Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Неужели всему этому конец? Так все исчезнет и больше ничего не будет?» — я невольно вздрогнула. Был летний ясный вечер 1917 года, и мне шел четырнадцатый год. Я бежала по большой лужайке, расстилавшейся перед домом в нашем имении Волчий Хутор, и вдруг остановилась. Солнце заходило, жара спала, мои босые ноги ощущали прохладу свежей травы. Со всех сторон теснились кусты и деревья, воздух был пропитан ароматом бесчисленных роз. Наверное, именно в эту минуту я вдруг почувствовала, что привычная мне жизнь кончилась, знакомый и любимый мною мир рухнул. Думать об этом было слишком страшно, и, тряхнув головой, я побежала дальше, в огород, сказать матери, что ужин готов и ее ждут к столу». Так начинает свои воспоминания Софья Сергеевна Куломзина, пережившая, как и многие русские люди, горечь расставания с любимой родиной, с отчим домом. Ее тоска по утраченной родине отразилась в дневниковых записях, которые вышли в свет в издательстве ПСТГУ под названием – «Миры за мирами: Россия и Церковь в моей жизни. Воспоминания эмигрантки». ***
Воспоминания Софьи Сергеевны Куломзиной, представленные в книге «Миры за мирами», по мнению издателей, могут соперничать с остросюжетным романом — столько в ее жизни было событий, трагических и радостных, столько неожиданных встреч, борьбы с неизбежностью, огорчений и удач, разочарований и надежды. Прежде чем осесть в Америке и стать именитым преподавателем Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, она сумела выбраться из водоворота Большой истории, в котором оказалась подростком, пережив в России ужас послеоктябрьских дней, горечь скитаний по всей Европе, тяготы Второй мировой войны. Она разделила с русской эмиграцией ее незавидную судьбу. Сильный, волевой характер, воспитанный русской дворянской средой, и вера в Промысл Божий, ведущий ее по жизни, позволили ей стать тем, кем она стала: авторитетным церковным миссионером, ученым-педагогом, одним из руководителей фонда RBR, в глухие годы издававшего для России книги по истории христианства, патристике, богословию.
Впервые воспоминания Софьи Сергеевны были опубликованы в США на английском языке издательством Свято-Владимирской духовной семинарии в 1980 году, в разгар холодной войны. Книга пронизана ощущениями ее жизни в России до 1917 года и ролью России в ее жизни после 17-го, что особенно важно для нас сегодня, в дни прошедшего столетия большевистской революции, когда мы продолжаем вдумываться в смысл этого события, навсегда перевернувшего и ее жизнь, и жизнь страны. Родители Софьи Сергеевны принадлежали к правящей элите, ее отец Сергей Илиодорович Шидловский был членом Временного комитета Государственной думы, который некоторое время после Февральской революции пытался править Россией. Пронзительно и честно автор описывает ту борьбу против материальных, духовных и эмоциональных трудностей, с которыми столкнулась семья после того, как все лишились прежней жизни и положения в обществе и стали беженцами — сначала на своей родине, а затем за границей.
Вот, например, Софья Сергеевна вспоминает: «Мне трудно выразить словами, что значил для нас всех, детей и родителей, наш Волчий Хутор. Это было самое дорогое место на свете. Много лет спустя отец рассказывал, что после событий 1905 года ему стало ясно — крупному частному землевладению в России наступает конец, крушение его неминуемо. Улучшать свое хозяйство, вкладывать в него новые средства было бессмысленно. Встал вопрос, не разумнее ли ликвидировать имение, продать его, ведь цены на землю в это время очень поднялись. Вырученные деньги можно было очень выгодно поместить. В своих «Воспоминаниях», изданных в Германии в 1923 году, отец писал: «При обдумывании такой комбинации во мне возникало чувство отвращения к самой мысли о продаже своего гнезда, созданного моими же руками... Есть ценности, с которыми ни за какие сокровища добровольно не расстанешься...
Но я считал себя ответственным перед семьей и детьми, которым то или иное решение вопроса грозило лишением состояния или сохранением его в другом виде. Я как-то собрал свою семью и спросил ее, как бы она отнеслась к продаже имения, и встретил такой дружный и бурный протест против этого, что, не колеблясь, решил отказаться даже от обсуждения этой мысли... И я решил, что я и мои предки владели землей на законном основании и что если мне суждено ее лишиться, то пусть тоже на законном основании, а добровольно, тем более спекулятивно, я родного дома не продам... Я рад, что так поступил, и ни минуты не раскаиваюсь в этом и теперь, когда все у меня отнято и кусок хлеба приходится добывать тяжелым трудом».
Нам, современным людям, не испытавшим всех тех страданий и потерь, которые понесли люди первой половины 20 века, трудно вообразить, как они выживали в этих обстоятельствах, как они решали, что пришло время уезжать, что они брали с собой, когда приходилось бежать, как они прощались с родными и близкими. Книга - «Миры за мирами» отвечают на многие из таких вопросов. Понакомиться с ней еще предстоит нашим читателям. Вкратце же, о своем прошлом, настоящем и будущем, Софья Сергеевна незадолго до смерти писала так: «Мне было шестнадцать лет, когда я с матерью в 1920 году бежала нелегально из России. Мы знали, что, оставаясь, мы вряд ли выживем, так как мы принадлежали к тому кругу людей, к такой семье, которые подлежали уничтожению, и многие из наших близких уже погибли. Но отъезд этот был для меня большим горем.
Я любила Россию сознательно и горячо — может быть, потому, что детство мое протекло во время Первой мировой войны 1914-1918 годов. Мне казалось, что для России начались страшные годы страдания, преследования веры и русской духовной жизни и что, эмигрируя, я как бы убегаю с той Голгофы, на которую восходит моя родина. Жить мне хотелось, и бегство было средством спасения, но горе и смутное чувство вины оставались. Самое ценное, что мне дало мое русское прошлое, мои предки, мои родители, — это любовь к России, любовь ответственная, потребность как-то служить России и в то же время сохранение духовных ценностей, духовной культуры, которые нельзя предавать, а надо сохранить и возрастить. Вся жизнь моя прошла в среде русской эмиграции — в разных странах Европы и в Америке. Я вспоминаю эти долгие годы — семьдесят с лишним лет — с благодарностью и любовью. Много было пережито, много было труда, много радостей, много бед.
Мне всегда оставалось чуждым «отгораживание» себя от окружающей меня культуры. Но всегда вся моя жизнь шла в сознании, что есть Россия, что Россия, настоящая Россия, живет, какие бы государственные и политические силы в ней ни правили. Мне посчастливилось большую часть моей жизни уделить педагогическому труду при Православной Церкви, и всегда теплилась во мне надежда, что наши труды, наши искания, наш опыт когда-нибудь смогут быть полезны в России для России. Это сознание поддерживалось в моем поколении теми замечательными русскими религиозными философами и мыслителями, которые были высланы из Советского Союза в двадцатых годах. И вот теперь, когда мне далеко за восемьдесят лет, это чудо произошло. Обстоятельства в России изменились так, что мой опыт, мои знания, мои писания интересуют многих в России и кому-то как-то нужны. Большего удовлетворения я от жизни желать не могу».
Конечно, в наибольшей степени воспоминания Софьи Сергеевны — это рассказ о православии, о духовном стремлении к полноте веры и к обретению своего призвания. Она стала ведущим православным педагогом XX века. Ее воспоминания, напомним, увидели свет в Америке в 1980 году. «В то время, - пишет автор, - мне не могло прийти в голову, что когда-нибудь эта книга будет напечатана в России. Но в жизни часто свершается то, что еще вчера казалось несбыточной мечтой». Ее поездка в Россию в 1970 году стала своего рода паломничеством в родные места, первой встречей с современными русскими людьми после долгих лет эмиграции. Она встретила на русской земле доброе, ласковое отношение, теплоту и доверие со стороны священников и радостно почувствовала в них родных пастырей. И об этом тоже рассказала в этой книге.
*** Завершая свои воспоминания, Софья Сергеевна Куломзина отмечала: «Жизнь моя прошла и подходит к концу. Она связана с жизнью моих замужних и женатых детей, моих многочисленных внуков и правнуков. Не стану я срываться с определенного мне судьбой места, рвать эти дорогие мне семейные связи. Но мне кажется, что в самом настоящем смысле я всю жизнь жила любовью к России, к духовному облику России прошедшей, сегодняшней и будущей. И я благодарна за происшедшую радостную встречу с ней». Софья Сергеевна прожила долгую и полную жизнь, и ощущение этой радостной полноты — наверное, самое завораживающее в искренних строках ее заметок. Они рассказывают о сложившемся вопреки обстоятельствам величавом русском мире, ностальгически близком нам и все еще духовно малопостижимом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!