У книжной полки. 28 ноября

28 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Крупин. Сияние Афона.

 

«Кто расскажет о трудах ваших, бла­женные отцы? Кто достойно воспоет подвиги ваши — трезвение ума, непре­станную молитву, болезненное мучени­чество совести ради добродетелей, из­нурение тела, совлечение страстей, все­нощные стояния, вечнотекущие слезы, распинание втайне, смирение ума, побе­ды над бесами, множество даров?.. О сонм преподобных, освященный в Боге и возжелавший Его! О богоносный пчель­ник, собравший в расщелинах и пеще­рах Святой Горы, как бы в ульях умных, сладчайший мед безмолвия! Троицы усла­да! Богородицы украшение! Афона похва­ле! И вселенной святочтимые! Предста­тельствуйте пред Господом о помилова­нии душ наших!» Такими словами святого Никодима Святогорца известный современный писатель Владимир Крупин предваряет свою книгу, в которой говорится о монашеской жизни на Святой Горе. Эта книга вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется «Сияние Афона». ***

Эта книга, написанная известным российским прозаиком и духовным писателем, лауреатом Патриаршей литератур­ной премии, представляет собой обзор истории монашеской жизни на Святой Горе Афон, которая почитается церковными людьми как второй земной удел Божией Матери. Это глубоко эмоциональное, проникнутое трепетным отношением к свя­тыням повествование основано на изучении многочисленных источников и подкреплено личными впечатлениями палом­ника, который неоднократно бывал на Афоне. Книга вышла в свет в год 1000-летия русского присутствия на Святой Горе и убедительно свидетельствует о неразрывных вековых связях России и Афона. Издание рассчитано на широкую читательскую аудиторию.

Как пишет автор в предисловии книги, «Святая Гора Афон — удел Божией Матери. После храма Гроба Господня в Иерусалиме — это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, - говорит Крупин, - мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. Когда Пресвятая Богородица вступила на афонскую землю, Она благословила ее, сказав: «Сие место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Благодать Божия да пребудет на месте сем». Было это промыслительное событие в 44 году от Рожде­ства Христова. Пророческие слова об Афоне сбылись с совер­шенной точностью. Афон, земной удел Божией Матери, стал исключительно иноческой страной, монашеской обителью, соединившей в себе двад­цать монастырей. Во мнении общественном он воспринимается не полуостровом, а самостоя­тельным островом, куда можно приехать только с одной целью — молиться Богу. Все остальное — от лукавого.

Сам побывав на Святой Горе, автор свидетельствует: «Афон - это навсегда. Не видел его - тянешься к нему. Увидел - никогда не забудешь. Двенадцатилетним отроком тайно пришел сюда один из самых почитаемых в Греции духовников, буду­щий старец Порфирий, пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливии, а потом... шесть­десят девять лет пробыл вдали от Афона, служил священником в афинской поликлинике, уходил в уединение, организовал женский монастырь Преображения Господня, в котором был настав­ником, и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было недавно, в 1991 году. Старца Порфирия мы вспомнили, - отмечает Крупин, - чтобы примером его жизни показать неодолимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве.

Как далее пишет автор, «монашеская жизнь — тайна. Мы, люди обычной жизни, видим монахов в церкви, на послуша­ниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И нико­му не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших. Исцеленные и их знако­мые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он всегда уходил от мирской славы. По земной кон­чине Нила его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за лекарством для души и тела. Мироточение было обильным, и на­плыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподоб­ного сказал почившему учителю: «Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла». И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ жития преподобного, но сказан­ного достаточно, чтобы увидеть, насколько мона­хи не дорожат публичностью, более того, настоя­тельно избегают известности».

Но все же, как говорится, «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5:14), так и не могут укрыться святые люди от мира, так как они являются по слову Спасителя, «светом миру». Так или иначе, а их святая жизнь становится известна всему миру, а их жития передаются из века в век. Вот и автор этой книги рассказывает о святых отцах, подвижническая жизнь которых связана со Святой Горой. Так, первым святым Афона, образ которого дошел до нас, считается преподобный Петр Афонский. В трапезной монастыря Хиландар — его изобра­жение. Это совсем исхудавший старец с длиннейшими седыми волосами, высоким лбом, с пронзительным взглядом. Время его подвигов — первая половина IX века. Достойно рассказа и жизнеописание святого Афанасия. Афонский патерик так начинает повество­вание его жития: «Этого небесного человека, земного ангела, бессмертных похвал достойного мужа в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках взрастил Константинополь, а представили в нем жертву Богу Кимин и Афон». Тут перечислены места жизни святого, а его житие автор рассказывает на страницах книги.

Вообще, как считает автор, нет необходимости подробно излагать жизнеописания святых. Сегодня издается много святоотеческой литературы. Вновь выходят «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, книги о русских монастырях, для автора же важен факт связи того или иного святого с Афоном. В X веке слава об Афоне была повсеместна. К преподобному Афанасию притекали отовсюду: из Рима, Македонии, Италии, Грузии, Армении и, конечно, Болгарии и России. Почему «конечно»? Потому что Афон для славян был, как тогда выражались, «рассадником иночества и благочестия». К 11 веку были монастыри — болгарский Зограф и русский Ксилургу.

Первым скитоначальником, пришедшим на Русь со Святой Горы Афон, называют прп. Нила Сорского. Личность, - как пишет автор, - удивительная, поклонения достойная! Сам преподобный Нил называет себя невеждою. Но его сочинения, его жизненный путь говорят, что Святую Русь озарил своим подвигом муж достойнейший. Сейчас пустынь Нила Сорского возрож­дается в былой славе. А при большевиках была разорена, унижена, превращена в психиатриче­скую больницу. Страдальцем за веру Христову автор называет преподобного отца Макси­ма Грека, инока афонского. Преподобный Мак­сим - один из тех мостов, что соединили Русь с Афоном. Не всегда Русь была милостива к свято­му, но упокоился он в Русской земле. Преподобный родом из Албании, но родители его греческого происхождения, посему он и вошел в историю как Максим Грек.

А вот возобновителем русского монашества является прп. Паисий (Величковский). Петровские церковные реформы, упразднение Патриаршества, секуляризация имущества Церк­ви ускорили исход монахов из России. Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их при­нимал, без преувеличения, великий Паисий. На Святую Гору он ушел в 1746 году. В 1757 году основал скит Пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка». Для про­славления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что, вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», творения преподоб­ного Исаака Сирина, «Огласительные слова» преподобного Феодора Студита, сочинения святителя Григория Паламы, преподобных Максима Исповедника и Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы» (то есть колосья, собранные с нивы Господней). И, как отмечает автор, - пока мир наш будет жив, память о великом старце Паисии будет нас спасать и согревать.

 

*** Как отмечает автор в предисловии книги, «многие места нашей земли напоминают красоту Дня творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумруд­ное, что не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас — это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, кото­рые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность». Об этом автор свидетельствует на страницах книги «Сияние Афона». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать