У книжной полки. 29 августа

29 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

А.В. Федоров. Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери.

 

Феодоровская икона Божией Матери - древнейшая и наименее исследованная святыня России. Много тайн хранит чудотворный образ, но еще больше легенд ходит о нем в народе. И главная из них - почернение ликов в послереволюционное время. Что стало причиной таинственного потемнения образа, предание о котором связывает его с последним царство­вавшим Домом Романовых? Было ли это следствием вынужденного отре­чения святого Государя, цареубийства или, может быть, многолетнего обновленческого пленения костромской святыни? Приоткрыть завесу над тайной почитаемой иконы, проследив ее путь с момента появления образа в Городце до наших дней, постарался петербургский историк Алексей Валентинович Федоров. Его исследование вошло в книгу, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется «Тайна царской святыни. История Феодоровской иконы Божией Матери». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

По словам издателей, на сегодняшний день это наиболее полное исследование истории величайшей православ­ной и монархической святыни России. В книге впервые прослежены внут­ренние механизмы эволюции взглядов общества на значение Феодоровской иконы, показана ошибочность целого ряда устоявшихся мнений о ней; при­ведены не публиковавшиеся ранее документы и фотоматериалы. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга православ­ных читателей. В первой части издания рассказывается об истории иконы до 1917 года, которую автор восстанавливает на основании сказаний, текстов служб, Царских грамот.

Как отмечает Алексей Валентинович, «Феодоровский образ Божией Матери - древнейшая святыня нашего Отечества. Одна из великих икон Богородицы, написанных, по преданию, св. апостолом Лукой. Точное время ее появления на Руси неизвестно, но анализ сохранившихся исторических источников позволяет отнести это событие, по меньшей мере, к началу 12 века. С глубокой древности прослеживается особое отношение к этому образу Богородицы русских князей и монархов, искавших у Нее защиты и помощи в деле объединения Руси, в преодолении внутренних нестроений. Почитание иконы русскими князьями начинается с легендарного основателя Большого Китежа св. блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича. Ему же приписывается строительство и Малого Китежа (ныне Городец).

До той поры чудотворный образ долгое время находился неподалеку, в часовне на берегу Волги. После постройки Городца на месте часовни был возведен монастырь, посвященный Феодоровской иконе. Во время Батыева нашествия Городец и Феодоровский монастырь были разорены и сожжены. Чудотворный образ безследно исчез. Уцелевшие жители были уверены, что их святыня погибла в огне, однако спустя некоторое время, 29 августа 1239 года, икона была обретена в лесу под Костромой местным князем во время охоты. Костромичи тут же вспомнили, что накануне видели воина, идущего по улицам с этой иконой в руках: своим видом он напоминал св. вмч. Феодора Стратилата, тогдашнего покровителя города, в честь которого был освящен главный костромской храм. В эту церковь и перенесли обретенную святыню. Быв­шие в Костроме городецкие купцы признали в образе свою Феодоровскую икону, конечно, не получили ее назад, но были утешены сделанным для Городца списком. Через некоторое время он стал главной святыней вновь отстроенного Феодоровского монастыря.

Явление иконы в Костроме стало исключительно важным событием для современников этого чуда - на месте обретения был основан первый монастырь во имя Нерукотворного Спаса. А маленькая Кострома стала стремительно возвышаться, делаясь для русских князей особым, богохранимым градом. В 1272 году она становится резиденцией Владимирского великого князя Василия Ярославича - фактически столицей северо-восточной Руси - на целых четыре года. После его смерти именно в Костроме происходит съезд князей и множества бояр для решения вопроса о наследии Владимирского престола. В последующие времена в Костромском кремле, главной святыней которого была Феодоровская икона Божией Матери, устраивались осадные дворы, принадлежавшие знатнейшим русским фамилиям, в том числе многим московским боярам и князьям, которые находили здесь укрытие в случае опасности.

Данная история исчезновения образа из Городца и последующего явления в Костроме в 20 столетии была подвергнута сомнению и пересмотрена. Были изменены даты, имена исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, из древнейшей святыни икона была превращена в местночтимый список с Владимирской иконы. Автор же, сопоставляя события и даты, цитируя жалованные грамоты русских царей, показывает преемственное, особое почитание этой иконы русскими князьями. Многие Рюриковичи, Борис Годунов, а впоследствии Романовы приходили на поклонение Федоровской иконе. Почести, принесенные в 1613 году новой династией чудотворной иконе, были очень велики. Установление нового празднования 27 марта, составление «Сказания» о ее явлении и чудесах, поновление образа, написание множества списков с подписью, содержавшей извещение о новом праздновании. Все это было призвано свидетельствовать народу - Смутное время миновало, в Москве вновь законная, преемственная, благословенная Богом Власть. Представляется, что с этого времени икона становится своего рода атрибутом власти, ее символом.

Большая часть исследования повествует о судьбе иконы после 1917 года. Федоров доказывает, что потемнение образа не связано с уничтожением Самодержавной власти. Рассматривая фотографии и документы реставрации образа 1919 года в Костроме, автор выясняет, что в это время икона была в хорошей сохранности. Омрачение образа произошло лишь, после того как икона попала в руки раскольников-обновленцев в 1922 году. Трагично закончилась попытка обновленцев «осветлить» образ в 1929 году - привезенная в Москву икона подверглась вторичному раскрытию, в результате которого лики всероссийской святыни были серьезно повреждены. Федоров подробно рассказывает о сложном положении многих московских реставраторов и искусствоведов в конце 20-х гг. и о роли академика Грабаря в повторном раскрытии древнего образа.

Отдельная глава книги рассказывает о почитании Феодоровской иконы святыми Царственными мучениками и о Государевом строительстве в Царском Селе, посвященном этой святыне. + В приложении читатели найдут доклад Оксаны Губаревой, в котором петербургский искусствовед рассматривает сходство и различия Феодоровской и Владимирской икон Божией Матери, и утверждает, что в иконографии Феодоровского образа излагается учение о земной власти как об отражении власти Христовой. Издание иллюстрировано множеством редких и ранее не публиковавшихся фотографий, среди которых цветное фото Феодоровской иконы Божией Матери, сделанное в 1913 году.

 

*** Эта работа посвящена истории самой загадочной иконы России. Истории ее величия и умаления, ее поругания и мнимого «почернения», а также молитвенного подвига костромичей. Цель данной книги - вернуть подлинное древнее почитание святыни. По мнению автора, Феодоровская икона Божией Матери по-прежнему важна для России и должна быть востребована в своем подлинном значении. Кроме того, автор уверен, что восстанавливая историю таких значимых памятников, как Федоровский образ Богородицы, мы лучше узнаем историю Отечества, глубже осознаем собственную культуру.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать