У книжной полки. 26 августа

26 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Тихон Задонский.

 

Святитель Тихон Задонский — один из величайших русских святых. В своей жизни он явил нам пример архиерея, подвижника и богослова, что ставит его в один ряд со святыми отцами древности. Его творения, написанные около двухсот лет назад, до сих пор не утратили своей актуальности. В них, по словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые одушевляли и наполняли его великое, любящее сердце». Эти творения по праву входят в золотой фонд духовной литературы, предлагая читателям науку вечного спасения. Личности и наследию святителя Тихона Задонского посвящен агиографический сборник, выпущенный в свет Издательством Благовест. Он называется – «Святитель Тихон Задонский». ***

Эта книга включает в себя жизнеописание святителя Тихона, рассказ о его почитании, прославлении и о некоторых чудесах, совершенных по молитвенному предстательству святителя. Раздел «Поучения» вобрал в себя выборку наставлений святого отца, взятых из различных его творений, а раздел «Воспоминания» предлагает познакомиться с записками близких святителю лиц – Василия Чеботарева и Ивана Ефимова. В молитвенном разделе приведен акафист и молитвы святителю Тихону Задонскому. Кроме того, в сборни­ке содержится два приложения, в которых разместились проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, посвященная святителю и сведения о храмах, освященных в честь этого святого.

По словам Святейшего Патриарха Алексия Второго, «везде, где святитель Тихон Задонский нес свое служение, он явил себя «словом, житием, любо­вью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4, 12) образом любви ко Христу и ближним... Его обличения языческой псевдодуховности и указание пути истинного богопознания и утвержде­ния в нравственной жизни сохраняют ценность для каждого человека XXI века, стремящегося строить свою жизнь в соблюдении божественных заповедей». Поэтому необходимо знать житие святого, которое так же поучительно, как и его творения. Как повествует автор-составитель книги Анна Маркова, родился будущий святитель в начале XVIII века в бедной церковнослужительской семье и рано лишился отца. Все детство мальчика прошло в страшной нужде, но это лишь укрепило его тягу к Богу, к вечности.

В четырнадцать лет он начал свое духовное образование. Посвятив учебе шестнадцать лет, стал одним из лучших богословов своего времени. Служение духовной науке привело святого к более высокому служению — монашеству. Святой Тихон стремился к монашескому уединению, но Промысел Божий привел его на архиерейскую кафедру - сначала в Новгороде, а затем в Воронеже. Попав в необустроенную епархию, в крайне сложное время секуляризации церковных земель, святитель ревностно принялся за ее обустройство. Всего лишь четыре с половиной года пробыл он на Воронежской кафедре. Но за это время смог сделать неизмеримо много — отстроил кафедральный собор и способствовал ремонту многих храмов, устроил в епархии ду­ховную семинарию, смог личным примером и убеждением значительно смягчить нравы духовенства и паствы, ревностно боролся за чи­стоту Православия.

Однако все вышеперечисленное не способствовало укреплению здоровья святителя, тем паче что во многих своих начинаниях он натыкался на раздражение и осуждение. Несколько раз епископ Тихон подавал прошения об уходе на покой, но смог получить положительный ответ лишь после личного обращения к императрице. После этого, водворившись, наконец, в Задонской обители, святитель прожил там около пятнадцати лет и пережил множество искушений. Его жизнь в монастыре воистину была жизнью монаха подвижника. Большую часть своего времени святитель посвящал молитве, богомыслию и богословию. Но, удалившись от мира, он не отказался от любви к ближним. Поэтому его подвижничество сочеталось с делами милосердия. Милостыня, которой он ежедневно помогал нуждающимся, стала его воздухом — практически до послед­него вздоха святитель заботился о том, чтобы его подопечные не остались без помощи.

Не менее обширной, чем милостыня материальная, была милостыня духовная — у святителя окормлялось множество духовных чад, среди которых были люди разных сословий: дворяне, купцы, чиновники, священно- и церковнослужители, горожане и крестьяне. Главным для святителя было их стремление жить в соответствии с христианскими заповедями, и он не обделял их советом и благословением. Еще одной формой духовной благотворительности стали богословские творения, большая часть которых написана во время пребывания его на покое. В первые годы жительства в Задонском монастыре епископ Тихон смог, наконец, систематизировать, переработать и расширить те конспекты лекций, что некогда читал он студентам Тверской семинарии. Творение, получившееся в результате, он назвал «Об истин­ном христианстве». Согласно отзывам ис­следователей, это творение святителя является не только одной из первых русских книг по нравственному богословию, ее можно поставить в один ряд с творениями святых отцов древности.

Как говорится в житии святого, во время работы над этой книгой епископ Тихон был удостоен чудесного видения. Размышляя о спасении, о страданиях Спаси­теля, он сидел на кровати, перед которой ви­села картина, изображавшая Распятие. Святи­тель настолько углубился в созерцание, что, будучи как бы вне себя, увидел, что с карти­ны, как с Голгофы, идет к нему Христос, весь израненный, измученный и окровавленный. Восхищенный таким видением, полный глубо­кой скорби и печали, а вместе и благоговейно­го трепета, святитель Тихон бросился на пол, распростерся пред картиной, как у ног Спасителя, и громко воззвал: «И Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» [3, с. 65]. Некоторое вре­мя спустя он очнулся, встал и снова принялся за свое дело. Кроме сочинения «Об истинном христианстве», святителем были написаны книги: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова». От этого периода у него осталось также два собрания писем — «Письма келейные» и «Письма посланные».

Как отмечает автор-составитель, «творения святителя Тихона можно назвать портретом его души. В них он свободно из­ливал свои задушевные мысли и сердечные чувства. Они помогают проникнуть во внутреннюю жизнь подвижника и прекрасно харак­теризуют его глубокое христианское смирение и пламенную любовь ко Христу и во имя Его — к ближним. Эти духовные писания не были изданы при жизни святого, но он успел подготовить их к печати. За три года до кончины святитель получил знак свыше и ушел почти в полный затвор, усилив свои духовные подвиги. В августе 1783 года, почувствовав приближение кончины, святитель созвал к себе духовных чад и всех, кто пожелал с ним проститься. К этому времени — за три дня до кончины — он уже едва разгова­ривал. Все, кто мог, пришли проститься и по­лучить благословение святителя. Они в скорби спрашивали его, на кого он их оставляет, — на это святитель отвечал, что поручает их Божьему покровительству.

Земной путь святителя Тихона завершился по новому стилю 26 августа 1783 года. Лишь только весть о его кончине разнеслась по городу и окрестным селениям, монастырь наполнился народом. До самого дня погребения множество сельских жителей и граждан из Воронежа и еще больше из Ельца день и ночь приезжали в обитель. Желающих помянуть новопреставленного было так много, что иеромонахи монастыря не успевали служить панихиды. Обитель оглашалась плачем, особенно нищих и бедных, которые лишились в лице преосвященного Тихона милостивого отца и благодетеля. Знаменательно то, что спустя годы - открытие мощей епископа Воронежского в 19 веке и возвращение святыни Православной Церкви в 20 веке - состоялись также 26 августа – в день окончания земной жизни святого, отныне ставшего днем его памяти. Рассказ о том, как это произошло, вы также найдете на страницах данной книги.

 

*** «Верное сердце, веру как доброе семя в себе имеющее, плоды добрых дел творит; всякое бо семя подобный себе плод рождает. Того ради должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, якоже древо доброе от добрых плодов показуется». Эти слова святителя, как и другие его мудрые назидания, наставления, советы, обращены не только к его современникам, но и к нам, ныне живущим христианам. Святитель Тихон Задонский, живший в годы, когда, как и сегодня, общество стремилось соединить отеческое благочестие и западный образ жизни, показал «царский путь» следо­вания за Христом через преодоление соблазнов и крайностей. Пусть его слова, обращенные к каждому человеку, всегда будут словами утешения и надежды.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать