У книжной полки. Детям о Святой Троице

27 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Детям о Святой Троице.

 

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в Трёх Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — Бог!
 

Так начинается знаменитая ода Гавриила Романовича Державина «Бог», первые строки которой русский поэт написал в 1784 году, после Пасхальной заутрени. Светлый праздник Воскресения Христова вдохновил Державина воздать хвалу Богу, и этот хвалебный гимн стал самым известным из всех произведений поэта. Именно этими строками открывается также сборник, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Он вышел в свет в Издательстве «Белорусская Православная Церковь» и называется «Детям о Святой Троице». ***

В это сборник вошли литературные произведения для детей классических и современных писателей, посвященные одному из самых великих и радостных христианских праздников - Дню Святой Трои­цы или Пятидесятнице. Праздник Пятидесятницы — это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей осно­вание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле. Бог Дух Святой действует к ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется Днём Святой Троицы. На страницах книги о нем рассказывают митрополит Вениамин (Федченков), священник Павел Флоренский, Константин Петрович Победоносцев, Иван Сергеевич Шмелев, Иван Алексеевич Бунин, София Сергеевна Куломзина и другие. Все авторы, независимо от возраста, радуются этому празднику, называя его днем обновления.

Так о нем, например, говорилось в статье, опубликованной в журнале «Русский паломник» за 1913 год. Автор этой статьи писал: «Благоухающая, цветущая, счастливая весна; об­рызганное золотыми лучами голубое небо с редко бродящими по нему перистыми облачками; реки, давно пронёсшие весенний лёд, уже вошедшие в бе­рега, но ещё многоводные; звонкие ручьи, текущие в зелёной мураве; недавние, свежие цветы в полной красоте, ярко блестящие среди невысокой ещё тра­вы; <…> входящая в силу, давно развернувшаяся и быстро увеличивающаяся в объ­ёме листва; старые развесистые дубы, сменившие розово-нежную завязь на светло-зелёную нежную, по тонкости своей кажущуюся прозрачной листву; долгие дни, светлые зори, тёплые ночи, кудри бе­рёз, серёжки цветущих тополей: это ты — Троицын День, это ты — благодать кончающейся весны, пред­дверие наступающего лета!..

И в церквях торжество во имя мир создавшего (Бог Отец), мир искупившего (Бог Сын), мир непрестанно возрождающего (Бог Дух Святой), в Троице славимого Божества, праздник, говорящий о торжестве жизни, о вечном обновле­нии, о незакатности бытия... Радостные гимны во имя Утешителя. И какое сплетение этих гимнов со свежими зелёными гирляндами, вьющимися по колонкам золотых иконостасов, по этим кудрям бе­рёз, из свежих рощ внесённых во храмы, с этими ве­сенними свежими цветами в руках молящихся. Зелёный праздник, торжество, напор жизни: земля, для которой открылись небесные дали, небо, которое сошло вниз торжествовать и радоваться вме­сте с землёй». Вот такую радость несет нам праздник Святой Троицы.

Об этом свидетельствует и митрополит Вениамин (Федченков), знаменитый архипастырь и духовный писатель, немало трудов своих посвятивший раскрытию духовного смысла двунадесятых праздников. И вот что говорит о сегодняшнем торжестве: «В Троицу о значении праздника говорят живая зелень и цветы. Зелень всюду: на стенах, окнах, иконах, на полу... Цветы в иконах, у святых, у ба­тюшек... и других живых носителей образа Божия, ведь люди — тоже иконы... ...Недаром после иконостаса кадят и людям. И там и здесь воздаётся поклонение Богу во святых и живых. Конечно, мы давно знаем смысл этой зе­лени и цветов. Это — символ оживотворения мира после Сошествия Святого Духа: люди ожили, вос­кресли, как воскресает весной природа. Души че­ловеческие, прежде бесплодные добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнив­шие мерзкими страстями, ныне благоухают благо­вонием Святого Духа и чистоты. Всё зазеленело, всё расцвело, всё заблагоухало...»

Но, как говорит владыка Вениамин, «к этому ещё нужно добавить и более простое, житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широ­ко распространённый обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь зеленью, арками из зелени, букетами цветов. Почему это? А этим выражается радость души расцветающей, оживающей при виде любимых лиц. Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу идёт и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радости любви людей». … Можно, по словам владыки, ещё дать и такое объяснение: «Бог есть жизнь, и самая блаженная. В День Троицы людям снова открылась эта жизнь, — открылась истина Пресвятой Троицы, и через это люди призваны к уча­стию в жизни Её, жизни цветущей, прекрасной, как прекрасны цветы».

И еще несколько объяснений дает митрополит Вениамин, и одно из них такое: «зелень напоми­нает Мамврийский дуб зелёный, под ветвями которо­го праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу». Это ветхозаветное событие, как известно, нашло свое отображение в знаменитой иконе преподобного Андрея Рублева, о которой также говорится в этой книге. Так, например, автор Лидия Глухова посвятила этому образу свое стихотворение – «ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ АНДРЕЯ РУБЛЁВА»:

 

Три Странника проходят по земле
Под кров гостеприимный Авраама,
И трапеза накрыта на столе
Под сенью дуба, как под сенью храма.
Так в сердце Их запечатлел своём
Андроньевский смиренномудрый инок,
И воссиял предвечный путь огнём
Среди случайных временных тропинок.
И в древней лавре, средь лесов родных,
Триипостасной Тайне посвященной,
Воссоздал он для всех сердец земных
Пресветлый Лик, в Трёх Ликах воплощённый.
 

О рублевской иконе «Троица» писал также священник Павел Флоренский, называя ее самым убедительным доказательством бытия Божия. Составитель данного сборника предлагает читателям фрагмент очерка, который отец Павел посвятил преподобному Сергию Радонежскому, и где он говорит об иконе следующее: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего оди­чания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и не­нависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.

Вот этот-то неизъяснимый мир, струящий­ся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублёва, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту, воистину пренебесную, лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту не­выразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием «Троицы». Человеческая куль­тура, представленная палатами, мир жизни — дере­вом и земля — скалою, — всё мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой, бесконечной любви. Всё — лишь около неё и для неё, ибо она — … есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего».

 

*** На Троицу принято украшать храмы и жилища ветками молодых берёзок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. Торжественно и светло поётся в этот день в храме: «...обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух». Об этом пишет также один из авторов, представленных в книге рассказов. «Всё вокруг пробудилось, распускает­ся, зацветает, радостно устремляется ввысь, к све­ту, к новой жизни. Божией благодатью наполнен мир, заново рождающийся в начале лета. Природа и счастливый человек, кажется, пропитаны этой ду­ховной благостью, живут и дышат ею. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, свежестью и солнцем наполнен праздник Троицы. Мы устилаем полы храмов душистыми травами, украшаем церкви берёзовыми ветвями. Приносим с собой зелёные ветви и букеты цветов — символы возрождения каждой человеческой души, открыв­шей для себя путь к вечной жизни».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы