Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Российской земли святые — созидатели Руси.
Вы - соль земли... Вы — свет мира... (Мф. 5,13-14) — говорит Христос Своим ученикам. «Святые — это соль земли, смысл ее существования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды — то есть святых. Об этом говорят многие притчи Спасителя — например о злых виноградарях и о бесплодной смоковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный народ приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ». О русских святых и о том наследии, которое они оставили нам, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и назывется - «Российской земли святые — созидатели Руси». ***
В этой книге содержатся сведения о русских святых, которые прославились на Руси в разные времена и в разных чинах. Автор-составитель рассказывает о благоверных князьях Российских, в созидании Руси потрудившихся, о святителях Христовых, в созидании земли Российской просиявших, преподобных, блаженных Христа ради юродивых и мучениках земли русской. Говорится в книге о литературном наследии средневековых авторов, о книгоиздании, а также о зодчестве, иконописи и ремеслах Древней Руси. Как пишет автор-составитель, «В Евангелии есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных местах: при дороге, в каменистую почву, в терние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца разных людей. Это Евангельское слово, посеянное в сердце русского народа тысячу лет назад, попало на добрую почву».
По словам священника Иоанна Павлова, которые мы читаем в предисловии этой книги: «Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святая святых своей души и принес Ему плоды праведности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу. Не удивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это подлинная картина народа Божия, живущего верой и молитвой...»
В первой главе, которая, как и сама книга, называется – «Российские земли святые — созидатели Руси», перечисляются все святые, которые воссияли на нашей земле. Рассмотрим лишь некоторые имена. «Первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами, были благоверные князья, родные братья, страстотерпцы Борис и Глеб (во святом Крещении Роман и Давид). Они пострадали в 1015 г. Как агнцы принесли они себя в жертву Богу за евангельскую веру и восприняли венцы небесные. Святой князь Борис в удел получил Ростов, а его брат, святой князь Глеб, — Муром, земли северо-восточной Руси Залесской. И стали святые страстотерпцы столпами и утверждением земли Российской. Много храмов было воздвигнуто в честь них, и много чудес совершается по их молитвам. Ныне радуются они с ликами ангельскими, предстоя Святой Троице, и молятся о державе сродников своих и о спасении сынов российских.
Спустя век после мученической кончины святых Бориса и Глеба родился святой Андрей Боголюбский. Он был внуком Владимира Мономаха и сыном Юрия Долгорукого. За любовь к Церкви и богослужению, молитве и слову Божию еще в юности он и был назван Боголюбским. Воинская доблесть с миролюбием, милосердие и смирение, ревность о славе Божией, о Церкви всегда были присущи святому князю Андрею. Он, по велению Богородицы, явился основателем Владимирской Руси, созидавшейся под покровом Богоматери, чудотворную икону Которой он перенес из Вышгорода как величайшую святыню, как оплот веры, силы и единения Руси. Много потрудился для созидания Руси и утверждения веры Православной святой благоверный князь Александр Невский. Он был корнем и родоначальником Москвы и московских князей. Для служения земному Отечеству — родной Руси — святой князь Александр принял княжеское пострижение ратоборца, а, уходя в небесное Отечество, он принял иноческое ангельское пострижение с именем Алексия, оставаясь Ангелом Хранителем любимой Руси.
Сын его, святой князь Даниил, явился основателем Москвы, «тихими стопами и малою стезею» положив начало ее величию. Это созидание подобно мощному и большому дереву, много веков растущему, с малого прутика и доброго корня начинающегося. Так молитвой и милостью Божией созидалась земля Российская. Великий вклад в дело созидания Руси внес и митрополит Петр. Еще прежде своего рождения он был освящен и избран благодатью. В двенадцать лет он поступил в монастырь, знал хорошо Священное Писание и иконопись. Матерь Божия избрала игумена Петра на престол Русской митрополии, и в 1308 г. Константинопольский Патриарх Афанасий поставил его в митрополита всей Русской земли. Святитель воспитывал нравственность, миролюбие, благочестие в русском народе. В 1325 г., при Иоанне Даниловиче Калите, митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
А как велик для Руси митрополит Алексий! Родился он в Москве около 1292 г. Двадцать лет жил в Богоявленском монастыре. С 1350 г. — епископ Владимирский. В 1354 г., после смерти митрополита Феогноста, стал его преемником. Строгостью своей жизни приобрел величайшее благоволение паствы, почитавшей его не только как архипастыря, но и как защитника родной земли от разорения. В 1357 г. по требованию хана ездил в Орду, где исцелил слепую царицу Тайдулу. Исцеленная царица часто ходатайствовала за Русь и тем самым помогала ей. Вторично митрополит Алексий побывал в Орде после того, как там воцарился жестокий Бердибек. Благоразумной мудростью и особенно пламенной молитвой ко Всеблагому Владыке святитель Алексий к великой радости своих соотечественников предотвратил новое вторжение татар на Русь.
После смерти великого князя Иоанна святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия, выступал за объединение русских земель и примирял строптивых князей, увещевал их признавать власть Москвы. Святитель Алексий умер 12 февраля 1378 г. в возрасте 86 лет. Митрополит Алексий почитается как святой молитвенник за Русь. По обретении мощей (1431 г.) он становится одним из наиболее чтимых русских угодников. Так земля Московская с Сергиевой обителью Живоначальной Троицы, с первопрестольной Москвой собирала вокруг себя обширную Русь и единством веры созидала единую державу Православную. Святые основали множество монастырей в Москве, Коломне, Волоколамске, Можайске, Дмитрове и просияли подвигами в созидании Руси в благочестии и чистоте.
Так, святитель Петр враждующих примирял и возвышал Москву. Митрополит Феогност, грек, отстоял права духовенства и укреплял церковь. Святитель Алексий Русь объединял, митрополит Киприан-исихаст Православную веру хранил; святитель Фотий Русь единством веры укреплял и писания душеполезные писал. Митрополит Иона-чудотворец агарян от Москвы отогнал, хранил святую веру. Митрополит Филипп возвещал милосердие и обличал царей и сильных века сего. Святитель Геронтий увещал жить в единстве и Русь хранить от врагов. Князья Димитрий Андрей, Роман строили богадельни, церкви и людей к единению, любви и благочестию приводили. Преподобные многие свет Святой Троицы по всей земле несли. А великий Сергий, начальник иноков, народ и князя на Мамая поднял и учеников своих во все концы, даже до Белого моря, посылал на проповедь. А они учили всех благочестию, монастыри строили, умиряли всех, свет Евангелия несли народу и Русь созидали».
*** Много было русских угодников, святых подвижников благочестия, избранников Божией Матери, которые в монастырях, церквах постоянными молитвами умоляли Бога о благодатной помощи в бранях, скорбях и болезнях, о созидании Руси. И Русь как избранный Удел Божией Матери устояла. Вера Православная принесла Руси единение, благочестие и победу. Святые подвижники основали десятки монастырей — в Москве, Коломне, Волоколамске, Можайске, Дмитрове — и просияли подвигами в созидании Руси в благочестии и чистоте. О них и рассказывает книга «Российской земли святые — созидатели Руси».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!