У книжной полки. 27 января

27 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Владимир Хулап. Венцы любви. Книга о Таинстве Венчания.

 

Для чего люди венчаются? Если задать приходящим в наши храмы этот вопрос, мы услышим совершенно разные ответы. Для одних венчание является красивой церемонией, дополняющей традиционные авто и белое платье невесты, для других оно — некое «магическое снадобье», которое должно автоматически придать заключаемому браку прочность и нерушимость, третьи венчаются потому, что «все так делают» и «мы же православные», для четвертых невозможно совершить такой важный шаг, как вступление в брак, без молитвы о его благословении Богом. Но все эти пары объединяет одно — они хотят, чтобы их брак был крепким и счастливым, стремятся прожить долгую радостную жизнь с любимым человеком. Что такое брак, и особенно — брак христианский, как его понимание выражается в символах и текстах православного венчания – об этом говорится в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Изд. Никея и называется – «Венцы любви. Книга о Таинстве Венчания». ***

 Каждая семья призвана совершить самый великий подвиг, на который способен человек, – подвиг любви. Книга петербургского богослова и публициста протоиерея Владимира Хулапа рассматривает любовь и брак с точки зрения Священного Писания и Православного Предания. Отец Владимир издал не так много книг, но читатель знает этого автора по его публикациям в журнале Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая». Как и статьи, книгу отличает удивительная глубина повествования, сочетающаяся с простым и ясным языком. Автор умеет открыть пласты смысла там, где, казалось бы, всем и так всё ясно. Это издание, несомненно, обогатит любого человека в его взглядах на супружество. 

В первой части книги автор рассказывает об идеале христианского брака, его духовном смысле, о том, какие плоды может принести супружество в жизни. Во второй - отец Владимир подробно разбирает тексты таинства Венчания, описывает сам обряд, раскрывает его смысл и символы. В третьей части под названием «FAQ (часто задаваемые вопросы) о церковном браке» автор дает ясные и содержательные ответы на практические вопросы о венчании и супружестве. Как отмечает отец Владимир, эта небольшая книга предлагает читателям не богословский трактат о семье, но размышления о том, что означает церковное таинство Венчания и какие плоды оно может принести в жизни каждого человека. Ведь именно от супругов зависит, оставит ли оно только красивые фотографии на страничке в социальной сети или станет источником силы и радости на пути построения успешного брака.

Очевидно, что брак заключают не только христиане, семья существует на протяжении всей истории человечества. Поэтому неудивительно, что между христианским и светским пониманием брака есть много точек соприкосновения. Общим является то, что и Православная Церковь, и наше общество рассматривают брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый для создания семьи, рождения и воспитания детей. Именно здесь человек формируется как личность, получает самые важные уроки совместной жизни с другими людьми, обеспечивает продолжение рода и сохраняет преемственность поколений. Вместе с тем мнения о браке у многих мыслителей были радикально противоположными.

Так, например, Сократ считал брак «необходимым злом», Оноре де Бальзак сравнивал с «войной между мужчиной и женщиной, в которой победителю достается свобода», в то же время понимая, что именно здесь возможно достижение полноты межчеловеческих отношений: «Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?» (говорил Дидро). Римский юрист Модестин (III в.) возвышенно определял брак как «союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Однако христианство идет еще дальше и видит в браке не договор, но благословленное Богом глубинное единство. Уже на первых страницах Библии перед нашим взором разворачивается величественная картина сотворения мира, на вершине которого находится союз мужчины и женщины — брак.

Человек, венец творения, возникает как единство мужского и женского начала: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Тем самым оба они становятся носителями высшей земной власти, обладающими одинаковой ценностью и достоинством перед Богом. Их задача — не только являть миру целостный человеческий лик, но и быть живым воплощением образа Божия. Поэтому первый союз становится образцом, «иконой» всех последующих семейных союзов в истории человечества. В такой перспективе брак далеко выходит за рамки обычного социального института, его нельзя свести к одной из форм исторического развития или рассматривать как принятую в обществе условность. Он заложен Богом в природу человека, органично включен Им в план сотворенного мира и сделан инструментом продолжающегося чуда творения. Ведь первая пара, а в ее лице и все последующие получают заповедь о наполнении, обновлении и развитии мира: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28).

В следующей, второй главе Книги Бытия в центре внимания вновь оказываются отношения между полами — однако теперь в рамках более подробного описания взаимной устремленности мужчины и женщины. Бог творит Адама, вверяет ему райский сад (Быт. 2: 8), однако в этом идеальном мире первый человек остро ощущает свое одиночество и неполноту. «Горе одному!» — восклицает Екклесиаст (Еккл. 4: 9), и эта пронзительная боль одиночества, хорошо знакомая каждому из нас, может быть исцелена только общением с подобным себе. При описании полноты и красоты создаваемого мира неоднократно звучат слова «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 10, 12). Однако теперь мы впервые слышим о его несовершенстве: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Эту фразу можно перевести и иначе: «сотворим ему восполняющего» — того, с кем он может достичь полноты жизни, обрести новое качество бытия, стать самим собой. Первый человек не может самостоятельно создать того, кто ему нужен, поэтому самое близкое для него существо становится даром Творца.

Венчание в Православной Церкви является таинством, то есть особым «местом встречи» между Богом и человеком, благодатным импульсом, который должен задать направление новому вектору совместной жизни супругов. В такой перспективе становится возможным следующее определение: «Брак — это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, расширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истинной полноте», так писал священник Александр Ельчанинов. В чем же заключается тайна брака и как ее раскрывает христианство? Для ответа на этот вопрос автор предлагает взглянуть на любовь и брак с точки зрения Священного Писания, чтобы понять, почему он является таинством. Богослужебным ключом к этой тайне является чинопоследование обручения и венчания, истории и разъяснению которых и посвящена вторая часть книги. После этого о. Владимир отвечает на наиболее распространенные вопросы о венчании, которые обычно задают священнику в храме.

Как отмечает автор, от того, как мы относимся к окружающей нас реальности, зависит вся наша жизнь. Одна старая притча рассказывает о путнике, пришедшем в средневековый город. На его центральной площади он увидел трех каменотесов, которые выполняли одну и ту же работу, но каждый относился к ней по-разному: один ненавидел, но не видел другого выбора, второй работал ради обеспечения семьи. И лишь третий радовался, что нашел эту прекрасную работу, считая ее своим служением Богу, смыслом всей его жизни. Одна и та же работа, но три разные реакции, три цели — и, как следствие, три совершенно разных жизненных пути. Эта притча, по словам автора, верна и в отношении брака. Станет ли супружество блаженством или пыткой, зависит только от самих мужа и жены.

 

*** Как говорит отец Владимир, семья — это неизведанная земля, терра инкогнита, на которую супруги вступают без каких бы то ни было гарантий успеха, вот почему на этом пути обязательно нужен проводник и карта. Для христиан таким провожатым является Церковь, а детальной картой — ее учение о браке, выражающееся в том числе в текстах таинства венчания. Его можно сравнить с лекарством, которое принесет огромную пользу, если знать, в чем его сущность и при каких семейных недугах оно может помочь. Вместе с тем каждая семья имеет от Бога свой дар, который супруги должны вместе открыть, стремясь к тому идеалу брака, который дает христианство. Поэтому эта книга будет полезна как тем, кто хочет больше узнать о предстоящем венчании и делает свои первые шаги в православном храме, так и стремящимся глубже постичь смысл и цель своего брака, открыть в нем новые духовные аспекты, чтобы тем самым сделать свою семейную жизнь насыщеннее и богаче.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать