Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Иосифович Кремень. Тайна Православия.
По словам прп. Макария Великого, «христианство не есть что-нибудь маловажное, оно – великая тайна». И она, эта тайна «необычайна для мiра сего». Вот уже более двух веков пытаются люди разгадать эту тайну, но она не открывается всем, а вернее сказать - каждому встречному, любопытствующему. Тайна сокрыта от тех, кто без благоговейного трепета пытается заглянуть под покров, скрывающий доступ к Божественному. Но для тех, кому открылись врата Истины становится ясно: Православие содержит в себе основы, все необходимое для нашей жизни и для нашего спасения. Чтобы понять это, стоит прислушаться к голосу мудрых людей, обратиться к опыту святых отцов; к трудам древних и современных авторов, к произведениям искусства и литературы, к работам выдающихся личностей самых разных времен и народов, которые вели поиск и находили Истину. Именно так поступил и автор-составитель этой книги Владимир Иосифович Кремень, который составил ее, изучив многочисленные вышеперечисленные источники. А книгу свою назвал не иначе, как «Тайна Православия». ***
По словам автора-составителя, «каждый человек, обратившийся к миру Православия, замечает, что в нем действительно есть некая тайна». И открыв эту книгу, которая вышла в свет в Издательстве «Родное слово» в серии «О сокровенном и тайном», вы увидите, что составлена она из кратких и доступных каждому человеку бесед, посвященной той или иной Тайне. И в соответствии с этим весь собранный материал подразделяется на несколько частей, названия которых следующие: «Тайна Творения». «Тайна грехопадения». «Тайна Боговоплощения». «Тайна Церкви». «Тайна святости». «Тайна монашества». «Тайна Святой Руси». «Духовная культура». «Чудеса древние и современные». «Православие в современном мире». В основе книги – Священное Писание, труды святых отцов, научные представления о мире и человеке, данные современной психологии и медицины, произведения мыслителей, ученых, поэтов и историков разных эпох.
Как отмечает Владимир Иосифович, «все мы, рано или поздно, задаем себе «вечные» вопросы: Что есть Истина? Откуда мы пришли и куда уходим? В чем сокровенный смысл нашей жизни? Но припомните, многие ли находят ответ? Обычно обращаются к науке. Но встречают там самые противоречивые теории. Наука, как мы знаем, всегда в развитии и так часто меняет свои объяснения и законы, что приходится даже каждое десятилетие переписывать учебники. Можно, конечно, попытаться найти ответ в мифах древних народов. Но мифы производят впечатление разрезанной на клочки и перемешанной картины мира, где истина искажена фантазиями и предположениями несовершенной мысли людей разных поколений. В советские времена большинство наших граждан были воспитаны в материалистической традиции. И все же всегда находились в России здравомыслящие люди, которые видели противоречия во вдалбливаемых «истинах».
По словам автора-составителя, многие понимали и чувствовали, что материалистическая позиция по отношению к миру, конечно же, может иметь место (мир действительно материален). Но эта позиция должна основываться на неких других, более глубоких истинах. Понимали многие и то, что материализм в той вульгарной форме, которую проповедовали теоретики «рая на земле» — коммунизма, был всего лишь ширмой, необходимой оправдать стремление к власти определенной группы людей. Эта теория «земного рая» была призвана оправдать гибель миллионов, сражающихся в братоубийственной войне за мифическую идею «свободы, равенства и братства». Оказалось, что общество, построенное только на материальных принципах, не может дать своим гражданам ни свободы, ни равенства, ни братства. Не может оно дать ответа и на самый важный, сокровенный вопрос: в чем смысл нашей жизни.
Интересно, что Александр Сергеевич Пушкин, мучимый подобным вопросом, в свое время написал:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
И ответ он получил от глубоко уважаемого им человека, одного из самых образованных и просвещенных людей своего времени — митрополита Московского Филарета. Тот написал Пушкину:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Как видим, великий поэт в период сомнений, мучительного поиска истины и смысла жизни получал наставления от человека духовного, в котором разум руководствовался верой. А может ли современный человек, который разуверился во всем, поглощен лишь заботами о выживании и окружающем его жестоком мире, стремящийся к поверхностному знанию, которое не столько вразумляет, сколько развлекает; человек по-прежнему думает только о материальном или увлекающийся ложной духовностью, поверить, что жизнь дана нам не напрасно. Прислушаться и понять, что этот прекрасный, окружающий нас мир создан для человека и готовит его к восприятию глубочайших тайн природы и бытия?
Самое любопытное, - отмечает автор-составитель, что и наши современники, люди самых разных возрастов задают себе примерно те же вопросы, что когда-то задавал Пушкин. Оказалось, что они тоже рассуждают о смысле жизни и задают себе вопросы, ответы на которые, наверное, хотели бы услышать многие. Они признаются, что не знают еще очень многого, но хотели бы понять. Ну, например, почему люди, решили, что отныне и вовеки четыре Евангелия для христиан всего мира являются каноном, а остальные ересью. Почему, если Бог есть Любовь, мы к Нему обращаемся с просьбой, — «простить» и «помиловать» нас, да еще убеждаем других - «побойся Бога». Почему во всех четырех Евангелиях, как кажется нашему современнику, Иисус Христос гневался, скорбел, вопрошал и учил, но ни разу не улыбнулся. Так ли это на самом деле? Почему мы несчастны с нашими самыми любимыми людьми на свете? И почему так иногда безжалостны к близким, но остаемся любезными с отпетыми негодяями? И почему - так беспечны в жизни?
Наконец, почему человек до последней секунды с такой отчаянностью цепляется за жизнь, которую он и получил -то помимо собственной воли и даже желания? И совсем-то она не была хороша, и радости в ней было куда меньше, чем печали, а две-три короткие вспышки счастья оставляют после себя разве что горьковатый привкус печали о прошлом. Нам бы очень хотелось все это понять, говорит Владимир Иосифович. - Но у кого найти ответ? Откуда мы пришли и куда идем? В чем смысл нашей жизни? Хотя бы раз в жизни, каждый задавал себе эти вопросы. «Есть в нашем времени нечто общее со временем первых христиан, — говорил в одной из проповедей оптинский схиигумен Илий. — И это общее не только в том, что XX век, как и первый, восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином — сегодня мало тех, кто впитал в себя веру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу и обрели Его порой на краю гибели, испытав уже измученной душой весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества».
XX век остался позади, но оставил после себя страшное, разлагающее наследие атеистической системы, той системы, которая унесла жизни миллионов соотечественников, сила большинства из которых была в исповедании Православия. И не секрет, что для многих, даже для большей части нашего народа, и сегодня Православие является «тайной», сокрытой под толщей богоборческой идеологии, продолжающей скрытно действовать через средства массовой информации. И если не угасло в нас еще сознание, стремление к Истине, если не стали мы роботами, то Православие покажет нам и тайны бытия, откроет и цель нашей жизни. Чтобы познать истину, нам, по словам автора-составителя, - нужен путь преодоления узких человеческих горизонтов, путь духовного устремления, который проложен великими христианскими подвижниками, познавшими ответы на «вечные вопросы», для которых было открыто и «сокровенное и тайное». Следуя за ними, и мы обратимся в беседах, которые собраны на страницах книги, к сокровенному и тайному в мире Православия.
*** Перед читателем этой книги, по словам издателей, приоткрывается мир Православия. Раскрывается творение Вселенной. Дается определение роли человека в мире, смысла его жизни на земле и будущего существования; значение спасительного сошествия в мир, распятия и Воскресения Сына Божия – Иисуса Христа. Перед нами предстает Истина, воплощенная и действующая «сокровенно и тайно». Мы увидим то, что обычно сокрыто от наших взоров по маловерию, беспечности и невниманию. Узнаем о чудесах – древних и современных. Познакомимся с Таинствами Церкви, святыми, молящимися за нас, и с лжепророками, соблазняющими людей. А для начала — читатель обратится к нашему происхождению, к самым истокам существования мира - к его творению. Потому, что и тайне творения содержится самый корень нашей веры — Православия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!