У книжной полки. Протоиерей Михаил Хитров. Дуновение вечности. Светочи христианства. Цветы с Луга Духовного

28 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
20 веков отделяют нас от века апостольского. Как отдаленные звуки из глубины минувшего, дошли до нас несколько отрывочных, скудных преданий о жизни и деятельности апостолов и их преемников. И это вполне понятно: они не думали о себе и всецело, с полным самоотвержением, служили великому делу благовестия. Живя в мире, апостолы и их последователи были чужды мира. Они не искали себе ни славы, ни богатства, ни спокойствия. Они были как бы гражданами иного мира – Небесного. Их высокий пример жизни во Христе многим помогал обретать здесь, на земле, истинные ценности. И потому так драгоценны те немногие сведения об апостолах и святых первых веков христианства, которые сохранились для нас. О том, как жили первые христиане, как они любили Бога и, не смотря на гонения, сохраняли веру Христову, рассказывает книга «Дуновение вечности». ***

Книга «Дуновение вечности», выпущенная в свет издательством «Правило веры», состоит из двух частей. В первой части, которая называется «Светочи христианства», помещены рассказы о святых людях первых веков, достигших духовного совершенства. Здесь даны и краткие эпизоды из жизни святых, например, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца и блаженного Августина и более полные жития таких святых, как, великомученик Евстафий Плакида, царица Александра, святая Перпетуя и других. Во второй части книги, название которой «Цветы с Луга Духовного», собраны рассказы по событиям знаменитого произведения христианской древности блаженного Иоанна Мосха.

Автор книги, протоиерей Михаил Иванович Хитров родился в 1851 году в бедной многодетной семье сельского священника. Окончив духовное училище, а потом и семинарию, отец Михаил с блеском завершил образование на историко-филологическом факультете Московского университета, вслед за чем выдержал и кандидатский экзамен в Московской духовной академии. Многие годы он преподавал всеобщую и церковную историю в различных учебных заведениях Москвы. Отец Михаил прекрасно знал древние языки, свободно читал на немецком и французском, умел отлично пользоваться всеми новейшими - по тем временам - научными источниками. В его любовно сделанных переводах и с его яркими историко-археологическими примечаниями изданы два замечательных памятника святоотеческой литературы: «Луг Духовный» Иоанна Мосха и «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина.

В свое время отец Михаил принимал самое живое участие и в издании творений святителя Феофана Затворника, тщательно разбирая бумаги покойного владыки. Отец Михаил был и отличным художником. Одна из гравированных им икон Спасителя произвела такое впечатление на святителя Николая Японского, что - по его просьбе - была отпечатана в количестве трех тысяч экземпляров и отправлена в Японию. Весной 1895 года Михаил Иванович был рукоположен в сан иерея, а в 1897 году избран помощником председателя Училищного совета при Святейшем Синоде, с возведением в сан протоиерея, и переехал в Санкт-Петербург. Отец Михаил был в полном расцвете своих духовных дарований. Он весь пламенел ревностью к тому делу, к которому был призван и сердцем, и высшей церковной властью, - делу народного просвещения. Не оставлял батюшка и пастырского служения: в церкви Милующей Божией Матери, близ которой отец Михаил поселился в Санкт-Петербурге, он каждое воскресенье вел беседы и читал проповеди.

Однако протоиерей Михаил Хитров сделался известен русскому православному люду не только как опытнейший педагог, неутомимый просветитель и «пастырь добрый». С 1876 года он печатал в отечественных духовных журналах очерки из истории древней Церкви, жизнеописания православных святых, проповеди и поучения, статьи и рецензии. Все написанное отцом Михаилом, особенно изданные книги, пользовалось исключительной популярностью, - и заслуженно, ибо эмоциональность, несомненная стилистическая одаренность, высочайшая эрудированность и тонкая художественность творений отца Михаила привлекали к себе самые широкие круги читателей. А он, трудясь над произведениями, придерживался убеждения, «что как для подрастающего поколения, так и для всего нашего народа следует позаботиться о таком чтении, которое давало бы не одни только сведения по тем или другим отраслям знания, а тем менее забаву или развлечение. Но которое служило бы нравственному образованию, давало бы нравственное направление ума и сердца».

В книге «Дуновение вечности» автор постарался изобразить - по возможности в живых рассказах - возвышенные примеры различных христианских добродетелей. Прочитаем фрагмент одного из рассказов, вошедших в первую часть сборника. Он называется «Счастливая мать» и посвящен блаженному Августину, память которого Святая Церковь совершает 28 июня, и его матери святой Монике. И вот что рассказывает автор: «Весна. Мартовские иды. Южное солнце, посылая жаркие лучи, освещает пеструю, оживленную картину кипучей торговой деятельности в римской гавани Остия. Идет спешная разгрузка кораблей, прибывших из отдаленных провинций с разного рода товарами. Хлеб, вино, масло, соль, дерево, мрамор, слоновая кость и другие богатства всех стран света в огромном количестве сложены в гавани, ожидая уборки в амбары, чтобы потом напра­виться в Рим и другие города Италии».

Здесь же в гавани, мы, по словам автора, найдем африканских или, точнее, нумидийских уро­женцев — мать и сына, которые собрались к отправлению на родину. «То были блаженный Августин и Мо­ника. Мы видим теперь, - пишет автор, - с какой почтительною любовью сын говорит со своею матерью, какою силою материнской любви и нежности дышит все существо Моники. А ведь было время, когда мать, хотя и с сокрушенным сердцем, должна была удалить сына из своего дома и не допуска­ла его вкушать пищу за ее столом... Да, много слез пролила Моника, претерпела много невыразимых душевных тревог и страда­ний, прежде чем глаза ее засияли радостью при взгляде на Августина, всею душою наконец об­ратившегося к Богу. Юношею он отличался выдающимися способ­ностями, особенно в красноречии. Но успехи сына не радовали Монику. Ей несравненно дороже было спасение души его, а между тем она видела, что сын ведет разгульную жизнь и по­гружается все более и более в бездну порока.

Она ли не заботилась о том, чтобы с детства внушить ему свои христианские убеждения и страх Божий?! Не начертала ли она при самом его рождении на челе его знамение креста и не дала ли вкусить таинственной соли? Не употреб­ляла ли она затем всевозможных усилий, чтобы подраставшее чадо более и более проникалось духом веры Христовой? И что же?! Все, по-ви­димому, оказалось тщетным: молодой Августин дал полную волю своим страстям, впал в ере­тические заблуждения и был недалек от того, чтобы окончательно потерять веру. Что оставалось бедной матери? Одно: пла­менная, слезная молитва к Богу. Движимая ма­теринскою любовью, она умоляла уважаемых ею лиц подействовать на сына словами убеждения. «Еще не время! — заметил ей один святой муж.— Юноша еще слишком надмевается своим знанием. Оставь его на время и молись». «Смиряйся! Только не ослабевай в молитве: невозможно, чтобы погибло чадо стольких слез». И Моника не переставала изливать слезы в пламенной мольбе. Возможно ли описать радость Моники, когда она стала замечать, что ее слезные молитвы ус­лышаны, что ее сын возвращается на истинный путь — на путь истинной веры и христианской жизни!» Так пишет автор о блаженном Августине и его матери. А что он рассказывает о других святых, читайте в первой части этого сборника.

А во вторую, напомню, вошли рассказы по событиям знаменитого произведения блаженного Иоанна Мосха, о котором отец Михаил говорит: «Луг Духовный — знаменитое произведение христианской древности. Его полное загла­вие, известное в древние времена: Книга бла­женного Иоанна Евкрата (подвижник), назы­ваемая Луг, потому что она содержит много­цветное повествование о растениях Небесного цветника. Великий подвижник палестинский блаженный Иоанн Мосх, человек высокообра­зованный, вместе с своим учеником, впослед­ствии знаменитым патриархом Иерусалим­ским Софронием, в конце VI и в начале VII сто­летия совершили свое великое путешествие, обойдя Палестину, Сирию, Египет и закончив его в Риме. Плодом этого путешествия яви­лась книга «Луг Духовный». Достоверность ее рассказов вне всякого сомнения. Блажен­ный Иоанн записывает или то, что сам слы­шал или видел, или, передавая рассказ друго­го, тщательно обозначает имена лиц, пере­дававших рассказ. Высокое значение книги признано было торжественно на VII Вселен­ском Соборе». Познакомиться с некоторыми рассказами блаженного Иоанна Мосха в переработке духовного автора протоиерея Михаила Хитрова нам поможет книга «Дуновение вечности».

 

*** Как отмечают издатели, протоиерей Михаил Иванович Хитров оставил после себя светлую, поистине «блаженную» память в сердце каждого, кто хоть немного был знаком с ним. Не боясь избитого сравнения, можно было бы сказать, что в душе этого замечательного человека горел неугасимый светильник добра, готовый всякого согреть своим живительным теплом. Как говорит сам автор, «могучее влияние высокого примера на душу всем хорошо известно». Поэтому он и старался изобразить - по возможности в живых рассказах - возвышенные примеры различных христианских добродетелей. При чтении книги «Дуновение вечности» «перед читателем один за другим пройдут величавые образы святых мужей и жен, достигших - каждый в роде своего призвания - величайшего духовного совершенства. И кто знает, - говорит автор, - может быть, иное чуткое сердце при созерцании этих совершенств сильнее забьется, согревшись искрою Божественного пламени, одушевлявшего истинных страстотерпцев и борцов за веру». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать