Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Симеон, архиепископ Солунский. Объяснение священных обрядов и Таинств Церкви.
Жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается с того, что он становится участником сразу нескольких Таинств. Но что означают эти Церковные Таинства и почему они так важны? Духовный смысл их раскрывается не сразу и не каждому человеку. Иные люди относятся к Таинствам Церкви как к религиозному ритуалу или малопонятной и не имеющей никакой практической пользы формальной процедуре. Другие наоборот, ожидают от участия в Таинствах чудес, прямо «здесь и сейчас». Однако только подлинное понимание значения Таинств может принести верующему человеку настоящую пользу. И наиболее правильный путь раскрытия духовного смысла каждого Таинства - это глубокое изучение его истории, чинопоследования и молитв, которыми сопровождается его совершение. Всё это раскрывается в книге, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Благовест и называется – «Святитель Симеон, архиепископ Солунский. Объяснение священных обрядов и Таинств Церкви». ***
Эта книга адресована всем, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Всем, кто хочет больше узнать о духовном богатстве православной традиции и церковной жизни. На страницах этого издания есть все необходимые сведения для подготовки к участию в Таинствах: святитель Симеон Солунский объясняет символику и смысл совершаемых в храме Таинств и других священнодействий. В книге также подробно рассматриваются различные стороны храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания.
В предисловии книги кратко рассказывается об авторе этого труда. Святитель Симеон, архиепископ Солунский - знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть, которая наступила 28 сентября 1429 года. Официальное прославление святителя состоялось в 1981 году, когда он был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Святитель Симеон признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным классическим трудом «Диалог против ересей и о Единственно-Истинной нашей Христианской вере, а также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви». Вместе с некоторыми другими работами автора, эта книга была впервые опубликована Патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведена на новогреческий язык в 1791 году и на русский - в 1856-1857 году. Эта работа представляет собой адаптированное для современного православного читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского» и наиболее известна под названием - «Премудрость нашего спасения».
В этом труде свт. Симеона толкование церковных Таинств представлено в форме диалога двух священнослужителей: клирика и архиерея. Первый задает вопросы, второй отвечает на них. Откроем книгу и прочитаем один из вопросов и последующее за ним объяснение. Обращаясь к своему собеседнику, клирик говорит: «Получив уже от вас наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных Таинств: сколько их и какие они, а также в чём сила каждого из них и что мы получаем через их посредство». И вот что ему отвечает Архиерей: «По настоятельной вашей просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия (Ис. 11,2), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство, брак, покаяние и елеосвящение. Кратко я скажу о каждом из них...»
Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша (Пс. 50,7). Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы. Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом, освобождаясь от тления, мы соединяемся с бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении».
Следующее Таинство – Рукоположение. Оно «сообщает человеку власть и силу Создателя. Без Него не могло бы существовать ничто, что существует. Он Сам приходил на землю, чтобы и нас возвести к жизни блаженной. И вот эту-то силу Свою, возносясь от нас, даровал Он нам через установленное Им священство. Благодаря этому теперь у нас совершаются священнодействия, ибо без священников они невозможны». Говоря о браке, архиерей отмечает, что это Таинство установлено Богом «из снисхождения Его к нам ради рождения детей. Этот дар неотменим до скончания нашего тленного мира». Еще одно Таинство – Покаяние. «Покаянием – говорит автор, - мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению, кроме подвигов и трудов, кроме обращения ко Христу и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла».
Седьмое Таинство – Елеосвящение. «Святой елей, как священнодействие и образ Божественной милости, дан Богом во очищение и освящение для тех, кто хочет избавиться от грехов. Поэтому святой елей и оставление грехов дарует, и болезни исцеляет, и присутствует в освящении. Всё это дал нам Иисус Христос, и передали нам, по воле Его, божественные Его ученики. Поскольку природа наша двойственна: мы состоим из души и тела, постольку и священнодействия, которые Он даровал нам, имеют две стороны. И Сам Он сделался для нас двояким, пребывая истинным Богом и сделавшись истинным человеком. Точно так же Он благодатью Святого Духа освящает наши души, а чувственными же водой, и елеем, и хлебом, и чашей, и всем прочим, что освящается Духом, освящает тела наши и дарует нам всесовершенное спасение». Ну а более подробно о Премудрости нашего спасения вы можете прочитать самостоятельно.
*** Почитание святителя Симеона Солунского не пресекалось из поколения в поколение, память о нем и его дух живут во множестве его выдающихся трудов. Святитель является автором разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех своих трудах он предстает пламенным защитником Православия, утверждая что - «Истинное благо для людей - быть православными, а если не быть, то лучше умереть». В этой книге святитель, отвечая на самые разнообразные богослужебные вопросы, раскрывает глубокий смысл Святых Таинств Церкви Христовой, через которые Господь премудро устроил спасение человека.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!