У книжной полки. 25 марта

25 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Николай Баринов. Опровержение учения о всеобщем спасении на основании священного писания, трудов святых отцов и деяний вселенских соборов.

 

В настоящее время снова стало распространяться учение о всеобщем спасении, которое говорит о том, что мучения грешников в аду некогда закончатся, все будут помилованы Богом и спасены, даже диавол, и все войдут в вечную жизнь, в Царство Небесное. Этой важной теме посвящена новая книга протоиерея Николая Баринова, в которой священник предпринял попытку определить, присутствуют ли в Священном Писании слова и выражения, несомненно и однозначно говорящие о бесконечности мучений грешников в аду, а также существуют ли несомненные и однозначные противоположные высказывания. Эта книга вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и получила следующее название – «Опровержение учения о всеобщем спасении на основании священного писания, трудов святых отцов и деяний вселенских соборов». ***

Эта книга посвящена важной теме – апокатАстасису, обсуждаемому сегодня учению о всеобщем спасении. Автор даёт возможность читателю разобраться и прийти к пониманию сути этого учения, основываясь на Священном Писании, святоотеческом наследии и Деяниях Вселенских Соборов. В книге рассмотрены основные аргументы защитников учения о всеобщем прекращении адских мучений и окончательном спасении всех. Доводы эти рассмотрены сами по себе, практически без ссылок на их авторов, поскольку цель данной работы - не причинить кому-нибудь вред или нанести оскорбление, а дать возможность разобраться, прийти к истине, понять пагубность этих заблуждений и покаяться.

Как отмечает автор во вступительной главе, «впервые достаточно большую известность это учение получило благодаря Оригену, жившему в III в. Он был умнейшим и талантливейшим человеком, но свои таланты обратил во вред Церкви, исказив ее учение. В воззрениях Оригена совместились христианские и платоновско-гностические идеи, которые внутренне несовместимы друг с другом. Вот некоторые из его заблуждений: о предсуществовании душ, о шарообразности тел небесных жителей, о вечном творении мира, о том, что небесные светила являются разумными существами, учение о спасении всех, или «восстановлении всех» (апокатастасисе). Ориген считал, что благость Божия несравнима со злом и пороком всякой твари. Бог неотвратимо станет «всем во всем», и спасение и восстановление всех созданных существ неотвратимо последует в конце времен.

Однако не только утверждение Оригена о спасении всех, но даже надежда на это, как считает известный патролог Алексей Иванович Сидоров: «...в корне несовместима как с Священным Писанием (в том числе со словами Самого Господа), так и с церковным Преданием... даже предположение о "восстановлении всех" является потрясением фундаментальных основ христианства, а вследствие этого - одной из "архиересей" в нем». У Оригена все части его учения взаимосвязаны, в том числе апокатастасис. Преподобный Викентий Лиринский пишет об Оригене: «Сила в том, что искушение от столь знаменитого лица... чрезвычайно опасное, весьма многих отторгло от целости веры. Великий и славный Ориген с большим надмением пользовался даром Божиим без границ, потворствовал уму своему, слишком много доверял себе, ни во что ставил древнюю простоту христианской религии, воображая себя смыслящим больше всех, и, презирая предания церковные и учительства древних, толковал некоторые места Писаний на новый лад <...> сочинения, вышедшие в свет под его именем, служат большим искушением... наполнены множеством заразительных богохульств... авторитет Оригенов имеет, видно, силу увлекать в заблуждение».

В этих словах преподобного Викентия, по словам автора, не только набросан верный психологический портрет Оригена, но и показана опасность «раскола его личности и мировоззрения для цельности религии Христовой». Церковь потому и осудила Оригена, что «вирус богословской шизофрении», носителем и распространителем которого он стал, грозил смертоносными последствиями ее чадам. Поэтому задача автора и состояла в том, чтобы определить, присутствуют ли в Священном Писании слова и выражения, говорящие о бесконечности мучений грешников в аду, и противоположные этому высказывания. Также необходимо было удостовериться, правомерно ли применение слова «ересь» к учению о прекращении адских мук и спасении всех. Для этого требовалось рассмотреть касающиеся данного вопроса творения святых отцов и постановления Соборов и, кроме того, определить, связаны ли они с идеей Оригена о предсуществовании душ.

Выбранные места Священного Писания автор рассматривает с трех точек зрения: логической, лингвистической и патрологической. Логически исследует приводимые места Священного Писания в их контексте и согласование их с другими частями Писания. Также рассматривает применение соответствующих слов в греческом и русском языках. И, самое главное, с точки зрения патрологии рассматривает, как эти места Писания понимали святые отцы. Нужно сказать, что согласие святых отцов - это основа для правильного понимания Священного Писания, как писал святитель Афанасий Великий: «...вот подлинно учение и вот признак истинных учителей, как предали Отцы, - согласно между собою исповедовать одно и то же». Завершается эта работа анализом соборных постановлений Церкви. Для рассмотрения Священного Писания выбран синодальный русский перевод Библии, так как он чаще всего используется при защите учения о всеобщем окончании мучений грешников.

Прочтем одно из объяснений автора, где говорится о вечном Царстве, вечном осуждении, о вечной славе и муке вечной. Начнем, пишет отец Николай, с евангельской цитаты: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Прежде всего, в этой фразе сразу бросается в глаза противопоставление двух противоположностей: муки вечной и жизни вечной, определенных одним и тем же словом «вечный». Если бы апостол Матфей желал как-то отличить бесконечность жизни вечной от большой длительности, но не бесконечности наказания, то не применял бы в этом четком противопоставлении для обозначения как продолжительности мучений, так и продолжительности жизни одно и то же слово. Нельзя же допустить, что богодухновенный писатель хотел запутать своих читателей. В подтверждение этого логического довода мы приведем здесь высказывания всех (насколько возможно было найти) святых отцов, толковавших эти слова Евангелия (Мф. 25, 46).

И вот что пишет святитель Феофан Затворник, толкуя это место Евангелия: «Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования, говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)... Если говорит так Тот, Кому столько стоило спасение наше, и Кто ничего так не желает, как чтобы все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего - слова ясны без толкования. Пытались дать слову «вечную» кривое толкование (не верующие, а неверы), будто «вечную» означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющий быть без конца. Так надо понимать и муку вечную».

Святой же император Юстиниан Великий пишет: «Приверженцам Оригена как будто недостаточно было нечестивого учения его о предсуществовании душ и богохульств о Святой Троице: руководствуясь превратно понятыми словами его, они к заблуждению своему присоединили и то мнение, будто мучения всех нечестивых людей и даже демонов не вечны, и будто нечестивые и демоны возвратятся в первобытное свое состояние. Говоря так, они дают людям повод быть нерадивыми относительно исполнения заповедей Божиих, отвлекают их от тесного и узкого пути и заставляют их блуждать по пути широкому и пространному. Они идут совершенно наперекор словам великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который в Святом Евангелии учит, что как нечестивые идут в муку вечную, так и праведники в живот вечный (Мф. 25, 46). Итак, когда Господь в Святом Евангелии ясно возвестил, что и мучения и царствие вечны, то очевидно, что последователи Оригена ставят басни его выше слов Господа; а отсюда и открывается их безумие. Ибо, если кто-либо, увлекаясь его пустословием, допускает, что мучение имеет конец, то он по необходимости должен допустить, что имеет конец и обещанная праведным вечная жизнь; потому что вечность одинаково обещана и тому и другой... Но да обратится это на головы тех, которые баснословят это; ибо слова Христа пребывают непоколебимыми и в душах верующих, и в самой истине дел»

 

*** В заключение своего труда автор делает вывод, что ни в Священном Писании, ни у святых отцов нет никаких однозначных и достоверных утверждений об окончании мучения всех грешников и диавола и их всеобщем помиловании. При этом отец Николай вспоминает слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «...псалом сегодня выводит нас на ратоборство с еретиками, не для того, чтобы свалить их стоящих, но, чтобы восставить лежащих; такова именно наша война: не живых она делает мертвыми, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостью и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося)». Книга эта будет интересна не только людям с богословским образованием, но и всем, интересующимся данной темой.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать