У книжной полки. 27 января

27 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наталья Скоробогатько. Святая равноапостольная Нина.

 

Она подарила с любовью и верою
Священный Евангельский свет
Суровой стране, неприступной Иверии,
Далекому городу Мцхет.

Такими словами Натальи Николаевны Волоховой открывается книга о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Великим чудом было обращение ко Христу страны, населенной гордыми горцами, юной девой. Вот уж поистине — сила Божия в немощи свершается! Один на один вышла она сразиться с многоглавым драконом язычества и победила. Об этом ее подвиге и рассказывает книга Натальи Скоробогатько, вышедшая в свет в издательстве Христианская жизнь. Она так и называется – «Святая равноапостольная Нина». 

Эта книга из серии «Детская православная библиотека» содержит житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, в художественном изложении для детей Наталии Скоробогатько, а также рассказы о двух женских обителях, связанных с именем святой, о чудесном случае ее помощи в исполнении благочестивого желания одной верующей девушки, которая мечтала уехать на Святую Землю и принять там постриг, о помощи святой Нины в годы Ленинградской блокады. Кроме того автор, рассказывает о митрополите Зиновии (Мажуге), который долгое время был живой связью между Русской и Грузинской Церковью, служил в Грузии при пяти Патриархах и у всех пользовался любовью и уважением. Он трижды был награжден, кроме прочих многочисленных наград, орденами святой Нины – 1-й, 2-й, и 3-й степеней.

В предисловии автор пишет: «Нинам повезло. Не о каждом святом дошли до нас сведения столь подробные, как о святой Нине, их небесной покровительнице. Святой Нине выпал жребий равноапостольного подвига. Равноапостольными называют тех миссионеров-просветителей, кто в своем подвиге оказался подобен апостолам, ученикам Христа, кто, как они, прославился обращением целых народов в христианскую веру. Опасен и труден этот подвиг: ведь христианский миссионер имеет мужество посягать на чужие, хотя и ложные, святыни. Он приходит к народам другой веры, которые видят в нем чужака, и потому он всегда должен быть готовым принять от их рук мучения и даже смерть. В чужой стране, где не приходится рассчитывать на помощь и поддержку местных жителей, даже природа может стать враждебной и опасной, ощетинившейся чрезмерным холодом или, наоборот, зноем, дикими зверями, голодом, незнакомыми болезнями...

А тут — Нина, хрупкая девушка! Из числа христиан-миссионеров она такая, пожалуй, одна. Молоденькая, неопытная в житейских трудностях, да к тому же не знающая языка и обычаев горцев, к которым она идет, не знакомая с особенностями кавказской природы; в одном ветхом платьишке в горах, где даже летом по ночам очень холодно; без запасов еды, питья! Да возможно ли такое? Уж не сказки ли всё то, что о ней рассказывают? Нет, не сказки, тому множество свидетельств как исторических, так и вполне осязаемых, таких как Нинин крест, ее святые мощи. Да и весь народ православной Грузии — тому свидетельство. Но тогда возникает вопрос: как же такое возможно? То, что невозможно человеку, возможно Богу. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», — говорил апостол Павел (Флп. 4, 13). Нина все превозмогла потому, что Сам Господь и Пресвятая Богородица помогали ей. Но почему Они выбрали именно Нину? Об этом мы узнаем, познакомившись с жизнью святой и ее подвигом поближе.

Итак, как повествует автор, «святая Нина родилась в 280 г. в Восточной части Римской империи, в знатной семье военачальника Завулона, родственника святого великомученика Георгия Победоносца. Нинин дядя со стороны матери был Иерусалимским Патриархом. Когда девочке исполнилось 12 лет, семья перебралась в Иерусалим. Здесь отец Нины взял у Патриарха благословение на монашеский подвиг и удалился в пустыни Иорданские, мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, помогая нищим и больным женщинам, а Нина стала жить при Иерусалимском храме у своего дяди Патриарха Ювеналия. Здесь она была препоручена заботам благочестивой старицы Нианфоры, которая полюбила Нину, как родную дочь, и воспитала ее доброй христианкой.

Однажды Нианфора читала Нине евангельское повествование о распятии Господа, о том, как воины делили сотканный Богоматерью хитон Господень. "А где теперь находится этот хитон?" - спросила Нина. "В иверийском городе Мцхете", - ответила няня и рассказала, что иверийцы являются язычниками и покланяются идолам. После этого разговора Нина страстно захотела прикоснуться к хитону Господню и стала молиться Пресвятой Богородице, чтобы Матерь Божия сподобила ее достичь Иверии и найти там святой хитон. Однажды во сне Нине явилась Царица Небесная, вручила ей крест, сплетенный из виноградных лоз, и сказала: "Иди в Иверию, проповедуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, а Я буду твоей Помощницей. А этот крест будет тебе защитой!" Пробудившись, девушка увидела в своей руке тот самый крест! Она отрезала у себя длинную прядь волос и обвила ее вокруг креста, затем пошла к Патриарху и рассказала ему обо всем. Патриарх благословил Нину на апостольский подвиг».

Мы не будем пересказывать все житие святой Нины, предоставив нашим читателям самим познакомиться с ним. Но вспомним о событии, которое произошло 74 года назад – это снятие блокады Ленинграда. Автор книги приводит такую историю: «Однажды писатель Валерий Лялин спросил митрополита Зи­новия (Мажугу): «Как относиться к тому, что день полного снятия блокады Ленин­града 27 января (1944 г.) совпадает с днем памяти святой равноапостольной Нины?» Вот что ответил владыка: «Многие народы оплакивали и скорбе­ли, молились и помогали, как могли, осажденному и гибнущему населению Ле­нинграда... Все жалели ленинградцев. В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина стоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из ее глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, как бы хрустальные слезы. Я это рас­толковал так, что Божия Матерь дала по­слушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу.

Издревле на Руси считалось, что в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей. И посему жители Ленинграда, в знак Божией милости к ним и в знак признатель­ности святой Нине за ее предстательство перед Господом, в каждом храме города на Неве должны иметь образ святой Нины с соответствующей надписью в память пол­ного снятия блокады, чтобы потомки пом­нили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если и храм созиждут в память святой равноапостольной Нины, то благо будет им и потомкам их». Далее писатель рас­сказывает: «И вот, по прошествии многих лет, когда я из Грузии вернулся в Санкт-Петербург и в один из дней после молебна в часовне святой блаженной Ксении Пе­тербургской зашел в Смоленский храм, то там увидел я икону святой равноапостоль­ной Нины с дарственной надписью в па­мять снятия блокады».

 От себя автор добавляет, что почитаемая икона святой Нины находится также в петербургской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Там в день ее памяти со­вершается Божественная литургия с мо­лебном святой Нине и панихидой по по­гибшим в годы блокады. А относительно храма пожелание владыки Зиновия сбылось в 2010 году, когда в Полежаевском парке Санкт-Петербурга была по­строена церковь во имя святой Нины, освя­щенная в знаменательный день 27 января.

 

*** В заключение своего рассказа автор отмечает, что из жития святой Нины мы видим, как она в полной мере обладала тем, что наши святые старцы называли мудрым пожданием. Святая Нина не была, как это часто с нами случается, этаким христианским «агитатором и пропагандистом», действу­ющим с «кавалерийским наскоком». Так можно только навредить делу. Нет, Нина учила вере Христовой прежде всего своим примером, своей жизнью. Много позже, в XIX веке, великий ста­рец Серафим Саровский учил: «Стяжай дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Именно так и жила святая Нина: сначала своими кротостью, самоотвержением, по­стоянной молитвой она обрела благодать Святого Духа, а затем эта Божия благодать принесла ей доверие и любовь народа Иверии, силу влияния и убеждения. В подвиге молодой хрупкой девы нагляд­но осуществилось сказанное апостолом Павлом: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13)». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать