У книжной полки. Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины. Ответы на вопросы. Том 1

25 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
25 июня Святая Церковь чтит память преподобного Онуфрия Великого. Святой подвижник «был одним из тех славных отшельников, которые уединялись в дикой и суровой Фиваидской пустыне Египта в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, еретиков-ариан. Именно в этой пустыне древние подвижники пламенной молитвой, постом и покаянием защищали святую веру христианскую от ереси и ложного учения». В 1971 году древний подвижник стал святым покровителем новопостриженного инока, будущего Предстоятеля Украинской Церкви, митрополита Онуфрия. И сегодня, в день именин Владыки мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Ответы на вопросы». ***

В этой книге собраны слова Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, касающиеся различных аспектов духовной и общественной жизни. Владыка Онуфрий говорит «о молитве, счастье и дороге в Царство Небесное», «об истинном и ложном милосердии, о победе добра над злом и о том, чего не хватает современному человеку», «о вере, Родине, информационной войне и геополитике». Размышляет о том, что нужно человеку для настоящего счастья и как не отойти от Церкви во времена испытаний. Дает советы, например, как правильно подготовиться к Великому или Петрову посту и нужно ли современному человеку поститься, а еще напоминает, что православный христианин не может быть пессимистом. И о многом другом говорит архипастырь. Эти слова Блаж Онуфрия были размещены в различных средствах массовой информации за последние десять лет. Для большей актуализации ответы Предстоятеля Украинской Православной Церкви на вопросы журналистов даны в обратном хронологическом порядке.

Итак, обратимся к книге и прочтем некоторые ответы митрополита Онуфрия. Например, узнаем о том, как он стал священником, кто был примером для подражания, что есть самое ценное в жизни. «Божиею милостию, - рассказывает Владыка, - я рос в верующей семье. Отец был священником, служил в соседнем селе. Воспитанием детей в основном занималась мать. С раннего детства нас приучали к молитве и церковной службе. Желание быть священником возникло не с самых ранних лет: я не очень охотно просыпался утром в воскресенье, чтобы идти в храм, — хотелось отдохнуть, пойти с ребятами погонять мяч. Но мать, невзирая на мое нежелание, заставляла идти на службы. И сейчас я очень благодарен ей за это. В детстве я узнал о Боге, и когда немного позднее мне пришлось выбирать жизненный путь, то все-таки предпочел путь духовный, хотя и учился в светском учебном заведении, работал.

Как отмечает Владыко, поступая в Московскую Духовную семинарию, которая находилась на территории Троице-Сергиевой Лавры, он не думал о монашестве. Но, проучившись там некоторое время, познакомившись с братией монастыря, юноша прикоснулся к закрытой для внешнего мира монашеской духовной жизни и решительно сделал выбор. На следующий вопрос журналистов: «Кто для Вас был примером для подражания в делах? И как помогает Вам по жизни Ваш небесный покровитель — преподобный Онуфрий Великий?», архипастырь ответил так: «С ранних лет отец учил меня христианскому благочестию, часто рассказывал об истории Церкви, приводя примеры из Священного Писания или из житий святых. Особенно он почитал святителя Василия Великого, наставлял меня подражать его вере и молиться ему. Каждый святой — великий перед Богом, ведь сумел смирить перед Ним свое сердце и всю свою жизнь, и Всевышний всегда будет слышать его молитвы, каким бы он подвигом ни прославился на земле: постом, безмолвием, юродством, служением ближнему или мученической кончиной за Христа.

Будучи на послушании в Троице-Сергиевой Лавре, я всегда обращался за духовной поддержкой к преподобному Сергию, когда нес послушание в Почаевской Лавре — молился преподобному Иову, в Черновцах — святому мученику Иоанну Сочавскому, покровителю всей Буковины. Теперь же, находясь на территории святой Успенской Киево-Печерской Лавры, стараюсь молиться ее святым хозяевам, преподобным отцам Печерским, и прошу у них помощи и благословения на труды. А преподобный Онуфрий Великий прославился своим отшельническим богоугодным житием, провел много лет в пустыне в посте и молитве. И обращаюсь к нему с просьбой о том, чтоб Господь укрепил мою внутреннюю пустыню, в которую каждый человек хочет хоть на время скрыться, находясь на многолюдных и многопопечительных дорогах этой временной жизни".

Следующий вопрос, с которым журналисты обращаются к архипастырю, звучит так: «До конца века не иссякнут святые» — есть такие слова у афонского старца Ефрема Филофей-ского. Вы согласны с ними? Создается ощущение, что современные люди очень измельчали..." "Люди, - отвечает владыка, - остались такими, какими и были раньше, с теми же страстями и немощами, а вот вера их действительно измельчала... Без Всевышнего человек немощный, все мы — и правители, и простые люди, и священники — нуждаемся в Божией благодати, в Божией помощи. Все мы живем Божией благодатию. Даже тот, кто этого не понимает, не признает. Но блаженны те, которые осознают это, помнят благодеяния Творца в их жизни и всегда благодарят Его. Господь одарил человека большими талантами и от нас ничего не требует взамен, кроме благодарности. Наибольшая потребность для каждого из нас — спасение в вечной жизни, и только тот, кто умеет благодарить за все, что получает в земной, способен унаследовать Царство Небесное. Благодарный человек становится достойным принять еще большие дары, а неблагодарный часто теряет и то, что имеет.

А «какая самая ценная победа для человека?» - следует новый вопрос. «Победа над собой, - говорит архипастырь, - над своими страстями и греховными склонностями. Ее можно достичь только по Божией милости. Когда человек старается воздерживаться от греха, бороться с ним, Всевышний помогает ему в этом. Надо творить молитву. Она привлекает Божию благодать, которая укрепляет людей в преодолении грехов и трудностей, которые встречаются на пути исполнения заповедей Божиих. Молитва дает человеку ощущение истины, ведь истину трудно узнать одним умом. Есть в жизни много примеров, когда люди, имеющие высшее богословское образование, но не совершающие молитвы, бывают «сбиты с толку», а люди неученые, простые, но творящие молитву, четко чувствуют, где правда, а где обман. Именно молитва дает ощущение истины, понимание того, что есть свет, а что тьма, что является добром, а что злом".

В одной из глав митрополит Онуфрий говорит о том, как научиться любить. И первый, из заданных здесь вопросов, был таков: «Ваше блаженство, почему так получается: в нашем обществе много говорится о любви и в то же время чувствуется ее острейший дефицит? Что нужно сказать о любви в свете Нового Завета?» Как говорит Владыка, «Заповедь о любви к Богу и о любви к ближним была дана людям еще в Ветхом Завете. Однако в своей беседе на Тайной Вечере Господь Иисус Христос обращается к Своим ученикам со словами: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). В чем новизна этой заповеди? Прежде всего в том, что любовь христианина должна простираться не только на тех, кто близок нам по крови или кто приятен нам, а на всех, кто нуждается в нашей помощи и любви. На евангельских страницах Иисус Христос призывает нас к любви бескорыстной. А если же мы любим так, как любят грешники, то какая за это благодарность от Господа? Мы призваны любить даже своих врагов, не ожидая ничего взамен (Лк. 6, 35).

Как отмечает Владыка, «Господь Иисус Христос не только заповедует нам любить друг друга, но, прежде всего, Своей жизнью являет нам пример любви и помогает нам приобретать ее. В этом является новизна и сила Нового Завета: в соединении со Христом в Церкви мы становимся способными принимать дар любви от Бога, той любви, которая простирается на всех, в том числе и врагов. Благодать воспринимается человеком по мере очищения его души: нужно себя перебороть, гордыню сокрушить, отогнать все те злые помыслы, которые наполняют нашу душу. Это делается с помощью церковных таинств покаяния и причастия, молитв, чтения Священного Писания и самопонуждения. Сам Господь сказал, что Царствие Небесное нудится (Мф. и, 12), то есть нужно себя понуждать и побуждать к соблюдению поста, целомудрию и другим добродетелям. Мы должны подчинить свою плоть законам духа. Тогда и будем иметь духовные плоды, главным из которых является любовь. Если человек творит добро, прощает обиды, любит ближнего жертвенной любовью, то он уподобляется своему Творцу. Так поступая, человек обретает душевный мир и наполняет свою жизнь радостью».

 

*** Возвращаясь к житию преподобного Онуфрия, нужно сказать, что в десятилетнем возрасте он ушел в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Там юноша нашел дивного старца-пустынника, у которого обучался правилам пустынножительства. Когда старец скончался, прп. Онуфрий 60 лет прожил в одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время, но милость Господня никогда не покидала его. Своей жизнью он засвидетельствовал непреходящую актуальность евангельских ценностей – любви к Богу и ближнему, несокрушимой веры, милосердия и глубочайшего смирения. И сегодня Святая Церковь называет его «светилом Вселенной, верным путеводителем по путям спасения, крепким хранителем от путей погибельных». Именно пример преподобного Онуфрия Великого, по словам Предстоятеля Украинской Церкви, должен вдохновлять нас на ревность в служении Господу и преданность канонам и уставам Церкви. Об этом и многом другом говорит Владыка Онуфрий на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы