Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Тростникова. Мудрость отцов пустынников.
«Вы - свет мира» - так называл Иисус Христос Своих учеников в начале знаменитой Нагорной проповеди. Эти слова обращены и к каждому из нас, ведь православные христиане, где бы они не находились, должны отражать в мир свет Христов, должны жить так, чтоб видя добрые дела верующего человека, люди прославляли Бога. Начиная с IV века такими светильниками для многих христиан, живущих в миру, стали монахи. Видя их праведную, подвижническую жизнь, к ним стекалось множество народа, чтоб услышать слова наставления или поучительную историю, найти ответы на неразрешимые вопросы. Затем эти истории передавались из уст в уста, а впоследствии составлялись душеполезные сборники, ставшие любимейшим чтением многих людей. И сегодня мы предлагаем вашему один из таких сборников, составленный для современных читателей. Он вышел в свет в издательстве Эксмо и называется – «Мудрость отцов пустынников». ***
В этой книге, по словам издателей, вы найдете ответы и наставления старцев, прикоснетесь к опыту отцов-пустынников, который передавался лично от учителя к ученику. Как пишет в предисловии автор-составитель Елена Тростникова, «с IV века, когда распространилось монашество, в разных его формах — от многолетнего уединенного отшельничества до общежительных монастырей, — формирование православного учения о человеке, развитие христианской антропологии происходило именно в этих лабораториях Духа — монашеских кельях. Что есть человек, какие силы в нем действуют, как пролегает путь из противоестественного греховного состояния к вышеестественному состоянию обожения — святости, являющейся назначением человека, откуда возникают и как действуют в человеке страсти и как им противоборствовать, — это было содержанием мысли и жизни монахов древности.
Обретенный и осмысленный ими опыт не устарел и поныне и не устареет до конца мира. Этот опыт передавался прежде всего лично, от учителя-старца, «аввы», к ученику-послушнику, от преуспевших к новоначальным. Чтобы приобщиться к этому опыту, услышать поучения старцев и прикоснуться к их мудрости, люди совершали порой очень дальние путешествия, исполненные опасностей, какие нам трудно и представить. А потом заносили рассказы об этих странствиях в книги (к примеру, «Лавсаик» Палладия, епископа Елеонопольского, «Жизнь пустынных отцев» Руфина пресвитера, «История боголюбцев» Феодорита Киррского и другие). Само же поучение происходило прежде всего жизнью.
Один из сборников повествований о монахах, Древний Патерик, донес до нас такой эпизод: «Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая. После многого времени говорит ему авва Антоний: «Вот, столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня». И отвечая, тот сказал ему: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче». Так, даже не вступая в общение с самим старцем, человек, приходящий к нему получал пользу от одного его присутствия. Потому что такие подвижники, как авва Антоний, были люди святой жизни, и рядом с ними усмирялись душевные бури, в душе водворялась тишина и разрешались различные недоумения. Они жили так, как сказал святитель Григорий Богослов: «Нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать».
Духовный опыт, часто не выразимый в полноте обычными средствами, передавался многообразно, в том числе с помощью притч и притчевых подобий. Да и реальные истории из жизни монахов и обителей, рассказанные с целью иллюстрации духовных законов, для вхождения в духовные истины, также превращались в притчи. А порой умудренный монах прибегал к притчевому поведению, создавая из себя или ученика своего рода живую притчу, в которой посредством материального выявлялось духовное. Притчи монахов первого тысячелетия сохранились не только в книгах, они были живым достоянием последующих веков монашества, старчества и вообще духовной жизни христиан. Многие из них мы встречаем в поучениях оптинских старцев, в речи старца Паисия Святогорца, в церковной проповеди и в христианском быту.
Рассмотрим некоторые поучительные повествования, вошедшие в этот сборник. Но для начала вспомним, как в Евангелии от Луки (Лк. 10, 25-37) Спасителем нашим Иисусом Христом был «решен весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос, по словам святого Иоанна Кронштадтского, предложен был Господу каким-то законоведом иудейским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как читаешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», т. е. вечно».
Таким образом, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Но, положа руку на сердце, многие из нас могут сказать, что не могут исполнить эту заповедь, ну разве что в совсем малой мере. А вот преподобный авва Дорофей, живший в 6 веке, вывел своего рода математическое доказательство двуединой заповеди о любви. Из жития святого известно, что в монастыре у него было послушание принимать и устраивать посетителей: паломников, странников, богомольцев. В этой связи ему постоянно приходилось общаться с разными людьми, обладавшими разными социальными статусами, разным уровнем веры и устремленности к Богу. Среди посетителей были и такие, кто особенно остро нуждался в совете и утешении. Общаясь со всеми этими людьми, преподобный Дорофей учился смирению и терпению, приобретал и обогащал личный опыт.
Впоследствии он прославился многими подвигами и добродетелями, и к нему стали отовсюду притекать люди, жаждущие его душеполезных советов и наставлений. И, конечно, старец утолял их духовную жажду. Среди многочисленных поучений аввы Дорофея очень примечательна его «геометрическая» притча, которую мы можем найти и на страницах этого сборника. Святой отец говорит: «Предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой.
Итак, - говорит авва Дорофей, - на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, только соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом», - заключает преподобный авва Дорофей.
*** Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им: «Вода по свойству своему мягка, а камень - тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его». Святые отцы, жившие в соответствии со словами Священного Писания, своими наставлениями и поучениями размягчали сердца людей, которые приходили к ним. Преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Исаак Сирин, авва Дорофей и авва Пимен Великий - вот лишь немногие имена святых отцов, притчи которых составили эту книгу, познакомиться с которой мы предлагаем и нашим читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!