У книжной полки. 27 февраля

27 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Старец Ефрем Катунакский.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, впервые выходит на русском языке. Она рассказывает об одном из известнейших святогорских старцев XX века - иеросхимонахе Ефреме Катунакском. Старец Ефрем еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший бла­годатные дары от Господа. Это был истинный ученик Христов — носитель богодухновенного святоотеческого предания. И чтоб обогатить духовный опыт читателей, Издательством Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь была издана книга, на страницах которой нас ждет встреча с этим удивительным Старцем. Она так и называется «Старец Ефрем Катунакский». ***

В эту книгу вошли жизнеописание, духовные наставления и письма нашего современника, иеросхимонаха Ефрема Катунакского, в течение 65 лет подвизавшегося на Святой Горе Афон. Как отмечают издатели, в греческой библиографии издание «Старец Ефрем Катунакский» - не единственная книга, рассказывающая о нем. Но внимание издателей было остановлено именно на этом издании, и вот по каким причинам. Во-первых, жизнеописание Старца составлено людьми, которые жили рядом с ним на протяжении 25 лет — его послушниками, его духовными чадами, которых он привел к монашеству. Кто как не они, жившие рядом с ним, может с наибольшей полнотой и достоверностью рассказать о своем духовном отце и наставнике? Во-вторых, из множества оставшихся магнитофон­ных записей его бесед и писем для воссоздания облика благо­словенного Старца были отобраны те, которые наиболее выразительно характеризуют его духовное наследие, с такой бережной любовью сохраненное учениками.

В-третьих, - говорят издатели, - нам, недостойным, Всемилостивый Гос­подь дал возможность личного знакомства с братством старца Ефрема, и поэтому, взяв на себя труд перевода, мы имели живое общение с авторами книги и убедились, с каким знанием, любовью и правдивостью отцы-святогорцы рассказали о своем Старце. И, наконец, самое главное: хотя нас и не сподобил Гос­подь застать в живых старца Ефрема, тем не менее мы явственно ощутили, что духом он не покинул свои благословенные Катунаки, а продолжает жить в созданном им братстве, в своих послушниках, подобно тому, как и сам он стал когда-то избранным сосудом, исполненным сокро­вищ монашеского учения, наследованного им от великого афонского старца Иосифа Исихаста. Цепочка духовной преемственности не прервалась - наследники есть, и это очень отрадно...

В предисловии книги, ее переводчик посчитал полезным дать русскому читателю несколько пояснений, связанных с употреблением слов «старец» и «послушник». Дело в том, что значение этих слов в греческом языке несколько шире, чем в русском. В русском языке «старец» - это многоопытный, просвещенный благодатью Святого Духа, как правило, пожилой священник, монах или мирянин. Таковые наделены особыми дарами: целительством духовным (а часто и телесным), прозорливостью и другими, и всегда являют собой пример стяжания благодатной жизни во Христе. Греческое слово «герондас» переводится как «старец». В том значении, в каком русское сознание привыкло воспринимать слово «старец», в греческой духовной литературе оно чаще всего встречается наряду с обращением «авва». Эти богопросвещенные мужи часто возглавляли монастыри и монашеские общины. И постепенно игумена каждого монастыря стали называть «старец». При этом совсем не обязательно было присутствие особых благодатных даров, то есть слово «старец» скорее указывает на почтительное обращение к монаху, старшему по должности или по возрасту.

Послушниками же в устоявшейся русской церковно-монастырской практике принято называть мирян, жела­ющих стать монахами и проходящих до времени своего пострига некий испытательный срок с различными послу­шаниями. Послушания даются для проверки готовности каждого такого мирянина к несению монашеского креста. В греческом языке такой человек называется «докимос». Но есть в греческом языке и слово «ипотактикос», для точного перевода которого русского эквивалента переводчик не смог найти. Оба этих слова принято переводить как «послуш­ник». Разница же заключается в том, что «ипотактикос» - это тот, кто находится под чьей-то властью, исполняет чью-то волю и указания независимо от того, кто он - мирянин или епископ. Достаточно того, что он добровольно обещает исполнять волю и наставления им избранного духовного руководителя, живет вместе со своим старцем и отсекает свою волю, предавая всего себя в его руки. Поэтому, читая греческие книги, мы должны помнить, что послушниками могут являться не только миряне, но и монахи-схимники, иеромонахи и т. д.

В общих чертах отношения старца и послушника складываются следующим образом. Все афонские монастыри имеют собственные земли с домами-каливами или келлиями. Если в такой каливе находится домовая церковь, то калива получает то же название, что и церковь. Тот, кого монастырь назначает владельцем той или иной каливы-келлии, становится ее старцем. Тот же, кто желает вести монашескую жизнь в этом месте, приходит к старцу келлии и просит при­нять его в качестве послушника. Чаще всего это бывают, конечно, миряне, и старец становится их восприемником при постриге. Всякий послушник, давая монашеский обет, пребывает в святом послушании у своего старца до самой его смерти. По афонской традиции, первый из пришедших к старцу послушников после его смерти наследует права на каливу и сам становится ее старцем. Другие послушни­ки, пришедшие позднее, обязаны подчиняться уже своему новому старцу.

Еще одна из причин, которая побудила к переводу дан­ной книги, — это желание пополнить нашу духовную лите­ратуру новой книгой, рассказывающей о воистину великой добродетели, называемой послушанием. Старец Ефрем прожил на Святой Горе 65 лет (42 года послушником) и всей своей жизнью прославил святое послу­шание. Своим личным жизненным опытом во всей глубине и полноте старец Ефрем явил нам основу основ правильно­го монашеского устроения - послушание. Поэтому не слу­чайно, что именно он, столько лет подвизавшийся в послу­шании, так много укреплял и поддерживал в 80-х годах молодые братства, которые возрождали общежитель­ный устав святогорских монастырей. Ведь краеугольным камнем любого общежития является послушание своему старцу-игумену.

Но не только о послушании идет речь на этих стра­ницах. Перед читателем раскрывается жизнь афонских монахов во всей ее полноте, без излишних прикрас и преувеличений: быт келлиотов, их характеры, подвиги и падения. По словам издателей, подкупило благочестивое желание авторов книги ниче­го не приукрашивать в рассказе о своем Старце, чтобы сохранен был подлинным облик живого и близкого им отца Ефрема Катунакского. Старец Ефрем не оставил после себя какого-либо сис­тематизированного учения. И во время бесед, и в еже­дневных поучениях своему братству он никогда не богословствовал и не философствовал, а использовал примеры из своей жизни, из писаний святых отцов, из жизни и духовного наследия старца Иосифа Исихаста. У старца Ефрема были две излюбленные темы: послушание и молитва. В силу своей цельности и простоты Старец старался посвятить всех жаждущих в тайну благодатных состо­яний, которыми столь часто одаривал его Господь, при этом он считал эти состояния возможными для всех, достойно подвизающихся.

Старец Ефрем часто говорил: «Сколько имеешь — столько и получишь» или: «Каково твое устроение — такими будут и речи твои». Составляя жизнеописание Старца (для пер­вой части этой книги), авторы заранее знали, что, несмотря на все попытки, невозможно во всей полноте передать те благодатные духовные состояния и те созерца­ния погруженного в молитву ума, которые существуют в области неизреченных глаголов. Невозможно выразить их сущность, - отмечают авторы, - поскольку и при жизни Старца понимали их только в меру недостоинства нашего, когда он что-то нам приоткрывал. Зачастую же смысл их ускользал от нашего внимания — то ли потому, что Старец по-своему смирен­номудрию умалчивал об этом, то ли потому, что жизнь рядом со Старцем стала привычной, или же просто из-за нашей лености. И все же то, что мы слышали, видели и восприняли возле него, постараемся донести до читате­лей, испрашивая у них снисхождения к нашей немощи».

 

*** О цели создания данной книги в предисловии книги от лица братии иеромонах Иосиф пишет так: «Издавая эту книгу, мы желаем почтить нашего Стар­ца хотя бы и таким далеко не совершенным образом, ибо честь святому - подражание ему, как говорит св. Иоанн Златоуст. А так как о нас свидетельствуют дела наши, то, воспользовавшись воспоминаниями о жизни Старца и его поучениями, возгреем ревность о Боге в сердцах наших, которые подвергаются опасности совсем охладеть. И если кто-то из читателей почерпнет из наших писаний силу и мудрость для ведения духовной брани и для возрастания о Господе, пусть помолится о нас, смиренно пишущих».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать