Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Екатерина Каликинская. Народный врач, ученый подвижник: святитель Лука (Войно- Ясенецкий) в Переславле-Залесском».
В 1910 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в прошлом выпускник медицинского факультета Киевского университета святого Владимира, военный врач Киевского отряда Российского Отделения Красного Креста, врач и хирург земских больниц небольших российских городков Ардатова, Фатежа, Любажа, Романова, становится главным врачом и хирургом Переславской земской уездной больницы. В отличие от предыдущих мест работы, где обстоятельства не позволяли ему задержаться более чем на полтора-два года, здесь он проработал более шести лет. Об этом периоде жизни великого врача, ставшего впоследствии целителем не только телесных болезней, но и духовных, рассказывает новая книга Екатерины Каликинской – «Народный врач, ученый, подвижник: святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Переславле-Залесском». ***
В этой книге освещен малоизвестный период жизни великого врача, ученого, святителя Луки (Войно-Яснецкого). Переславль-Залесский - единственный город, где он работал главным врачом больницы и главным хирургом более шести лет, где, по мнению его биографов, он пережил звездные часы своей научной и врачебной деятельности. Автору удалось привлечь не только местные исторические источники, но и документы из семейного архива Войно-Ясенецких, а также уникальные фотографии, многие из которых публикуются в нашей стране впервые. Это позволило осветить взаимоотношения будущего Святителя с пациентами, родными, коллегами по работе. На основании новых данных и анализа существовавших публикаций был также сделан парадоксальный вывод о формировании духовности выдающегося хирурга и целителя.
По словам автора, во время жизни в Переславле-Залесском святитель Лука, а тогда еще Валентин Феликсович, оказал помощь тысячам больных, завершил и проверил на практике важные научные исследования, легшие в основу успешно защищенной в Императорском Московском университете докторской диссертации. Здесь он смог раскрыться не только как выдающийся хирург и ученый, но и как заведующий больницей, поднявший медицинское обслуживание на новый уровень. В Переславле-Залесском Войно-Ясенецкий начал собирать практические данные по гнойной хирургии, которые затем легли в основу его знаменитой книги «Очерки гнойной хирургии». В те же годы совершился духовный переворот, о котором он писал в своей Автобиографии: «Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: "Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа"».
Что произошло в душе этого человека, знаменитого ученого и выдающеюся хирурга, прославление которого как одного из величайших святых Российской земли еще только набирает силу? «Тайна сия велика есть», и прямого ответа на такой вопрос, по мнению автора, наверное, быть не может. Но хотя бы можно попытаться приоткрыть покров этой тайны... Что и делает в своей книге Екатерина Каликинская. Так или иначе, эта тайна, по ее словам, не может быть не связана с духовной атмосферой города, в котором родился и был венчан на княжество святой благоверный князь Александр Невский, которым управляли святые благоверные княжья Андрей Боголюбский и Даниил Московский, принимал постриг преподобный Сергий Радонежский. Переславль-Залесский, прославленный многими именами русских святых, называют «землей русской святости».
Именно в этот город в 1910 году и перебралась семья доктора Войно-Ясенецкого из слободы Романовки Саратовской губернии, где он служил врачом-хирургом. Почему выбор пал именно на Переславль-Залесский? По мнению автора, причин было несколько. Практика в маленькой земской больнице, в глубокой провинции отнюдь не отпугивала молодого хирурга, еще в университете поставившего себе «исключительной целью стать деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Но к тому времени условия, в которых он работал, пришли в несоответствие с его хирургическими и научными устремлениями, с задачами, которые стали для него первостепенными.
В Романовской земской больнице два врача, хирург и терапевт, едва помещались в приемном отделении. Пациенты после операции лежали в одних палатах с терапевтическими больными. Не было даже отдельной перевязочной для хирургических больных. Встречаться с коллегами, обсуждая свои рабочие проблемы, знакомиться с научными исследованиями и практическими новинками также было весьма затруднительно из-за удаленности слободы Романовки от крупных научных центров, плохого транспорта и недостатка времени из-за того, что буквально всю хирургическую работу приходилось проводить одному, будучи в подчинении у главного врача земской больницы. Все это удручало молодого хирурга, планировавшего развернуть как можно более широкую хирургическую деятельность и проверить на практике свои научные идеи.
Крайне низкой была и зарплата врача, что становилось все более тяжелым обстоятельством для увеличившейся семьи. Но не это, как справедливо указывает академик РАМН Юрий Леонидович Шевченко в своей книге о святителе Луке, стало определяющим для выбора молодым хирургом нового места работы. «Он уезжал не за деньгами, как другие врачи. Являясь врачом-хирургом Романовской земской больницы, Валентин Феликсович свой отпуск проводил в Москве», где все время посвящал научным исследованиям в анатомическом Институте профессора Рейна и на кафедре описательной анатомии профессора Карузина. Что же в это время интересовало молодого врача, который важнейшей задачей на своем жизненном пути считал служение простым людям? Он так стремился реализовать эту задачу, что при овладении специальностью, по собственному признанию, ему приходилось «преодолевать естественное отвращение к естественным наукам».
Может быть, теперь Войно-Ясенецкий изменил своей внутренней установке, поменял приоритеты, поставил во главу угла научный поиск? Или, чисто по-человечески, решил, что со степенью доктора наук его жизнь станет респектабельнее, возможности для работы — шире, и. наконец, более чем скромное существование семьи сменится на более обеспеченное? Ничуть, - опровергает подобные мысли автор. Исследователи биографии Валентина Феликсовича не раз отмечали черту характера, никогда ему не изменявшую — непреклонность, доведение замысла до конца, невзирая ни на какие обстоятельства. Об этом можно судить, например, по его письму, написанному 30 октября 1897 года Льву Николаевичу Толстому, которое сохранилось в архиве Ясной Поляны.
Тогда, двадцатилетний молодой человек в поисках правильного жизненного пути написал: «...я знаю, что единственное нужное — это поставить себя в такое отношение к людям, чтобы мог я развивать в себе любовь... я знаю, что в деревнях люди голодают и мне нужно ехать к ним, чтоб помочь, поучиться у них... Для того, чтобы исполнить заветы Христа, не нужно никаких особых средств... а только любовь к людям. Я... хочу следовать голосу своей совести, не позволяющей мне готовиться к какой-то, считающейся хорошей, жизни в будущем...». Первые строки этого письма, написанные мятущимся, не совсем уверенным в себе молодым человеком, который, как сам он признается, «не претендует на знание жизни», можно поставить эпиграфом ко всей биографии великого Святителя. Он не изменил своим юношеским убеждениям: то, что считал для себя самым важным в двадцать лет, осталось самым актуальным до конца. Поэтому неудивительно, что в 1910 году молодой доктор был полностью увлечен осуществлением идеи, служившей основной его жизненной задаче: облегчать страдания своих пациентов, улучшить жизнь простых людей и земских хирургов. И для осуществления этой задачи он и отправился в Переславль-Залесский.
*** Шесть с половиной лет жизни в Переславле-Залесском - это также последний, а может быть и главный, период счастливой семейной жизни доктора Войно-Ясенецкого. Несмотря на все тяготы скромного существования, исполненного тяжелым трудом и врачебным самоотречением, - его любимая жена Анна Васильевна и дети - Елена, Михаил, Алексей - с ним вместе. Так же, в Переславле-Залесском появился на свет его младший сын Валентин, названный в честь отца. Впоследствии дети святителя с большой любовью относились к этому городу, и, став взрослыми, бывали в нем. Вот почему переславский период жизни Святителя Луки, пока недостаточно освещенный в литературе, привлек внимание автора. Тем более что, как и в других городах, связанных с пребыванием Святителя, в Переславле-Залесском не только бережно хранят память о нем, но и по мере сил продолжают его дела. Обо всем этом рассказывает книга Екатерины Каликинской, посвященная святителю Луке (Войно-Ясенецкому).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!