У книжной полки. 25 февраля

25 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Российской земли святые — созидатели Руси.

 

Вы - соль земли... Вы — свет мира... (Мф. 5,13-14) — говорит Христос Своим ученикам. «Святые — это соль земли, смысл ее суще­ствования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды — то есть святых. Об этом говорят многие притчи Спасителя — напри­мер о злых виноградарях и о бесплодной смо­ковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный на­род приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ». О русских святых и о том наследии, которое они оставили нам, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и назывется - «Российской земли святые — созидатели Руси». ***

В этой книге содержатся сведения о русских святых, которые прославились на Руси в разные времена и в разных чинах. Автор-составитель рассказывает о благоверных князьях Российских, в созидании Руси потрудившихся, о святителях Христовых, в созидании земли Российской просиявших, преподобных, блаженных Христа ради юродивых и мучениках земли русской. Говорится в книге о литературном наследии средневековых авторов, о книгоиздании, а также о зодчестве, иконописи и ремеслах Древней Руси. Как пишет автор-составитель, «В Евангелии есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных ме­стах: при дороге, в каменистую почву, в тер­ние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца раз­ных людей. Это Евангельское слово, посеян­ное в сердце русского народа тысячу лет на­зад, попало на добрую почву».

По словам священника Иоанна Павлова, которые мы читаем в предисловии этой книги: «Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святая свя­тых своей души и принес Ему плоды правед­ности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских свя­тых занимает около тридцати страниц, и, ко­нечно, еще больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одно­му лишь Господу Богу. Не удивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, кото­рая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это подлинная картина народа Божия, живуще­го верой и молитвой...»

В первой главе, которая, как и сама книга, называется – «Российские земли святые — созидатели Руси», перечисляются все святые, которые воссияли на нашей земле. Рассмотрим лишь некоторые имена. «Первыми русскими святыми, канонизи­рованными Русской и Византийской Церк­вами, были благоверные князья, родные бра­тья, страстотерпцы Борис и Глеб (во святом Крещении Роман и Давид). Они пострада­ли в 1015 г. Как агнцы принесли они себя в жертву Богу за евангельскую веру и вос­приняли венцы небесные. Святой князь Бо­рис в удел получил Ростов, а его брат, святой князь Глеб, — Муром, земли северо-восточ­ной Руси Залесской. И стали святые стра­стотерпцы столпами и утверждением земли Российской. Много храмов было воздвигнуто в честь них, и много чудес совершается по их молитвам. Ныне радуются они с ликами ан­гельскими, предстоя Святой Троице, и мо­лятся о державе сродников своих и о спа­сении сынов российских.

Спустя век после мученической кончины святых Бориса и Гле­ба родился святой Андрей Боголюбский. Он был внуком Владимира Мономаха и сыном Юрия Долгорукого. За любовь к Церкви и богослужению, молитве и слову Божию еще в юности он и был назван Боголюбским. Воинская доблесть с миролю­бием, милосердие и смирение, ревность о сла­ве Божией, о Церкви всегда были присущи святому князю Андрею. Он, по велению Бого­родицы, явился основателем Владимирской Руси, созидавшейся под покровом Богомате­ри, чудотворную икону Которой он перенес из Вышгорода как величайшую святыню, как оплот веры, силы и единения Руси. Много потрудился для созидания Руси и утверждения веры Православной святой благоверный князь Александр Невский. Он был корнем и родоначальником Мо­сквы и московских князей. Для служения земному Отече­ству — родной Руси — святой князь Алек­сандр принял княжеское пострижение ратоборца, а, уходя в небесное Отечество, он принял иноческое ангельское постриже­ние с именем Алексия, оставаясь Ангелом Хранителем любимой Руси.

Сын его, свя­той князь Даниил, явился основателем Мо­сквы, «тихими стопами и малою стезею» положив начало ее величию. Это созида­ние подобно мощному и большому дере­ву, много веков растущему, с малого пру­тика и доброго корня начинающегося. Так молитвой и милостью Божией созидалась земля Российская. Великий вклад в дело созидания Руси внес и митрополит Петр. Еще прежде своего рождения он был освящен и избран благодатью. В двенадцать лет он поступил в монастырь, знал хорошо Священное Пи­сание и иконопись. Матерь Божия избрала игумена Петра на престол Русской митро­полии, и в 1308 г. Константинопольский Патриарх Афанасий поставил его в митро­полита всей Русской земли. Святитель воспитывал нравственность, миролюбие, благочестие в русском народе. В 1325 г., при Иоанне Даниловиче Калите, митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

А как велик для Руси митрополит Алек­сий! Родился он в Москве около 1292 г. Двадцать лет жил в Богоявленском мона­стыре. С 1350 г. — епископ Владимирский. В 1354 г., после смерти митрополита Феогноста, стал его преемником. Строгостью своей жизни приобрел величайшее благо­воление паствы, почитавшей его не только как архипастыря, но и как защитника род­ной земли от разорения. В 1357 г. по требованию хана ездил в Орду, где исцелил слепую царицу Тайдулу. Исцеленная царица часто ходатайство­вала за Русь и тем самым помогала ей. Вто­рично митрополит Алексий побывал в Орде после того, как там воцарился жестокий Бердибек. Благоразумной мудростью и осо­бенно пламенной молитвой ко Всеблагому Владыке святитель Алексий к великой ра­дости своих соотечественников предотвра­тил новое вторжение татар на Русь.

После смерти великого князя Иоанна святитель взял под свою опеку малолетне­го его сына Димитрия, выступал за объеди­нение русских земель и примирял стропти­вых князей, увещевал их признавать власть Москвы. Святитель Алексий умер 12 февраля 1378 г. в возрасте 86 лет. Митрополит Алек­сий почитается как святой молитвенник за Русь. По обретении мощей (1431 г.) он становится одним из наиболее чтимых рус­ских угодников. Так земля Московская с Сергиевой обителью Живоначальной Троицы, с пер­вопрестольной Москвой собирала вокруг себя обширную Русь и единством веры созидала единую державу Православную. Святые основали множество монасты­рей в Москве, Коломне, Волоколамске, Мо­жайске, Дмитрове и просияли подвигами в созидании Руси в благочестии и чистоте.

Так, святитель Петр враждующих при­мирял и возвышал Москву. Митрополит Феогност, грек, отстоял права духовенства и укреплял церковь. Святитель Алексий Русь объединял, митрополит Киприан-исихаст Православную веру хранил; святи­тель Фотий Русь единством веры укреплял и писания душеполезные писал. Митрополит Иона-чудотворец агарян от Москвы отогнал, хранил святую веру. Митрополит Филипп возвещал милосер­дие и обличал царей и сильных века сего. Святитель Геронтий увещал жить в един­стве и Русь хранить от врагов. Князья Димитрий Андрей, Роман строили богадельни, церкви и людей к единению, любви и благочестию приводили. Преподобные многие свет Свя­той Троицы по всей земле несли. А вели­кий Сергий, начальник иноков, народ и кня­зя на Мамая поднял и учеников своих во все концы, даже до Белого моря, посылал на проповедь. А они учили всех благочестию, монастыри строи­ли, умиряли всех, свет Евангелия несли на­роду и Русь созидали».

 

*** Много было русских угодников, святых подвиж­ников благочестия, избранников Божией Матери, которые в монастырях, церквах постоянными мо­литвами умоляли Бога о благодатной помощи в бранях, скорбях и болезнях, о созидании Руси. И Русь как избранный Удел Божией Матери усто­яла. Вера Православная принесла Руси единение, благочестие и победу. Святые подвижники осно­вали десятки монастырей — в Москве, Коломне, Волоколамске, Можайске, Дмитрове — и проси­яли подвигами в созидании Руси в благочестии и чистоте. О них и рассказывает книга «Российской земли святые — созидатели Руси».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать