У книжной полки. 24 ноября

24 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Иосифович Кремень. Тайна Православия.

 

По словам прп. Макария Великого, «христианство не есть что-нибудь маловажное, оно – великая тайна». И она, эта тайна «необычайна для мiра сего». Вот уже более двух веков пытаются люди разгадать эту тайну, но она не открывается всем, а вернее сказать - каждому встречному, любопытствующему. Тайна сокрыта от тех, кто без благоговейного трепета пытается заглянуть под покров, скрывающий доступ к Божественному. Но для тех, кому открылись врата Истины стано­вится ясно: Православие содержит в себе основы, все необхо­димое для нашей жизни и для нашего спасения. Чтобы понять это, стоит прислушаться к голосу мудрых людей, обра­титься к опыту святых отцов; к трудам древних и современных авторов, к произведениям искусства и литературы, к ра­ботам выдающихся личностей самых разных времен и народов, которые вели поиск и находили Истину. Именно так поступил и автор-составитель этой книги Владимир Иосифович Кремень, который составил ее, изучив многочисленные вышеперечисленные источники. А книгу свою назвал не иначе, как «Тайна Православия». ***

По словам автора-составителя, «каждый человек, обратившийся к миру Православия, замечает, что в нем действительно есть некая тайна». И открыв эту книгу, которая вышла в свет в Издательстве «Родное слово» в серии «О сокровенном и тайном», вы увидите, что составлена она из кратких и доступных каждому человеку бесед, посвященной той или иной Тайне. И в соответствии с этим весь собранный материал подразделяется на несколько частей, названия которых следующие: «Тайна Творения». «Тайна грехопадения». «Тайна Боговоплощения». «Тайна Церкви». «Тайна святости». «Тайна монашества». «Тайна Святой Руси». «Духовная культура». «Чудеса древние и современные». «Православие в современном мире». В основе книги – Священное Писание, труды святых отцов, научные представления о мире и человеке, данные современной психологии и медицины, произведения мыслителей, ученых, поэтов и историков разных эпох.

Как отмечает Владимир Иосифович, «все мы, рано или поздно, задаем себе «вечные» вопросы: Что есть Истина? Откуда мы пришли и куда уходим? В чем со­кровенный смысл нашей жизни? Но припомните, многие ли находят ответ? Обычно обращаются к науке. Но встречают там самые противоречивые теории. Наука, как мы знаем, всегда в развитии и так часто меняет свои объяснения и законы, что прихо­дится даже каждое десятилетие переписывать учебники. Можно, конечно, попытаться найти ответ в мифах древ­них народов. Но мифы производят впечатление разрезанной на клочки и перемешанной картины мира, где истина искаже­на фантазиями и предположениями несовершенной мысли людей разных поколений. В советские времена большинство наших граждан были воспитаны в материалистической традиции. И все же всегда находились в России здравомыслящие люди, которые видели противоречия во вдалбливаемых «истинах».

По словам автора-составителя, многие понимали и чувствовали, что материалистичес­кая позиция по отношению к миру, конечно же, может иметь место (мир действительно материален). Но эта позиция должна основываться на неких других, более глубоких исти­нах. Понимали многие и то, что материализм в той вульгар­ной форме, которую проповедовали теоретики «рая на зем­ле» — коммунизма, был всего лишь ширмой, необходимой оправдать стремление к власти определенной группы людей. Эта теория «земного рая» была призвана оправдать гибель миллионов, сражающихся в братоубийственной войне за ми­фическую идею «свободы, равенства и братства». Оказалось, что общество, построенное только на материальных прин­ципах, не может дать своим гражданам ни свободы, ни равен­ства, ни братства. Не может оно дать ответа и на самый важ­ный, сокровенный вопрос: в чем смысл нашей жизни.

Интересно, что Александр Сергеевич Пушкин, мучимый подобным вопро­сом, в свое время написал:

 

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

 

И ответ он получил от глубоко уважаемого им человека, одного из самых образованных и просвещенных людей свое­го времени — митрополита Московского Филарета. Тот написал Пушкину:

 

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога нам дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

 

Как видим, великий поэт в период сомнений, мучительно­го поиска истины и смысла жизни получал наставления от че­ловека духовного, в котором разум руководствовался верой. А может ли современный человек, который разуверился во всем, поглощен лишь заботами о выживании и окружающем его жестоком мире, стремящийся к поверхностному знанию, которое не столько вразумляет, сколько развлекает; человек по-прежнему думает только о материальном или увлекающийся ложной духовностью, поверить, что жизнь дана нам не напрасно. Прислушаться и понять, что этот прекрасный, окружающий нас мир создан для человека и готовит его к восприятию глубочайших тайн природы и бытия?

Самое любопытное, - отмечает автор-составитель, что и наши современники, люди самых разных возрастов задают себе примерно те же вопросы, что когда-то задавал Пушкин. Оказалось, что они тоже рассуждают о смысле жизни и за­дают себе вопросы, ответы на которые, наверное, хотели бы услышать многие. Они признаются, что не знают еще очень многого, но хотели бы понять. Ну, например, почему люди, решили, что отныне и вовеки четыре Евангелия для христиан всего мира являются кано­ном, а остальные ересью. Почему, если Бог есть Любовь, мы к Нему обращаемся с просьбой, — «простить» и «помиловать» нас, да еще убеждаем других - «побойся Бога». Почему во всех четырех Евангелиях, как кажется нашему современнику, Иисус Христос гневался, скорбел, вопрошал и учил, но ни разу не улыбнулся. Так ли это на самом деле? Почему мы несчастны с нашими самыми любимыми людь­ми на свете? И почему так иногда безжалостны к близким, но остаемся любезными с отпетыми негодяями? И почему - так беспечны в жизни?

Наконец, почему человек до последней секунды с такой отчаянностью цепляется за жизнь, которую он и полу­чил -то помимо собственной воли и даже желания? И совсем-то она не была хороша, и радости в ней было куда меньше, чем печали, а две-три короткие вспышки счастья оставляют после себя разве что горьковатый привкус печали о прошлом. Нам бы очень хотелось все это понять, говорит Владимир Иосифович. - Но у кого найти от­вет? Откуда мы пришли и куда идем? В чем смысл нашей жиз­ни? Хотя бы раз в жизни, каждый задавал себе эти вопросы. «Есть в нашем времени нечто общее со временем первых христиан, — говорил в одной из проповедей оптинский схиигумен Илий. — И это общее не только в том, что XX век, как и первый, восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином — сегодня мало тех, кто впитал в себя ве­ру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу и обрели Его порой на краю гибели, испытав уже измученной душой весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества».

XX век остался позади, но оставил после себя страшное, разлагающее наследие атеистической системы, той системы, которая унесла жизни миллионов соотечественников, сила большинства из которых была в исповедании Православия. И не секрет, что для многих, даже для большей части нашего народа, и сегодня Православие является «тайной», сокрытой под толщей богоборческой идеологии, продолжающей скрытно действовать через средства массовой информации. И если не угасло в нас еще сознание, стремление к Истине, если не стали мы роботами, то Православие покажет нам и тайны бытия, откроет и цель нашей жизни. Чтобы познать ис­тину, нам, по словам автора-составителя, - нужен путь преодоления узких человеческих горизон­тов, путь духовного устремления, который проложен велики­ми христианскими подвижниками, познавшими ответы на «вечные вопросы», для которых было открыто и «сокровен­ное и тайное». Следуя за ними, и мы обратимся в беседах, которые собраны на страницах книги, к сокровенному и тайному в мире Православия.

 

*** Перед читателем этой книги, по словам издателей, приоткрывается мир Православия. Раскрывается творение Вселенной. Дается определение роли человека в мире, смысла его жизни на земле и будущего существования; значение спасительного сошествия в мир, распятия и Воскресения Сына Божия – Иисуса Христа. Перед нами предстает Истина, воплощенная и действующая «сокровенно и тайно». Мы увидим то, что обычно сокрыто от наших взоров по маловерию, беспечности и невниманию. Узнаем о чудесах – древних и современных. Познакомимся с Таинствами Церкви, святыми, молящимися за нас, и с лжепророками, соблазняющими людей. А для начала — читатель обратится к нашему происхождению, к самым истокам существования мира - к его творению. Потому, что и тайне творения содержится самый корень нашей веры — Православия. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать