как говорится в житии святого, «пристрастный к винопитию, живущий со своей госпожой «в нечестивой связи», Вонифатий, увидев невинные страдания христиан, возгорелся огнем любви и веры Христовой, исповедал себя христианином и ценой жизни получил не только отпущение грехов, но и мученический венец. Но, несмотря на внешнюю неожиданность такого обращения, можно твердо сказать, что предпосылки его имелись ранее, и добродетели мученика Вонифатия, сделавшие бывшего грешника способным воспринять муче­нический венец, существовали до их проявления. Так, из жития святого нам известно, что он «был милостив к нищим и охотно принимал странников». Кроме того, «сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы Он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями».

В этом отношении (то есть в приготовлении к мученичеству добродетелями), по словам автора этой книги, не является исключением и священномученик Иларион (Троицкий). Конечно же, высокие нравственные качества владыки Илариона, приобретенные им Божией милостью в предшествующей жизни, по­могли ему достойно вынести исповеднический подвиг до самой мученической кончины. Но связь этого подвига и предшествующей жизни священномученика Илариона имеет свои особенности. Как богослов архиепископ Иларион был занят разработкой в основном одного из направлений богословской науки - учения о Церкви. Служение Церкви было основным мотивом и главным смыслом его жизни. И поэтому этой теме были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.

Так, например, «в 1915 году выходит в печать работа, название которой звучит как девиз всей жизни владыки Илариона: «Христианства нет без Церкви». Здесь он сконцентрировал основные мысли о Церкви, высказанные в его предыдущих работах. Дух Святой соединяет верных любовью в теле Христовом по образу единства Пресвятой Троицы. Церковь — единый богочеловеческий организм. К нему можно или принадлежать, являясь его органической частью, или быть ему чуждым, хотя и очень похожим на него. Учение это автор подтверждает, как и обычно, множеством святоотеческих высказываний, показывая, что Церковь всегда смотрела на себя именно так. Если же современный мир думает иначе, то истина остается незыблемой, но мир пожинает горькие плоды своих заблуждений, так как, какова бы ни была причина отступления от Церкви, результат один — смерть.

В наиболее сжатом виде эту истину автор, (в ту пору архимандрит Иларион) находит у святителя Иоанна Златоуста в толкованиях его на учение о Церкви апостола Павла, изложенное в Послании к Ефесянам: «В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения и не находя ее там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собой любовью. Итак, если мы хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом. Есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершать что-нибудь недостойное по отношению к этому телу Церкви. В этом и другом случае мы отделяемся от целого». Сам священномученик Иларион за верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», - так отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.

Владыка Иларион был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. «Трудно было придумать для патриарха Тихона лучшего помощника, чем епископ Иларион, - вспоминали его современники. - Великолепный, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, ревностный служитель алтаря, владыка Иларион пользовался огромной популярностью среди московского духовенства и буквально обожанием народа. Самая внешность: богатырский рост, белокурая борода, иконописные тонкие черты лица – импонировали своей величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. “Вот настоящий русский святитель”, – невольно приходила мысль каждому, кто видел Илариона». Совместное служение Патриарха Тихона и архиепископа Илариона вернуло в лоно Церкви многих заблудших чад, и, как отмечает автор, «это единство святителей осталось в благодарной памяти Церкви». Вот слова тропарей из 6-й песни канона священномученику Илариону: «Всечестная двоице, святый Тихоне, патриарше и исповедниче, блаженный Иларионе, сподвижниче того и мучениче, образ вы Христа распята в мире сем явила еста»; «Ангели и архангели ныне на небесех ликовствуют, видяще два земная ангела, Тихона и Илариона, Церковию прославляемая».

 

*** Священномученик Иларион (Троицкий), сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, скончался в тюремной больнице 28 декабря 1929 года. Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт...» 10 мая 1999 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Иларион (Троицкий) был прославлен в лике священномучеников в сонме новомучеников и исповедников Российских. Эта книга, посвященная памяти Владыки, поможет рассмотреть основные события и труды его жизни, а также раскроет связи учения о Церкви, которого придерживался священномученик, с его духовным обликом и исповедническим подвигом. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать