У книжной полки. 29 декабря

29 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Православный церковный календарь на 2016 год. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря

 

Прекрасный подарок к Рождеству и новому году подготовило для читателей Издательство Соловецкого монастыря, выпустив в свет церковный календарь на 2016 год. Как сообщают издатели, наступающий год ознаменован многими круглыми датами, и первая из них - это 580-летие со дня основания обители новгородскими монахами Германом и Зосимой. Здесь, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, - на Соловках, - где бушуют ветры, где трещат морозы, где природа не жалеет человеческих сил, - именно здесь, наперекор всем тяжким внешним об­стоятельствам, монахи, поселившись еще в древности, совершали дело молитвы и подвиг послушания. О прошлом и настоящем монастыря и рассказывает «Православный церковный календарь на 2016 год. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря». ***

Православный церковный календарь Соловецкой обители традиционно содержит рассказы о прошлом и настоящем этого Северного Афона, монастыря, в который издавна стремились православные христиане, чтобы поклониться святыням, сохраняемым здесь в течение нескольких веков. Это истории о возникновении монашеского поселения в 1429 году, организации обители, расцвет монастыря при игумене Филиппе (1548-65 годы). Именно в эти годы Соловки стали сосредоточением духовной, культурной и политической жизни. Игумен приложил немало усилий для превращения Соловков в крупный хозяйственный центр Северного Поморья, где его трудами были устроены солеварни и мельницы. В дальнейшем игумен Филипп по предложению Ивана Грозного возглавил Московскую митрополию. Произошло это в 1566 году, 450 лет назад. И это тоже юбилей. А рассказы о деятельности святителя помещены в календаре.

Этот календарь, выпускаемый в юбилейный год основания Соловецкого монастыря, рас­сказывает также об истории паломничества на эти северные острова, которые, несмотря на удаленность, часто становились средоточием не только духовной, по и политической жизни России. Многие постриженики Соловецкого монастыря сыграли важнейшую роль в российской истории. Ну а первое упоминание о Соловецких паломниках можно обнаружить в житии препо­добного Зосимы. Когда он был поставлен во игумена и, вернувшись в обитель, служил первую Божественную Литургию, на службе присутствовали и купцы, бывшие в то время в обители. И до сих пор Соловецкая обитель, как ярко светящийся маяк во мраке северной ночи, изливает свет Преображения, который достигая самых окраин Русской земли, постоянно привлекает к себе массы людей, жаждущих этого света.

Расцвет паломничества на Соловки приходится на XIX - начало XX века, когда Соловецкий монастырь напоминал небольшое, но самостоятельное и благоустроенное государство. Ехали "к Соловецким" за отпущением грехов, из любопытства, из подражания, но больше всего - помолиться у рак преподобных, испросить милости у Спасителя. Верили, что на святой земле, покровительствуемой Чудотворцами, молитва лучше и быстрее до ходит до Бога, более действенна, чем где бы то ни было. Всегда старались пожертвовать - деньгами ли, трудами своими - зачтется. Конечно, приходили просить помощи у преподобных в трудных жизненных обстоятельствах, особенно в болезнях. Часто в обитель приезжали по обету, чтобы возблагодарить Господа за исполненные прошения. По обету многие оставались в монастыре на какое-то время и в качестве трудников.

В 19 веке, в предисловии к своей книге «Соловки» доктор медицины, Петр Федорович Федоров писал: «Едва ли в православной Руси найдется человек, которому неизвестна Соловецкая обитель! Она замечательна особенностями своего географического положения среди северного, холодного моря; она славится своими святынями, дорогими русскому сердцу, своими историческими достоприме-чательностями, своим благоустройством, многолюдством, завидным богатством, трудолюбием и аскетизмом живущих в ней монахов. И в чисто нравственном отношении ее ставят на одно из первых мест среди других русских монастырей. Историческое прошлое ее тоже было замечательно во многих отношениях…» Кроме того, Федоров отмечал: «мне кажется, в России не найдется ни одного монастыря, в котором было бы такое ничтожное количество посетителей не из-за религиозных потребностей. Ведь даже из Архангельска до Соловков путешествие занимало 5 дней и требовало массу денег и времени».

Подобного мнения придерживался и писатель Евгений Львов: «Здесь туристы - явление редкое, еще реже простые любители недельных прогулок, то есть люди праздные и индифферентные, едущие ради приятного времяпровождения. Сюда едут почитатели святынь или по обету, или из благочестия, или во имя науки и патриотизма. Людям науки и русскому мыслящему человеку здесь есть на что посмотреть, есть о чем вспомнить». Паломники собирались на монастырских подворьях в Сумском Посаде, Онеге, Кеми, Архангельске, а оттуда на монастырских судах доставлялись на Соловки. В начале XIX столетия монастырь посещало за сезон 2-3 тысячи богомольцев, которым предоставлялась бесплатная трапеза, и при отправлении в обратный путь каждому давался ломоть хлеба. В 50-е годы XIX века число богомольцев возросло до 7-8 тысяч.

А после окончания Крымской войны в 1855 году количество паломников прочно установилось около 12 тысяч: не опускалось ниже 11 тысяч и не поднималось выше 15 тысяч человек за сезон. Одновременно в монастыре бывало до 2 тысяч человек. В конце XIX века, с проведением железной дороги Ярославль-Архангельск, число богомольцев увеличилось с 15 до 23 тысяч. И сейчас около 7 тысяч паломников ежегодно прибывают в Соловецкий монастырь. Многие путешественники, желая упорядочить и сохранить свои впечатления о пребывании в обители, писали: заметки, очерки, письма друзьям и близким. Наиболее яркие фрагменты воспоминаний паломников XVI-XXI веков вместе душеполезными поучениями и предлагает боголюбивому читателю Соловецкий календарь в наступающем году.

И вот фрагмент одного размышления, которое оставил доцент Воронежского государственного аграрного университета, Анатолий Павлович Мазуха после посещения Соловецкой обители. «Что бесконечно влечет в такой далекий путь паломников всех возрастов?! Зачем им этот Север, это холодное Белое море?! Разве мало уютных, обжитых, обустроенных и красивых монастырей в России, где накормят и обеспечат ночлегом? Доказывать что-то бесполезно. Рассказывать тоже. Надо там побывать. Достаточно только хотя бы один раз самому лично вдохнуть воздух величия и трагедии Соловецкого монастыря. И - всё! Вы - в плену! Вам уже из него не вырваться! Вы не будете там спать белыми ночами. Свои быстротечные дни на острове сможете провести почти без пищи, без сна. Вас будет рано на заре поднимать, водить и держать какая-то неведомая сила - сила предков, монашеского духа. И откроются истины, тайны, которые неведомы там, на Большой земле».

«А ещё, - продолжает рассказ Анатолий Павлович, - вы услышите перед службой особый соловецкий звон - такой протяжный, зазывающий и волнующий. Отстоите Литургию, споёте вместе с трудолюбивыми монахами этой святой обители. Будете молиться искренне, становиться на колени и потом долго-долго стоять у алтаря после службы, веря в Божию благодать для ваших детей, родителей и вас лично. И поймете в соборе для себя что-то очень важное, может быть – самое главное. Станете как-то выше, благороднее. Вам захочется делать добро, кому-то помочь, кого-то защитить. Может быть, это и есть соловецкий дух, дух обители и всего архипелага, дух предков, столько сил, отдавших монастырю или безвинно пострадавших в Соловецком лагере особого назначения! Этот дух бессмертен и беспределен. Его надо ощутить, им надо проникнуться. А потом уже не уйдете с этого пути. …Все ушло, - заключает автор этого размышления, - эпохи, вожди, революции с их ликованием и кровью, а Соловецкая обитель осталась. Она стоит и стоит, живёт и живёт. И сама Вечность уступает ей дорогу».

 

*** Паломничество в Соловецкую обитель совершается и в настоящее время, после того, как Соловецкий монастырь был возрожден, претерпев годы гонений на Цер­ковь. Ежегодно в монастырь приезжают до 7 тысяч паломников, и число их год от года возрастает. Надеемся, - говорят издатели, - что предлагаемый календарь поможет как тем читателям, которые уже побывали в монастыре, так и тем, кто только собирается совершить паломничество. Первые из них смогут с помощью календаря сохранить память о посещенных местах, вторые получат множество полезной информации об истории и духовной жизни обители. А те, кто желает более полно познакомиться с жизнью Соловецкой обители, могут обратиться к книгам, выпускаемым Издательством монастыря.

 Православный церковный календарь на 2016 год. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря

 

Прекрасный подарок к Рождеству и новому году подготовило для читателей Издательство Соловецкого монастыря, выпустив в свет церковный календарь на 2016 год. Как сообщают издатели, наступающий год ознаменован многими круглыми датами, и первая из них - это 580-летие со дня основания обители новгородскими монахами Германом и Зосимой. Здесь, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, - на Соловках, - где бушуют ветры, где трещат морозы, где природа не жалеет человеческих сил, - именно здесь, наперекор всем тяжким внешним об­стоятельствам, монахи, поселившись еще в древности, совершали дело молитвы и подвиг послушания. О прошлом и настоящем монастыря и рассказывает «Православный церковный календарь на 2016 год. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря». ***

Православный церковный календарь Соловецкой обители традиционно содержит рассказы о прошлом и настоящем этого Северного Афона, монастыря, в который издавна стремились православные христиане, чтобы поклониться святыням, сохраняемым здесь в течение нескольких веков. Это истории о возникновении монашеского поселения в 1429 году, организации обители, расцвет монастыря при игумене Филиппе (1548-65 годы). Именно в эти годы Соловки стали сосредоточением духовной, культурной и политической жизни. Игумен приложил немало усилий для превращения Соловков в крупный хозяйственный центр Северного Поморья, где его трудами были устроены солеварни и мельницы. В дальнейшем игумен Филипп по предложению Ивана Грозного возглавил Московскую митрополию. Произошло это в 1566 году, 450 лет назад. И это тоже юбилей. А рассказы о деятельности святителя помещены в календаре.

Этот календарь, выпускаемый в юбилейный год основания Соловецкого монастыря, рас­сказывает также об истории паломничества на эти северные острова, которые, несмотря на удаленность, часто становились средоточием не только духовной, по и политической жизни России. Многие постриженики Соловецкого монастыря сыграли важнейшую роль в российской истории. Ну а первое упоминание о Соловецких паломниках можно обнаружить в житии препо­добного Зосимы. Когда он был поставлен во игумена и, вернувшись в обитель, служил первую Божественную Литургию, на службе присутствовали и купцы, бывшие в то время в обители. И до сих пор Соловецкая обитель, как ярко светящийся маяк во мраке северной ночи, изливает свет Преображения, который достигая самых окраин Русской земли, постоянно привлекает к себе массы людей, жаждущих этого света.

Расцвет паломничества на Соловки приходится на XIX - начало XX века, когда Соловецкий монастырь напоминал небольшое, но самостоятельное и благоустроенное государство. Ехали "к Соловецким" за отпущением грехов, из любопытства, из подражания, но больше всего - помолиться у рак преподобных, испросить милости у Спасителя. Верили, что на святой земле, покровительствуемой Чудотворцами, молитва лучше и быстрее до ходит до Бога, более действенна, чем где бы то ни было. Всегда старались пожертвовать - деньгами ли, трудами своими - зачтется. Конечно, приходили просить помощи у преподобных в трудных жизненных обстоятельствах, особенно в болезнях. Часто в обитель приезжали по обету, чтобы возблагодарить Господа за исполненные прошения. По обету многие оставались в монастыре на какое-то время и в качестве трудников.

В 19 веке, в предисловии к своей книге «Соловки» доктор медицины, Петр Федорович Федоров писал: «Едва ли в православной Руси найдется человек, которому неизвестна Соловецкая обитель! Она замечательна особенностями своего географического положения среди северного, холодного моря; она славится своими святынями, дорогими русскому сердцу, своими историческими достоприме-чательностями, своим благоустройством, многолюдством, завидным богатством, трудолюбием и аскетизмом живущих в ней монахов. И в чисто нравственном отношении ее ставят на одно из первых мест среди других русских монастырей. Историческое прошлое ее тоже было замечательно во многих отношениях…» Кроме того, Федоров отмечал: «мне кажется, в России не найдется ни одного монастыря, в котором было бы такое ничтожное количество посетителей не из-за религиозных потребностей. Ведь даже из Архангельска до Соловков путешествие занимало 5 дней и требовало массу денег и времени».

Подобного мнения придерживался и писатель Евгений Львов: «Здесь туристы - явление редкое, еще реже простые любители недельных прогулок, то есть люди праздные и индифферентные, едущие ради приятного времяпровождения. Сюда едут почитатели святынь или по обету, или из благочестия, или во имя науки и патриотизма. Людям науки и русскому мыслящему человеку здесь есть на что посмотреть, есть о чем вспомнить». Паломники собирались на монастырских подворьях в Сумском Посаде, Онеге, Кеми, Архангельске, а оттуда на монастырских судах доставлялись на Соловки. В начале XIX столетия монастырь посещало за сезон 2-3 тысячи богомольцев, которым предоставлялась бесплатная трапеза, и при отправлении в обратный путь каждому давался ломоть хлеба. В 50-е годы XIX века число богомольцев возросло до 7-8 тысяч.

А после окончания Крымской войны в 1855 году количество паломников прочно установилось около 12 тысяч: не опускалось ниже 11 тысяч и не поднималось выше 15 тысяч человек за сезон. Одновременно в монастыре бывало до 2 тысяч человек. В конце XIX века, с проведением железной дороги Ярославль-Архангельск, число богомольцев увеличилось с 15 до 23 тысяч. И сейчас около 7 тысяч паломников ежегодно прибывают в Соловецкий монастырь. Многие путешественники, желая упорядочить и сохранить свои впечатления о пребывании в обители, писали: заметки, очерки, письма друзьям и близким. Наиболее яркие фрагменты воспоминаний паломников XVI-XXI веков вместе душеполезными поучениями и предлагает боголюбивому читателю Соловецкий календарь в наступающем году.

И вот фрагмент одного размышления, которое оставил доцент Воронежского государственного аграрного университета, Анатолий Павлович Мазуха после посещения Соловецкой обители. «Что бесконечно влечет в такой далекий путь паломников всех возрастов?! Зачем им этот Север, это холодное Белое море?! Разве мало уютных, обжитых, обустроенных и красивых монастырей в России, где накормят и обеспечат ночлегом? Доказывать что-то бесполезно. Рассказывать тоже. Надо там побывать. Достаточно только хотя бы один раз самому лично вдохнуть воздух величия и трагедии Соловецкого монастыря. И - всё! Вы - в плену! Вам уже из него не вырваться! Вы не будете там спать белыми ночами. Свои быстротечные дни на острове сможете провести почти без пищи, без сна. Вас будет рано на заре поднимать, водить и держать какая-то неведомая сила - сила предков, монашеского духа. И откроются истины, тайны, которые неведомы там, на Большой земле».

«А ещё, - продолжает рассказ Анатолий Павлович, - вы услышите перед службой особый соловецкий звон - такой протяжный, зазывающий и волнующий. Отстоите Литургию, споёте вместе с трудолюбивыми монахами этой святой обители. Будете молиться искренне, становиться на колени и потом долго-долго стоять у алтаря после службы, веря в Божию благодать для ваших детей, родителей и вас лично. И поймете в соборе для себя что-то очень важное, может быть – самое главное. Станете как-то выше, благороднее. Вам захочется делать добро, кому-то помочь, кого-то защитить. Может быть, это и есть соловецкий дух, дух обители и всего архипелага, дух предков, столько сил, отдавших монастырю или безвинно пострадавших в Соловецком лагере особого назначения! Этот дух бессмертен и беспределен. Его надо ощутить, им надо проникнуться. А потом уже не уйдете с этого пути. …Все ушло, - заключает автор этого размышления, - эпохи, вожди, революции с их ликованием и кровью, а Соловецкая обитель осталась. Она стоит и стоит, живёт и живёт. И сама Вечность уступает ей дорогу».

 

*** Паломничество в Соловецкую обитель совершается и в настоящее время, после того, как Соловецкий монастырь был возрожден, претерпев годы гонений на Цер­ковь. Ежегодно в монастырь приезжают до 7 тысяч паломников, и число их год от года возрастает. Надеемся, - говорят издатели, - что предлагаемый календарь поможет как тем читателям, которые уже побывали в монастыре, так и тем, кто только собирается совершить паломничество. Первые из них смогут с помощью календаря сохранить память о посещенных местах, вторые получат множество полезной информации об истории и духовной жизни обители. А те, кто желает более полно познакомиться с жизнью Соловецкой обители, могут обратиться к книгам, выпускаемым Издательством монастыря.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать