Аудио |
|
Скачать .mp3 |
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ И МОЛИТВА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Эти слова молитвенного пения проникают в самое сердце и наполняют его радостью. Звучащие вначале тихо в алтаре, при закрытых Царских вратах, они постепенно набирают силу и когда священники, выйдя из алтаря, обходят с пением вокруг церкви, слова этой молитвы торжественно поют все те, кто пришел встретить воскресшего Господа. А потом также дружно отвечают на возглас священника «Христос воскресе» - «Воистину воскресе»! Эта радость о Воскресшем Спасителе на протяжении многих веков воспевалась различными поэтами, чьи произведения и до сих пор не перестают радовать любителей русской поэзии. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник, в котором Евангельские сюжеты и молитва воплотились в поэтическую форму. Этот сборник вышел в свет в Издательстве Общество памяти игумений Таисии и называется – «Христос воскресе». ***
Цель этой книги, по словам издателей, показать, как претворялось в сознании выдающихся поэтов близкого и далекого прошлого христианское вероучение, как вера помогала им вынести выпавшие на их долю испытания, придавала их жизни и творчеству смысл. Люди разных судеб, «мирские», не всегда воцерковленные, не святые в минуты вдохновения ощущали присутствие Божие и поведали об этом нам. Поэзия (как и искусство вообще) является не только источником удовольствия, но и самым мощным источником познания. Непостижимым, таинственным образом она раскрывает перед нами мир и духовное состояние, как самого автора, так и многих других людей. Ведь чувства, казалось бы очень разных людей, по сути своей одинаковы.
Взять, к примеру, стихотворение Алексея Степановича Хомякова, написанное им в январе 1856 года. Думаю, что в этих поэтических размышлениях многие увидят себя.
Как часто во мне пробуждалась
Душа от ленивого сна,
Просилася людям и братьям
Сказаться словами она!
Как часто, о Боже! рвалася
Вещать Твою волю земле,
Да свет осияет разумный
Безумцев, бродящих во мгле!
Как часто, бессильем томимый,
С глубокой и тяжкой тоской
Молил Тебя дать им пророка
С горячей и крепкой душой!
Молил Тебя в час полуночи,
Пророку дать силу речей, —
Чтоб мир оглашал он далеко
Глаголами правды Твоей!
Молил Тебя плачем и стоном,
Во прахе простерт пред Тобой,
Дать миру и уши и сердце
Для слушанья речи святой!
Само поэтическое искусство издревле считалось необычным, особым даром, ведь среда обитания поэзии, а в ней поэта, как ее носителя, проецировалась в надземных сферах (на небесах, в «горнем» мире), поэзия должна была отображать небесную красоту, быть чуждой земной пошлости и обличать ее. Из этого следовало, что поэтические произведения принадлежат не вполне поэту, а порождены божественным началом, Богом (отсюда и используемое слово «вдохновение»). Религиозные христианские мотивы мы можем проследить практически у всех великих поэтов всех времен. Вот, например, другой русский литературный деятель и, конечно, поэт, Петр Андреевич Вяземский, пишет о предназначении человеческой души. Дата этого поэтического размышления – 1839 год.
4. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой,
И песни внутренней был арфою живой!
«Благодаря поэзии - говорит епископ Александр (Милеант), - мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста. Действуя возвышающим и облагораживающим образом на наше сердце, она роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют вечная правда и чистая любовь. Самая высшая красота — это религиозное чувство ...<и> прав Василий Андреевич Жуковский, когда называет поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути. Многие пути ведут к Господу. Выбор любого из них предоставлен Творцом нашей свободной воле. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Господу путем аскетизма, отрешения от земных соблазнов, путем подавления капризных желаний прихотливой плоти. Поэты шли к той же великой и святой цели другой дорогой.
Нет, они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами земной жизни, но видели в них не суетную мишуру, а проявления благости и творчества Всемогущего. Так, в 1849 году, Иван Саввич Никитин, размышляя над таким свойством Божиим, как Вездесущие, написал следующее стихотворение:
Присутствие непостижимой Силы
Таинственно скрывается во всем;
Есть мысль и жизнь в безмолвии ночном,
И в блеске дня, и в тишине могилы,
В движении бесчисленных миров,
В торжественном покое океана,
И в сумраке задумчивых лесов,
И в ужасе земного урагана,
В дыхании прохладном ветерка,
И в шелесте листов перед зарею,
И в красоте пустынного цветка,
И в ручейке, текущем под горою.
По словам епископа Александра, поэты умели видеть красоту добра и уродство зла. Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии» Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью к созерцанию иной потусторонней и духовной красоты. Об этом, в частности, Лев Александрович Мей в 1857 писал так:
Не верю, Господи, что Ты меня забыл
Не верю, Господи, что Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.
Нет! в лоне у Тебя, художника-творца,
Почиет Красота и ныне и от века,
И Ты простишь грехи раба и человека
За песни Красоте свободного певца.
Вот и Александр Сергеевич Пушкин был убежден, что „служение музам" требует самоуглубления, которое „не терпит суеты", и что поэт — это „сын неба", который рожден
Не для житейского волненья.
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.
Как отмечает епископ Александр (Милеант), только те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших истин, могут надеяться на то, что их слова и призывы не угаснут вместе со смертью их тела, но будут жить в сердцах их потомков. Труден и тернист творческий путь таких поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порою непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара...». Например, вот так. Стихотворение Лидии Алексеевны Чарской:
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна...
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна.
В них, в тех звуках — миг прощения,
Злобе суетной — конец,
Беспредельного смирения
И любви златой венец,
В них — молитвы бесконечныя,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечныя
Смыты кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!
*** В этот сборник включены избранные стихотворения русских поэтов 18-20 вв. на евангельские сюжеты. Разумеется, говорят издатели, представленное собрание стихотворений ограничено объемом книги и далеко не исчерпывает означенную тему. Так и наша программа ограничена и время ее подходит к концу. Но в завершение ее еще одно маленькое стихотворение Владимира Николаевича Ладыженского:
Христос воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, -
Христос Воскрес!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!