Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Старец Ефрем Катунакский.
Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, впервые выходит на русском языке. Она рассказывает об одном из известнейших святогорских старцев XX века - иеросхимонахе Ефреме Катунакском. Старец Ефрем еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа. Это был истинный ученик Христов — носитель богодухновенного святоотеческого предания. И чтоб обогатить духовный опыт читателей, Издательством Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь была издана книга, на страницах которой нас ждет встреча с этим удивительным Старцем. Она так и называется «Старец Ефрем Катунакский». ***
В эту книгу вошли жизнеописание, духовные наставления и письма нашего современника, иеросхимонаха Ефрема Катунакского, в течение 65 лет подвизавшегося на Святой Горе Афон. Как отмечают издатели, в греческой библиографии издание «Старец Ефрем Катунакский» - не единственная книга, рассказывающая о нем. Но внимание издателей было остановлено именно на этом издании, и вот по каким причинам. Во-первых, жизнеописание Старца составлено людьми, которые жили рядом с ним на протяжении 25 лет — его послушниками, его духовными чадами, которых он привел к монашеству. Кто как не они, жившие рядом с ним, может с наибольшей полнотой и достоверностью рассказать о своем духовном отце и наставнике? Во-вторых, из множества оставшихся магнитофонных записей его бесед и писем для воссоздания облика благословенного Старца были отобраны те, которые наиболее выразительно характеризуют его духовное наследие, с такой бережной любовью сохраненное учениками.
В-третьих, - говорят издатели, - нам, недостойным, Всемилостивый Господь дал возможность личного знакомства с братством старца Ефрема, и поэтому, взяв на себя труд перевода, мы имели живое общение с авторами книги и убедились, с каким знанием, любовью и правдивостью отцы-святогорцы рассказали о своем Старце. И, наконец, самое главное: хотя нас и не сподобил Господь застать в живых старца Ефрема, тем не менее мы явственно ощутили, что духом он не покинул свои благословенные Катунаки, а продолжает жить в созданном им братстве, в своих послушниках, подобно тому, как и сам он стал когда-то избранным сосудом, исполненным сокровищ монашеского учения, наследованного им от великого афонского старца Иосифа Исихаста. Цепочка духовной преемственности не прервалась - наследники есть, и это очень отрадно...
В предисловии книги, ее переводчик посчитал полезным дать русскому читателю несколько пояснений, связанных с употреблением слов «старец» и «послушник». Дело в том, что значение этих слов в греческом языке несколько шире, чем в русском. В русском языке «старец» - это многоопытный, просвещенный благодатью Святого Духа, как правило, пожилой священник, монах или мирянин. Таковые наделены особыми дарами: целительством духовным (а часто и телесным), прозорливостью и другими, и всегда являют собой пример стяжания благодатной жизни во Христе. Греческое слово «герондас» переводится как «старец». В том значении, в каком русское сознание привыкло воспринимать слово «старец», в греческой духовной литературе оно чаще всего встречается наряду с обращением «авва». Эти богопросвещенные мужи часто возглавляли монастыри и монашеские общины. И постепенно игумена каждого монастыря стали называть «старец». При этом совсем не обязательно было присутствие особых благодатных даров, то есть слово «старец» скорее указывает на почтительное обращение к монаху, старшему по должности или по возрасту.
Послушниками же в устоявшейся русской церковно-монастырской практике принято называть мирян, желающих стать монахами и проходящих до времени своего пострига некий испытательный срок с различными послушаниями. Послушания даются для проверки готовности каждого такого мирянина к несению монашеского креста. В греческом языке такой человек называется «докимос». Но есть в греческом языке и слово «ипотактикос», для точного перевода которого русского эквивалента переводчик не смог найти. Оба этих слова принято переводить как «послушник». Разница же заключается в том, что «ипотактикос» - это тот, кто находится под чьей-то властью, исполняет чью-то волю и указания независимо от того, кто он - мирянин или епископ. Достаточно того, что он добровольно обещает исполнять волю и наставления им избранного духовного руководителя, живет вместе со своим старцем и отсекает свою волю, предавая всего себя в его руки. Поэтому, читая греческие книги, мы должны помнить, что послушниками могут являться не только миряне, но и монахи-схимники, иеромонахи и т. д.
В общих чертах отношения старца и послушника складываются следующим образом. Все афонские монастыри имеют собственные земли с домами-каливами или келлиями. Если в такой каливе находится домовая церковь, то калива получает то же название, что и церковь. Тот, кого монастырь назначает владельцем той или иной каливы-келлии, становится ее старцем. Тот же, кто желает вести монашескую жизнь в этом месте, приходит к старцу келлии и просит принять его в качестве послушника. Чаще всего это бывают, конечно, миряне, и старец становится их восприемником при постриге. Всякий послушник, давая монашеский обет, пребывает в святом послушании у своего старца до самой его смерти. По афонской традиции, первый из пришедших к старцу послушников после его смерти наследует права на каливу и сам становится ее старцем. Другие послушники, пришедшие позднее, обязаны подчиняться уже своему новому старцу.
Еще одна из причин, которая побудила к переводу данной книги, — это желание пополнить нашу духовную литературу новой книгой, рассказывающей о воистину великой добродетели, называемой послушанием. Старец Ефрем прожил на Святой Горе 65 лет (42 года послушником) и всей своей жизнью прославил святое послушание. Своим личным жизненным опытом во всей глубине и полноте старец Ефрем явил нам основу основ правильного монашеского устроения - послушание. Поэтому не случайно, что именно он, столько лет подвизавшийся в послушании, так много укреплял и поддерживал в 80-х годах молодые братства, которые возрождали общежительный устав святогорских монастырей. Ведь краеугольным камнем любого общежития является послушание своему старцу-игумену.
Но не только о послушании идет речь на этих страницах. Перед читателем раскрывается жизнь афонских монахов во всей ее полноте, без излишних прикрас и преувеличений: быт келлиотов, их характеры, подвиги и падения. По словам издателей, подкупило благочестивое желание авторов книги ничего не приукрашивать в рассказе о своем Старце, чтобы сохранен был подлинным облик живого и близкого им отца Ефрема Катунакского. Старец Ефрем не оставил после себя какого-либо систематизированного учения. И во время бесед, и в ежедневных поучениях своему братству он никогда не богословствовал и не философствовал, а использовал примеры из своей жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия старца Иосифа Исихаста. У старца Ефрема были две излюбленные темы: послушание и молитва. В силу своей цельности и простоты Старец старался посвятить всех жаждущих в тайну благодатных состояний, которыми столь часто одаривал его Господь, при этом он считал эти состояния возможными для всех, достойно подвизающихся.
Старец Ефрем часто говорил: «Сколько имеешь — столько и получишь» или: «Каково твое устроение — такими будут и речи твои». Составляя жизнеописание Старца (для первой части этой книги), авторы заранее знали, что, несмотря на все попытки, невозможно во всей полноте передать те благодатные духовные состояния и те созерцания погруженного в молитву ума, которые существуют в области неизреченных глаголов. Невозможно выразить их сущность, - отмечают авторы, - поскольку и при жизни Старца понимали их только в меру недостоинства нашего, когда он что-то нам приоткрывал. Зачастую же смысл их ускользал от нашего внимания — то ли потому, что Старец по-своему смиренномудрию умалчивал об этом, то ли потому, что жизнь рядом со Старцем стала привычной, или же просто из-за нашей лености. И все же то, что мы слышали, видели и восприняли возле него, постараемся донести до читателей, испрашивая у них снисхождения к нашей немощи».
*** О цели создания данной книги в предисловии книги от лица братии иеромонах Иосиф пишет так: «Издавая эту книгу, мы желаем почтить нашего Старца хотя бы и таким далеко не совершенным образом, ибо честь святому - подражание ему, как говорит св. Иоанн Златоуст. А так как о нас свидетельствуют дела наши, то, воспользовавшись воспоминаниями о жизни Старца и его поучениями, возгреем ревность о Боге в сердцах наших, которые подвергаются опасности совсем охладеть. И если кто-то из читателей почерпнет из наших писаний силу и мудрость для ведения духовной брани и для возрастания о Господе, пусть помолится о нас, смиренно пишущих».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!