Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Крупин. Сияние Афона.
«Кто расскажет о трудах ваших, блаженные отцы? Кто достойно воспоет подвиги ваши — трезвение ума, непрестанную молитву, болезненное мученичество совести ради добродетелей, изнурение тела, совлечение страстей, всенощные стояния, вечнотекущие слезы, распинание втайне, смирение ума, победы над бесами, множество даров?.. О сонм преподобных, освященный в Боге и возжелавший Его! О богоносный пчельник, собравший в расщелинах и пещерах Святой Горы, как бы в ульях умных, сладчайший мед безмолвия! Троицы услада! Богородицы украшение! Афона похвале! И вселенной святочтимые! Предстательствуйте пред Господом о помиловании душ наших!» Такими словами святого Никодима Святогорца известный современный писатель Владимир Крупин предваряет свою книгу, в которой говорится о монашеской жизни на Святой Горе. Эта книга вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется «Сияние Афона». ***
Эта книга, написанная известным российским прозаиком и духовным писателем, лауреатом Патриаршей литературной премии, представляет собой обзор истории монашеской жизни на Святой Горе Афон, которая почитается церковными людьми как второй земной удел Божией Матери. Это глубоко эмоциональное, проникнутое трепетным отношением к святыням повествование основано на изучении многочисленных источников и подкреплено личными впечатлениями паломника, который неоднократно бывал на Афоне. Книга вышла в свет в год 1000-летия русского присутствия на Святой Горе и убедительно свидетельствует о неразрывных вековых связях России и Афона. Издание рассчитано на широкую читательскую аудиторию.
Как пишет автор в предисловии книги, «Святая Гора Афон — удел Божией Матери. После храма Гроба Господня в Иерусалиме — это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, - говорит Крупин, - мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. Когда Пресвятая Богородица вступила на афонскую землю, Она благословила ее, сказав: «Сие место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Благодать Божия да пребудет на месте сем». Было это промыслительное событие в 44 году от Рождества Христова. Пророческие слова об Афоне сбылись с совершенной точностью. Афон, земной удел Божией Матери, стал исключительно иноческой страной, монашеской обителью, соединившей в себе двадцать монастырей. Во мнении общественном он воспринимается не полуостровом, а самостоятельным островом, куда можно приехать только с одной целью — молиться Богу. Все остальное — от лукавого.
Сам побывав на Святой Горе, автор свидетельствует: «Афон - это навсегда. Не видел его - тянешься к нему. Увидел - никогда не забудешь. Двенадцатилетним отроком тайно пришел сюда один из самых почитаемых в Греции духовников, будущий старец Порфирий, пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливии, а потом... шестьдесят девять лет пробыл вдали от Афона, служил священником в афинской поликлинике, уходил в уединение, организовал женский монастырь Преображения Господня, в котором был наставником, и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было недавно, в 1991 году. Старца Порфирия мы вспомнили, - отмечает Крупин, - чтобы примером его жизни показать неодолимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве.
Как далее пишет автор, «монашеская жизнь — тайна. Мы, люди обычной жизни, видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших. Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он всегда уходил от мирской славы. По земной кончине Нила его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за лекарством для души и тела. Мироточение было обильным, и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал почившему учителю: «Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла». И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат публичностью, более того, настоятельно избегают известности».
Но все же, как говорится, «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5:14), так и не могут укрыться святые люди от мира, так как они являются по слову Спасителя, «светом миру». Так или иначе, а их святая жизнь становится известна всему миру, а их жития передаются из века в век. Вот и автор этой книги рассказывает о святых отцах, подвижническая жизнь которых связана со Святой Горой. Так, первым святым Афона, образ которого дошел до нас, считается преподобный Петр Афонский. В трапезной монастыря Хиландар — его изображение. Это совсем исхудавший старец с длиннейшими седыми волосами, высоким лбом, с пронзительным взглядом. Время его подвигов — первая половина IX века. Достойно рассказа и жизнеописание святого Афанасия. Афонский патерик так начинает повествование его жития: «Этого небесного человека, земного ангела, бессмертных похвал достойного мужа в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках взрастил Константинополь, а представили в нем жертву Богу Кимин и Афон». Тут перечислены места жизни святого, а его житие автор рассказывает на страницах книги.
Вообще, как считает автор, нет необходимости подробно излагать жизнеописания святых. Сегодня издается много святоотеческой литературы. Вновь выходят «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, книги о русских монастырях, для автора же важен факт связи того или иного святого с Афоном. В X веке слава об Афоне была повсеместна. К преподобному Афанасию притекали отовсюду: из Рима, Македонии, Италии, Грузии, Армении и, конечно, Болгарии и России. Почему «конечно»? Потому что Афон для славян был, как тогда выражались, «рассадником иночества и благочестия». К 11 веку были монастыри — болгарский Зограф и русский Ксилургу.
Первым скитоначальником, пришедшим на Русь со Святой Горы Афон, называют прп. Нила Сорского. Личность, - как пишет автор, - удивительная, поклонения достойная! Сам преподобный Нил называет себя невеждою. Но его сочинения, его жизненный путь говорят, что Святую Русь озарил своим подвигом муж достойнейший. Сейчас пустынь Нила Сорского возрождается в былой славе. А при большевиках была разорена, унижена, превращена в психиатрическую больницу. Страдальцем за веру Христову автор называет преподобного отца Максима Грека, инока афонского. Преподобный Максим - один из тех мостов, что соединили Русь с Афоном. Не всегда Русь была милостива к святому, но упокоился он в Русской земле. Преподобный родом из Албании, но родители его греческого происхождения, посему он и вошел в историю как Максим Грек.
А вот возобновителем русского монашества является прп. Паисий (Величковский). Петровские церковные реформы, упразднение Патриаршества, секуляризация имущества Церкви ускорили исход монахов из России. Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения, великий Паисий. На Святую Гору он ушел в 1746 году. В 1757 году основал скит Пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка». Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что, вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», творения преподобного Исаака Сирина, «Огласительные слова» преподобного Феодора Студита, сочинения святителя Григория Паламы, преподобных Максима Исповедника и Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы» (то есть колосья, собранные с нивы Господней). И, как отмечает автор, - пока мир наш будет жив, память о великом старце Паисии будет нас спасать и согревать.
*** Как отмечает автор в предисловии книги, «многие места нашей земли напоминают красоту Дня творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас — это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность». Об этом автор свидетельствует на страницах книги «Сияние Афона».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Учимся растить любовью. Безопасность детей в Сети
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!