Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в Трёх Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — Бог!
Так начинается знаменитая ода Гавриила Романовича Державина «Бог», первые строки которой русский поэт написал в 1784 году, после Пасхальной заутрени. Светлый праздник Воскресения Христова вдохновил Державина воздать хвалу Богу, и этот хвалебный гимн стал самым известным из всех произведений поэта. Именно этими строками открывается также сборник, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Он вышел в свет в Издательстве «Белорусская Православная Церковь» и называется «Детям о Святой Троице». ***
В это сборник вошли литературные произведения для детей классических и современных писателей, посвященные одному из самых великих и радостных христианских праздников - Дню Святой Троицы или Пятидесятнице. Праздник Пятидесятницы — это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле. Бог Дух Святой действует к ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется Днём Святой Троицы. На страницах книги о нем рассказывают митрополит Вениамин (Федченков), священник Павел Флоренский, Константин Петрович Победоносцев, Иван Сергеевич Шмелев, Иван Алексеевич Бунин, София Сергеевна Куломзина и другие. Все авторы, независимо от возраста, радуются этому празднику, называя его днем обновления.
Так о нем, например, говорилось в статье, опубликованной в журнале «Русский паломник» за 1913 год. Автор этой статьи писал: «Благоухающая, цветущая, счастливая весна; обрызганное золотыми лучами голубое небо с редко бродящими по нему перистыми облачками; реки, давно пронёсшие весенний лёд, уже вошедшие в берега, но ещё многоводные; звонкие ручьи, текущие в зелёной мураве; недавние, свежие цветы в полной красоте, ярко блестящие среди невысокой ещё травы; <…> входящая в силу, давно развернувшаяся и быстро увеличивающаяся в объёме листва; старые развесистые дубы, сменившие розово-нежную завязь на светло-зелёную нежную, по тонкости своей кажущуюся прозрачной листву; долгие дни, светлые зори, тёплые ночи, кудри берёз, серёжки цветущих тополей: это ты — Троицын День, это ты — благодать кончающейся весны, преддверие наступающего лета!..
И в церквях торжество во имя мир создавшего (Бог Отец), мир искупившего (Бог Сын), мир непрестанно возрождающего (Бог Дух Святой), в Троице славимого Божества, праздник, говорящий о торжестве жизни, о вечном обновлении, о незакатности бытия... Радостные гимны во имя Утешителя. И какое сплетение этих гимнов со свежими зелёными гирляндами, вьющимися по колонкам золотых иконостасов, по этим кудрям берёз, из свежих рощ внесённых во храмы, с этими весенними свежими цветами в руках молящихся. Зелёный праздник, торжество, напор жизни: земля, для которой открылись небесные дали, небо, которое сошло вниз торжествовать и радоваться вместе с землёй». Вот такую радость несет нам праздник Святой Троицы.
Об этом свидетельствует и митрополит Вениамин (Федченков), знаменитый архипастырь и духовный писатель, немало трудов своих посвятивший раскрытию духовного смысла двунадесятых праздников. И вот что говорит о сегодняшнем торжестве: «В Троицу о значении праздника говорят живая зелень и цветы. Зелень всюду: на стенах, окнах, иконах, на полу... Цветы в иконах, у святых, у батюшек... и других живых носителей образа Божия, ведь люди — тоже иконы... ...Недаром после иконостаса кадят и людям. И там и здесь воздаётся поклонение Богу во святых и живых. Конечно, мы давно знаем смысл этой зелени и цветов. Это — символ оживотворения мира после Сошествия Святого Духа: люди ожили, воскресли, как воскресает весной природа. Души человеческие, прежде бесплодные добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнившие мерзкими страстями, ныне благоухают благовонием Святого Духа и чистоты. Всё зазеленело, всё расцвело, всё заблагоухало...»
Но, как говорит владыка Вениамин, «к этому ещё нужно добавить и более простое, житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широко распространённый обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь зеленью, арками из зелени, букетами цветов. Почему это? А этим выражается радость души расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу идёт и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радости любви людей». … Можно, по словам владыки, ещё дать и такое объяснение: «Бог есть жизнь, и самая блаженная. В День Троицы людям снова открылась эта жизнь, — открылась истина Пресвятой Троицы, и через это люди призваны к участию в жизни Её, жизни цветущей, прекрасной, как прекрасны цветы».
И еще несколько объяснений дает митрополит Вениамин, и одно из них такое: «зелень напоминает Мамврийский дуб зелёный, под ветвями которого праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу». Это ветхозаветное событие, как известно, нашло свое отображение в знаменитой иконе преподобного Андрея Рублева, о которой также говорится в этой книге. Так, например, автор Лидия Глухова посвятила этому образу свое стихотворение – «ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ АНДРЕЯ РУБЛЁВА»:
Три Странника проходят по земле
Под кров гостеприимный Авраама,
И трапеза накрыта на столе
Под сенью дуба, как под сенью храма.
Так в сердце Их запечатлел своём
Андроньевский смиренномудрый инок,
И воссиял предвечный путь огнём
Среди случайных временных тропинок.
И в древней лавре, средь лесов родных,
Триипостасной Тайне посвященной,
Воссоздал он для всех сердец земных
Пресветлый Лик, в Трёх Ликах воплощённый.
О рублевской иконе «Троица» писал также священник Павел Флоренский, называя ее самым убедительным доказательством бытия Божия. Составитель данного сборника предлагает читателям фрагмент очерка, который отец Павел посвятил преподобному Сергию Радонежскому, и где он говорит об иконе следующее: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.
Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублёва, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту, воистину пренебесную, лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием «Троицы». Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — всё мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой, бесконечной любви. Всё — лишь около неё и для неё, ибо она — … есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего».
*** На Троицу принято украшать храмы и жилища ветками молодых берёзок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. Торжественно и светло поётся в этот день в храме: «...обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух». Об этом пишет также один из авторов, представленных в книге рассказов. «Всё вокруг пробудилось, распускается, зацветает, радостно устремляется ввысь, к свету, к новой жизни. Божией благодатью наполнен мир, заново рождающийся в начале лета. Природа и счастливый человек, кажется, пропитаны этой духовной благостью, живут и дышат ею. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, свежестью и солнцем наполнен праздник Троицы. Мы устилаем полы храмов душистыми травами, украшаем церкви берёзовыми ветвями. Приносим с собой зелёные ветви и букеты цветов — символы возрождения каждой человеческой души, открывшей для себя путь к вечной жизни».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!