У книжной полки. 29 апреля

29 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Амвросий Оптинский. Находящемуся на одре болезни в подкрепление.

 

Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей о расслабленном, потому что в этот день читается хорошо известное Евангельское повествование об исцелении расслабленного при Овчей купели в Иерусалиме (Ин. 5:1-15). Слушая это Евангельское чтение, каждый человек может задуматься над вопросом: а в чем смысл болезней? И ответ этот можно найти у того, кто сам на протяжении многих лет был инвалидом по состоянию здоровья, но при этом никогда впадал в уныние. И чем тяжелее были у него приступы болезни, тем более возрастал он духовно. Речь идет об известном всем преподобном Амвросии Оптинском, который инвалидом стал в 36 лет. Советы и наставления старца дошли до нас в его письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим. Книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке, познакомит читателей с письмами старца, посвященных болезням, с причинами их появлений и христианскому отношению к ним. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Находящемуся на одре болезни в подкрепление». ***

 

Как отмечает автор-составитель книги, «в православном богословии болезнь всегда воспринималась не только как наказание за грех, вошедший в природу человека после падения наших прародителей - Адама и Евы, но и как орудие великого Божьего милосердия». А потому кто-то претерпевает скорби для духовного совершенствования, а кто-то для очищения души. Неслучайно святые отцы называют блаженным не того, кто сподобится увидеть ангелов, а того, кто сподобится увидеть собственные грехи. А без этого невозможно подлинное покаяние и спасение. И те скорби и испытания, через которые мы проходим на протяжении нашей жизни, ведут нас именно к этой цели. Болезнь может быть ниспослана нам Богом для укрепления и возрастания в вере, для того чтобы явить людям Любовь, Славу и Силу Божию, а также может стать следствием личной греховной жизни.

Время болезни — это время особого посещения человека Богом, а потому и воспринимать болезнь надо не как некую преграду на пути решения наших личных проблем, а как дар Божий, необходимый не только для спасения самого болящего, но и для духовного возрастания его ближних». «...Судьбы Господни не испытаны. Иных Он, любя, ведёт... путем скорбей и болезни для большего душевного блага, и се есть воистину Божия милость», - так укреплял себя и других преподобный Амвросий. Александр Михайлович Гренков (так звали старца в миру) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Веселый и смышленый мальчик, хорошо учился и в детстве совсем не помышлял о монастырской жизни. За год до окончания семинарии он тяжело заболел, да так, что уже никто не надеялся на его выздоровление. Тогда Александр и дал обещание Господу, что если поправится, то непременно пойдет в монастырь.

Однако он не сразу исполнил обещанное. 7 марта 1838 года Гренков был утверждён в должности учителя первого класса Липецкого духовного училища и продолжал жить светской жизнью. Вот как сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года всё жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости... Придёшь домой - на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже всё кончено навсегда - совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года». Наконец, в 1839 году молодой учитель тайно пришел в Оптину пустынь и остался там, на постоянное жительство. В 1842 году он был пострижен с именем Амвросий, через год - рукоположен в иеродиаконы, а еще через три года — в иеромонахи. Для этой цели о. Амвросий поехал в Калугу. Был сильный холод, и он, изнурённый постом, схватил сильную простуду, отразившуюся на внутренних органах. С этих пор уже никогда не мог поправиться по-настоящему.

Так, в начале сентября 1846 года отец Амвросий вновь сильно заболел, и тяжёлая болезнь продолжалась более года. В тоже время она имела очень большое значение для внутренней духовной жизни будущего старца. Чувствуя крайнюю слабость и потеряв надежду на улучшение здоровья, он в декабре 1847 года подал прошение об оставлении его в обители за штатом. На основании заключения уездного врача Калужское епархиальное начальство признало иеромонаха Амвросия неспособным ни к каким монастырским послушаниям. При этом постановило исключить его из штата братии Оптиной Пустыни, оставив на пропитании и призрении обители. В это время отцу Амвросию было всего только 36 лет. С тех пор он уже не мог совершать Литургии; еле передвигался, страдал от испарины. Не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, перетирал тёркой, вкушал очень мало...

Но подвижник никогда не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. «Монаху полезно болеть», - любил повторять старец Амвросий. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». В дальнейшем приступы болезни неоднократно повторялись, иногда угрожая жизни подвижника. Это положение сильнее аскетических подвигов способствовало его духовному укреплению. Он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что само по себе освобождает от всяких земных привязанностей, заставляет жить одной надеждой на помощь Божию. Отец Амвросий переносил болезнь без ропота, с благодарностью Господу. Всё это время незримо происходило возрастание в немощном телесно монахе разнообразных духовных дарований. Ведь он не только не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного преуспеяния.

И другим, поэтому всегда говорил: «Монаху не следует серьёзно лечиться, а только подлечиваться», для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим. Так и сам он постоянно подлечивался. А тем временем, здоровье его, и без того слабое, становилось все хуже. Как отмечает автор-составитель, трудно представить себе, как он мог, будучи пригвождённым к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова апостола: «...сила Моя в немощи совершается». Не будь он избранным сосудом Божиим, через который Сам Бог действовал, такой подвиг, такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами. Животворящая Божественная благодать явно присутствовала и содействовала.

С утра и до вечера удручённый недугом старец принимал посетителей. К нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Всегда разом схватывая сущность дела, он непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. Во всем словах и действиях отца Амвросия проявлялось глубокое смирение, из него и рождалась та удивительная любовь, которая не разбирала «плохих» и «хороших». В каждом человеке видел он образ Божий. После общения с ним люди духовно преображались, становились другими. Смирение и постоянное очищение сердца искренним покаянием, самоосуждением и молитвой создавали в душе старца светлое, мирное, радостное настроение, которое не оставляло его даже в минуты тяжёлых физических страданий.

Даже в болезни он обычно шутил с окружающими, утешал слабых духом или словом, или отечески-ласковым взглядом. Обыкновенно, когда состояние старца ухудшалось, все скитские братия были в унынии. Он старался приободрить их, иногда встречая шутливо-приветливыми словами: «Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, так потерплю ж и я». Таким образом, сам претерпевая многочисленные страдания, доставляемые болезнью, старец и других учил терпеть скорби, видеть в них духовную пользу и во всем уповать на Господа. И свидетельство тому - письма, собранные в данной книге.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать