У книжной полки. 27 октября

27 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монах Маркелл. Духовный опыт старца Иосифа Исихаста.

 

Каким образом в наше время можно приобрести и сохранить благодать Духа Святого? Как надлежит сражаться с телесными страстями? Как противостоять коварству бесов? Вопросы на эти вопросы можно найти во многих житиях святых. Можно их найти и в жизнеописаниях и трудах старцев последних времен, одним из которых стал святогорский старец - Иосиф Исихаст. Подвижник 20 века, «поставленный в первом ряду для сражения с бесами; он вступил с ними в бой и попрал силу их. Он - несравненный делатель души, который, заключая сердце в глубине ее, научился созерцать ее обиталище. Посредством заключения ума в сердце, внимания и терпения он насадил в своей душе цветущий сад и открыл в нем источник живой воды - умной молитвы». О его подвижнической жизни рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Духовный опыт старца Иосифа Исихаста». ***

Книга монаха Маркелла, насельника святогорской обители Каракалл, повествует о подвижническом житии его духовного наставника - старца Иосифа Исихаста. В ней также содержится систематическое изложение учения старца, составленное на основании его 65 писем, изданных в монастыре святого Филофея и сохранившихся до наших дней. Из этих писем ясно, что старец Иосиф был продолжателем и выразителем традиции монашеского трезвения. Его аскетический подвиг, его мужественная брань с бесами и собственными страстями, стремление к очищению сердца от греховных помыслов, дар непрестанной Иисусовой молитвы — все это позволило ему достичь высот духовного трезвения и сподобиться созерцания Божественного нетварного света.

По словам монаха Маркелла, все житие старца представляет собой духовный синаксарь, напоминающий о древних подвижниках пустыни. Брань его с бесами была такова, о какой страшно даже слышать в наше время. Это был мужественный борец со страстями, понуждавший себя к невероятным степеням подвижничества. Старец обрел великую чистоту и непорочность души и тела, причем образцом для него всегда служила Пресвятая Богородица. В одном из своих писем он писал: «Я не в силах описать вам, насколько Пресвятая Богородица любит целомудрие и святость. Поскольку Она — единственная Пречистая Дева, то Она желает, чтобы все были подобны Ей, и любит таких людей».

По словам автора, приснопамятный старец Иосиф прошел все этапы духовного пути, какие может пройти человек, то есть очищение, просвещение и совершение. Он познал все духовные дарования, свойственные этим состояниям. Старец сделался опытным духовным руководителем, наставником духовной жизни, обладающим даром рассуждения и свободным от прелести. Вот почему он писал: «Я вынужден проложить борозды в мир, ведь есть надежда, что чистые души воспримут сие слово и воздаяние за любовь принесет мне пользу. Итак, послушайте мои слова, уделите мне внимание...» Его жизнь и учение, по словам автора, являют собой православное богословие, воплощенное в опыте. Соблюдая духовное послушание сему святому Старцу, нашему батюшке, мы, - говорит автор, - должны исполнять его советы, дабы и сегодня на Святой Горе продолжалась традиция трезвения и безмолвия и мы, недостойные, могли угождать Пресвятой Богородице, удел Которой населяем.

Нам, - отмечает монах Маркелл, - надлежит от всего сердца возблагодарить Бога за то, что в эти трудные годы, какие переживает человечество, наша Православная Церковь продолжает являть преподобных, которые воплотили в своем подвижническом житии безмолвническое и трезвенное предание древних отцов. Обновив, они передали его не только современному поколению монахов, но и христианам, подвизающимся в миру.

Учение этих современных преподобных отцов распространяет свое сияние по всей вселенной, так что желающие испить живой воды из источника умной молитвы и вкусить плодов Духа Святого могут обращаться к их книгам.

Таким подвижником был и старец Иосиф. Он прожил безмолвническую жизнь, сделался опытным и рассудительным наставником и внес величайший вклад в знание современного мира о такой жизни и трезвенном делании. Он обновил безмолвническую жизнь и делание умной молитвы, в результате чего сияние Святой Горы распространилось далеко за пределами Греции.

Он с великой ревностью пришел на Святую Гору, надеясь найти там подвижников, которые научили бы его безмолвническому житию, и горько плакал из-за того, что таких наставников не нашлось. Однако его великую жажду пустынной жизни, какую вели древние подвижники, не оставила неутоленной Пресвятая Богородица. От Нее получил будущий старец дар умной молитвы, когда он еще был новоначальным монахом. Вот как об этом рассказывает сам старец.

«Однажды у меня случилось много искушений. И весь тот день я молился с величайшей болью. И наконец вечером, на заходе солнца, успокоился, голодный, изнуренный от слез. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа все об одном, обессиленный и огорченный. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И душа моя наполнилась несказанным благоуханием. И мое сердце сразу начало, как часы, умно читать молитву. Итак, я поднялся, полный благодати и беспредельной радости, и вошел в пещеру. И, склонив свой подбородок к груди, начал умно читать молитву... С тех пор молитва не прекращает умно звучать внутри меня». Следствием этого происшествия была великая любовь, которую старец питал к Пресвятой Богородице. Благодаря Ее заботе он после многих трудов и жестокой брани с бесами стяжал великую чистоту и непорочность души и тела. Свидетельством этой чистоты было и благоухание благодати Духа Святого, которое разливалось по его келлии, так что его ощущали те, кто приходил к старцу за благословением и советом.

По словам монаха Маркелла, старец Иосиф опытом познал, что дарования Святого Духа — не результат определенной аскетической методики, а дар Бога Святого. Своеобразие и сила подвижничества каждого человека зависят от его личных особенностей. Ведь каждый человек — личность, единственная и неповторимая. Божественная благодать каждого человека посещает по-своему, наделяя его дарами, соответствующими присущим ему качествам. И сегодня в нашей душе, по мнению автора этой книги, должен раздаваться живой голос старца: «Трудись сейчас, в молодости... И когда состаришься, пожнешь урожай бесстрастия». Этот его призыв очень важен, потому что оттого, как мы трудимся в молодости, зависит спасение нашей души.

Никогда не следует успокаиваться на некоем внешнем типе духовной жизни. Без трезвения, внимания и подвижничества невозможно покаяние и, следовательно, дом души не сохраняется в чистоте. Духовная жизнь начинается с того момента, когда ум, этот управитель и питатель души, проснется и начнет сражаться со страстями, изгоняя нечистоты лукавых помыслов, которые проникли внутрь нашей души и составляют ее мрак.

Умная молитва — наилучший способ очистить душу от страстей и приобрести просвещение Божественной благодати. Старец Иосиф считается одним из лучших наставников умной молитвы. Читая его письма, по словам монаха Маркелла, ощущаешь приобретенную опытом мудрость и благодать опытного подвижника, умеющего исцелять страсти и внушать каждому человеку рвение и склонность к подвижничеству. Его слова порождают духовные изменения в нашей душе, заставляя нас пересмотреть свою духовную жизнь и принять решение подвизаться с большей настойчивостью и упорством.

 

*** В этой книге на примере жизни старца Иосифа Исихаста показано, насколько созерцательный путь монашеского трезвения и умной молитвы укоренен в святоотеческой традиции. Учение старца Иосифа основано на богомыслии священномученика Дионисия Ареопагита, святителей Григория Паламы, Григория Богослова и Григория Нисского, преподобных Исаака Сирина и Никодима Святогорца и многих других отцов, чьи творения цитируются в этой книге. Аскетическое предание Церкви было воплощено старцем Иосифом в его подвижническом житии и передано его ученикам — современным инокам Святой Горы. В наше время, когда не только миряне, но и монашествующие нередко ограничиваются внешней формой духовного делания, эта книга напомнит о том, что главное для христианина — забота о своем «внутреннем человеке».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать