У книжной полки. 27 февраля

27 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Иоанн Павловцев. Толкование Апокалипсиса.

 

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел». Такими словами начинается единственная пророческая книга Нового Завета, в которой, по словам архиепископа Аверкия (Таушева), «верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира». Именно таинственный характер этой книги привлекал и «привлекает к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей, на протяжении всей новозаветной истории человечества пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней». Толкование на Апокалипсис можно встретить в трудах многих святых отцов: Иринея Лионского, Кирилла Иерусалимского, Андрея Кесарийского, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др. Опираясь на святоотеческие труды, был написан комментарий на книгу Апокалипсис, который вышел в свет в издательстве Дар под названием - «Толкование Апокалипсиса». ***

Автор книги протоиерей Иоанн Павловцев в предисловии пишет: «Апокалипсис — одна из самых таинственных библейских книг. Как известно, тексты Священного Писания заключают в себе, кро­ме буквального, еще и другие сокровенные смыслы, доступные не всем и не сразу. Эти смыслы познаются по мере духовного роста человека. Слово Писания можно сравнить с тем, как если бы отец пытался объяснить маленькому сыну какие-нибудь сложные вещи из жизни взрослых людей. Ребенок пытается своим детским умом понять слова отца, однако он не может понять все, что тот говорит, а усваивает только какую-то малую часть, в самых общих чертах — по-своему, по-детски. Однако со временем, когда сын подрастет и встретится с реальностями, о которых говорил ему отец, он нач­нет понимать истинный смысл слышанного им в детстве.

Подобно и Бог, наш Небесный Отец, говорит в Священном Писании о Своих великих делах и великих тайнах, но человек не в состоянии сразу понять Слово Божие во всей полноте. Он усваи­вает только какую-то малую часть — чаще всего лишь непосред­ственный буквальный смысл. Тайные же смыслы библейских книг открываются только тем, кто достиг высокой меры духовного рос­та, тем, кто приблизился к Богу и принял от Него дар «разумети Писания». Библия, по словам святых отцов, написана Духом Святым, а потому истинное истолкование ее возможно только Духом Святым. Если сказанное справедливо по отношению ко всем вообще книгам Священного Писания, то в высшей степени оно справедли­во по отношению к книге Откровения, о которой сказал некто, что сколько в этой книге слов, столько в ней и тайн».

По словам автора, «перед образами Апокалипсиса мы чувствуем себя как малые дети, слушающие объ­яснения отца о каких-нибудь высоких и таинственных вещах, пре­вышающих наш детский ум. Однако, несмотря на это, мы не долж­ны уклоняться от чтения и изучения книги Откровения, но должны стараться понять, хотя бы в нашу детскую меру, смысл сказанного в ней. Только делать это нужно осторожно, не слишком полага­ясь на собственное разумение, но всегда сверяя свои толкования и выводы с толкованиями, в первую очередь, святых отцов, а затем и прочих исследователей Писания». Именно так и поступает автор этой книги, дающий нам комментарий на Апокалипсис. Целью ее написания по словам отца Иоанна, было - «открыть христианам грядущие судьбы мира и Церкви Христовой, и особенно события, имеющие совер­шиться в конце времен.

С другой стороны, книга имела огромное значение и для современных апостолу Иоанну христиан, ибо ее содержание во многом оказывалось верным не только по отношению к будущему, но и по отношению к служившему прообразом будущего настоящему — к Церкви первых трех веков христианской эры, находившейся в со­стоянии острого конфликта с языческим Римским государством. В образе зверя, выходящего из моря и воюющего против Бога и Его Церкви, христиане той эпохи легко узнавали Римскую империю, а в образе сидящей на семи холмах блудницы-Вавилона — столицу империи, город Рим. Римское государство вело против христиан войну на уничтожение, и в этих условиях книга Апокалипсис помогала христианам быть мужественными, помогала укрепиться в вере. Ибо в Апокалипсисе, как ни в какой другой библейской книге, показан полный и окончательный Божий Суд над мировым злом, а также полное и окончательное торжество правды Божией, торжество христиан, сохраняющих верность Христу».

Говоря о хронологии в книге, автор отмечает, что она часто бывает нарушена, и это очень понят­но: «ведь Апокалипсис — это запись видений, показанных апостолу Иоанну, — как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, напри­мер, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одно­временное развитие и поочередное освещение нескольких сюжет­ных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением. Кроме того, хронология в книге бывает нарушена еще и потому, что видения, показанные святому Иоанну, часто относятся не к земной реальности, а к небесной. На небе же, как известно, нет нашей категории времени, и, следовательно, сама постановка во­проса о том, что раньше, а что позже, что чему предшествует и что за чем последует, является неприемлемой».

Впрочем, как пишет автор, «видения небесной вечной реальности переплетены в книге святого Иоанна с видениями реальности земной, и вот в том, что касается этой последней, мы уже можем пытаться со­ставлять некоторую вероятную последовательность и хронологию событий. Исходя из таких попыток, можно утверждать, что, несмотря на многие отступления от прямой последовательности событий, в це­лом и общем хронология в книге все-таки есть. В общих чертах ее можно изобразить следующим образом. После вступления 1-й главы начинается изложение посланий семи малоазийским Церквам, характеризующих, по мнению мно­гих комментаторов, состояния не только самих этих Церквей, но и семи последовательно сменяющих друг друга периодов исто­рии вселенской Церкви, занимающих время от апостольского века до некоторого позднейшего периода мировой истории (2-я и 3-я главы). Далее, после видения небесной реальности 4-й и 5-й глав, начинается центральная тема книги — события, касающиеся соб­ственно позднейшего периода (главы с 6-й по 19-ю). В главе 20 (если рассматривать ее в соответствии с ныне приня­тым способом толкования) дается общий повторный обзор исто­рии Церкви и описание Страшного суда. Видения 21-й и 22-й глав посвящены таинству Будущего века. Завершает книгу эпилог.

Завершая свою вводную часть книги, автор отмечает, что «Откровение святого Иоанна имеет для христианской Церкви огромное литургическое значение. Обусловлено это тем, что Апокалипсис содержит развернутое описание Небесной Литургии, многие черты которой отразились в нашем богослужении. Напри­мер, стоящему посреди престола закланному Агнцу у нас соответ­ствуют расположенные на престоле Святые Дары, приготовляемые из просфоры, называемой «Агнцем». Книге, находящейся в деснице Сидящего, — напрестольное Евангелие. Самому Сидящему соответствует епископ, а старцам с венцами на головах, облеченным в белые одежды и сидящим вокруг престола, — сонм духовенства, соборно служащего Литургию. Ангелы суть наши диаконы, чтецы и алтарники. Дверь отверстая на небо — царские врата, часто у нас открытые, в отличие от Ветхозаветного храма. Находящиеся же под жертвенником души убиенных за слово Божие суть частицы мощей мучеников под престолом и в антиминсе. Таким образом, православное богослужение устроено и совершается по образцу описанного тайнозрителем богослужения Небесного».

 

*** «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко», - так говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Несомненно, то, что, как и всё Священное Писание, книгу Апокалипсис нужно прочитать каждому православному христианину, но обязательно параллельно с чтением или после него познакомиться с толкованием. Комментарий на книгу Апокалипсис, предлагаемый читателю, опирается как на святоотеческие труды, так и на научно-академиче­ские исследования. Изложенный простым доступным языком, он, по словам издателей, представляет интерес для всех изучающих Священное Писание и размышляющих о конечных судьбах мира и человеческой истории.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать