У книжной полки. 26 июля

26 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Алипий (Воронов): Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения. Стихотворения.

 

Как-то один из новомучеников нашей Церкви архиепископ Онуфрий Курский, ныне прославленный в лике святых, сказал, что Господь посылает в свое время нужных людей. И это действительно так. Когда происходит упорное гонение на Церковь и на всех, кто служит Церкви, именно в этот период Господь посылает нужных людей, которые могут отстаивать жизнь Церкви, утверждать веру в народе и делать такие дела, которые становятся примером для подражания не только современников, но и оставляют пример для многих будущих поколений. Так было и с отцом архимандритом Алипием (Вороновым), которого Господь в нужное время определил быть наместником Псково-Печерского монастыря. В 2014 году к 100-летию со дня рождения батюшки Издательством этой обители была выпущена книга – «Архимандрит Алипий (Воронов): Жизнеописание. Воспоминания. Проповеди. Поучения. Стихотворения». Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Это издание рассказывает об удивительном человеке - архимандрите Алипий (Воронове), который был наместником Псково-Печерского монастыря с 1959 по 1975 год. В книгу вошли воспоминания людей, знавших отца Алипия, а также его проповеди и поучения, живые и яркие, учащие любви к Богу и людям. В них звучат мудрые слова о церковных праздниках, посте и покаянии, об истинной вере и силе молитвы. Открывает книгу краткое жизнеописание батюшки, к которому мы сейчас и обратимся. Архимандрит Алипий родился 28 июля 1914 года в семье бедного крестьянина в подмосковной деревне Тарчиха. В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в дерев­ню, помогая своей больной матери.

С 1933 года трудился рабочим на строительстве метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. Затем, после службы с 1935 года в армии, закончил в 1941 году художественную студию при ВЦСПС. С 1942 по 1945 годы он находился в действующей армии, имел ряд наград. После войны был принят в союз мо­сковских художников. Эти сухие факты жизни помогают полнее понять характерные особенности личности будущего архимандрита Алипия - строителя и восстановителя Псково-Печерского монастыря, достойного преемника тех строителей, которых мы знаем по истории обители. После войны отец Алипий, а тогда просто Иван Михайлович Воронов, поступив в число послушников Троице-Сергиевой Лавры под Москвой, достаточно быстро возрос от простого насельника до игумена. Его таланты художника, всесторонне одаренного человека, с по­мощью Божией благодати раскрылись настолько, что сияли уже мно­гим людям и, конечно, были оценены по достоинству.

В 1959 году отец Алипий, будучи еще в сане игумена, был назна­чен наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. До этого он прошел в Лавре и в иных московских храмах достаточно нелегкие послушания по послевоенной реставрации. Когда он прибыл в Псково-Печерскую обитель, то она тогда представляла из себя израненный монастырь. Даже часть стен была почти полностью разрушена. И вот благодаря мысли, воле, мужеству отца Алипия, при его руководстве братия монастыря с Божией помощью воссозда­ла обитель в том виде, в котором мы имеем счастье лицезреть ее на сегодняшний день. Конечно, изменения происходят, но в целом монастырь благоукрашен и восстановлен в своей духовной красоте стараниями и трудами отца Алипия. Открываются сейчас и неизвестные ранее страницы из жизни отца Алипия: взятие в Великой Отечественной войне немецкого города Фрайберга, спасение культурных сокровищ Франции, благотворительность.

Об этом сохранились отдельные воспоминания. Вот, например, что рассказывает наместник Псково-Печерского монастыря, архимандрит Тихон (Секретарев): «Я, как и отец Алипий, воевал в 4 танковой армии... Вспоминаю один случай. Нашей армией был взят немецкий город Бельниц, лагерь Дебрицы, открылась дорога на Потсдам и Берлин. Было все в дыму, летали самолеты... Мы шли на БТРе. Вдруг всем команда: остановиться! По громкоговорителю объявляют, что слово предоставляется лейтенанту (или старшине?) Ивану Михайловичу Воронову. И тут раздает­ся сильный такой голос: «Слушайте, слушайте! Говорит представитель 4-й танковой армии Воронов с переводчицей. - И обращается к немцам: - Враги наши, немцы, остановитесь и вспомните, что вы привезли из Франции богиню красоты, которую мы не видели. И если сейчас, при взятии высоты мы разрушим эту скульптуру, то человечество нам этого не простит! Отступитесь, ради Бога, прошу вас, сохраните эту красоту, и вы тоже получите Божественную веру!»

Переводчица Мария Волонец, - со слов отца Тихона, - со слезами переводит его речь. Мы все просто остолбенели, настолько сильно сказал. Через некоторое время началось наступление, но там, где была эта богиня красоты, как мы ее называли, не было ни одного боя. Скульптура же эта была у меня на фотографии, очень красивая. Ее по приказу Гитлера вывезли из Франции в Германию. Высота ее примерно 50 метров. Наверху Божия Матерь, а к ней слетает ангел. А все ее называли просто богиня красоты...» «Дошли мы до Берлина, - продолжает свой рассказ отец Тихон, - развернулись у Бранденбургских ворот и вышли к городу Фрайбергу. И тут опять этот Воронов по громкоговорителю выступает. И так он креп­ко, сильно говорит: «Дорогие граждане! Мы не будем разрушать этот город, потому что город ваш - город нашей славы! Здесь учился Михаил Васильевич Ломоносов. Он женился здесь на немке Лизе-Кристине. Если вы нас не встречаете, то мы вынуждены с боем взять ваш город!»

Вышли нас встречать 2 полковника и 3 дамы. Меня послали по-немецки с ними разговаривать, так как я не­множко говорил. Подошел я к ним, вижу - портрет, а на портрете Ломоносов в парике, а внизу даты - когда он приехал и уехал из этого города. Договорились, что, несмотря на то, что в городе было много боеподготовленных подростков, все сдаются и сда­ют оружие. Таким образом, Фрайберг был взят без едино­го выстрела, и в этом заслуга, безусловно, Ивана Михай­ловича Воронова...» Вот такая история. Стоит отметить, что переживания той войны архимандрит Алипий принес и в церковь, и, конечно же, он считал своим долгом творить постоянно пани­хиду о погибших на полях сражений воинах. Он молился о том, чтобы воины, положившие души свои за други своя, оказались в вечной жизни у Бога, чтобы, погибнув при защите своего земного оте­чества, они сподобились спасения и утешения в отечестве небесном.

27 февраля 1950 года Иван Михайлович Воронов поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 15 августа того же года был пострижен в монашество с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. Менее чем через месяц - рукоположен во иеродиакона, а в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, — во иеромо­наха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. Затем до 1959 года принимал участие в восстанов­лении и украшении ряда московских храмов. Указом Святейшего Патриарха Алексия от 28 июля 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Когда он пришел в обитель и читал в первый раз ака­фист преподобному Корнилию, иеросхимонах Симеон сказал, слушая его голос: «По голосу и чтению видно — будет хороший. Да ведь наш Владыченька Пимен и не прислал бы плохого». В 1961 году игумен Алипий был возведен в сан архи­мандрита.

Как отмечают издатели книги, в первую очередь, отец Алипий был не строителем и адми­нистратором, а более всего он был священнослужителем. И его про­поведи раскрывают духовную силу его личности. Проповедь — это часть Богослужения и неотъемлемая часть Божественной литургии. И когда священник выходит на проповедь, то он, облеченный Божией благодатию, изливает плод своей молитвы, своего молитвенного дела перед Богом. Проповеди отца Алипия просты. Они достаточно безыскусны. Но интересно то, что они догматически всегда выверены и могли доходить до сердца самого простого слушающего человека. Его проповеди по стилю можно сравнить с замечательными пропо­ведями святейшего патриарха Пимена. Очень простое слово, безоши­бочная догматическая усваиваемость, способность дойти до сердца и самого ученого человека, и самого простого прихожанина. Избранные проповеди отца Алипия представлены и на страницах этого издания.

 

*** Подходя уже к концу своей жизни, отец Алипий составил краткую биографию. И можно сказать, что итог своей жизни он выразил одной строкой: «Наместничество — это мое монашеское послушание». Это не власть. Он не об этом говорит. Это не какие-то там необходимые для церкви или естественные почести. А он написал, что «это мое служение». Пост, красотой которого мы иногда восхищаемся, иногда ужасаемся степенью ответственности руководителя монастырской жизни — «место моего служения». И поскольку все-таки руководство монастырем было венцом его жизненного пути, можно сказать, что и вся его жизнь была посвящена служению. Служение народу. Служение Родине. Служение Богу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать