У книжной полки. Живая память: святые и мы

24 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святейший Патриарх Кирилл. Живая память: святые и мы.

 

За Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Святейший Патриарх Кирилл отметил следующее: «Память Церкви - ее Предание. И это живая память; она поддерживается искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, - к святым Божиим угодникам. Мы чувствуем их силу, их присутствие в Церкви. Через наши молитвы к святым и их ответ на наши просьбы соединяются времена. Прославление святых угодников, празднования в их честь дают нам замечательную возможность подумать о жизни святого человека, войти с ним в молитвенное соприкосновение и благодаря этому самим стать лучше или, по крайней мере, в свете их жизни увидеть свои недостатки и попытаться их исправить». О святых рассказывает Предстоятель Церкви в книге, которая вышла в свет при содействии издательств - Московской Патриархии и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Живая память: святые и мы».

Эта книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Как отмечает Святейший Патриарх, «воспоминанию святых угодников Божиих, просиявших во всей Вселенской Церкви во все времена и во всех народах, посвящено первое воскресенье после праздника Святой Троицы. И это совершенно не случайно. День Святой Троицы — это день Сошествия Святого Духа на апостолов, когда благодать Божия была низведена на тех, кому должно было устроять Церковь и через нее продолжать дело служения Господа и Спасителя нашего. Именно Святой Дух превращает людей, объединенных одной верой, в Церковь.

По словам Патриарха Кирилла, «именно Святой Дух дает силы каждому члену Церкви для того, чтобы он мог обновлять себя, очищая покаянием и смывая свои грехи силой Божественной благодати. Говоря о Сошествии Святого Духа, Господь перед Своими страданиями, обращаясь к апостолам, сказал: Дух Святой, Который будет послан во имя Мое... обличит мир о грехе (Ин. 14, 26; 16, 8). Эти слова для многих остаются непонятными. Как это возможно? И зачем нужно, чтобы Дух обличал во грехе? Но на самом деле именно обличение во грехе силой Духа Святого помогает людям оставаться людьми, помогает им различать добро и зло, помогает стремиться к нравственному совершенству, к святости. Дух Святой обличает нашу совесть; а там, где Духа нет, совесть либо не работает, либо работает так ущербно, что ею легко манипулировать. Именно на этой манипуляции человеческой совестью основываются сегодня все попытки разрушить нравственную природу человека: каждый, мол, сам решает, что хорошо, а что плохо.

Однако каждый может заблуждаться, уходить от истины, выдавая ложь за правду и зло — за добро... Но там, где действует Дух Святой, пробуждается человеческая совесть, там наше нравственное чувство по Божественному камертону настраивается на ту самую волну, которая исходит от Бога. Как утверждение того факта, что сила Духа Святого преобразовала во множестве человеческие души от греха к святости, от тьмы к свету мы празднуем день Всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы. Никто из святых не родился святым. Несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6, 36). Это означает, что и святые согрешали и нет ни одного безгрешного человека, кроме Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, — все остальные несут на себе печать греха и умножают его своими ошибками, своими собственными грехами. Но святые становятся святыми, сопрягая свои внутренние усилия со стремлением открыть душу навстречу Божественной благодати. В этой синергии, в этом соработничестве Божественного начала и человеческого и обретается полнота человеческой жизни, полнота спасения».

Читая о жизни святых, прославляя угодников Божиих в дни их памяти, мы преклоняем главу пред их жизненным подвигом и свидетельствуем, что они были храмами живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6, 19), как и заповедал Сам Господь словами апостола». В этой книге представлено около 20 повествований о святых угодниках Божиих, в числе которых святые первоверховные апостолы Петр и Павел, святитель Николай Чудотворец, равноапостольный Владимир, прп. Сергий Радонежский, благоверные Петр и Феврония, блаженная Матрона Московская и другие. Открывает книгу рассказ о святом Пророке, Предтече и Крестителе Господа Иоанне. Как говорит Патриарх Кирилл, «Предтеча Иоанн - это святой, который уготовал путь Спасителю и о котором Сам Христос сказал, что он выше всех, кто был рожден женами (см.: Мф. 11, 11; Лк. 7, 28). Он проповедовал покаяние людям, глаголя, да во грядущаго по нем Христа веруют (Деян. 19, 4). Миссия Иоанна Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек не способен открыть свое сердце Богу. Покаяние есть непременный и первый шаг ко спасению. Но он не является только единовременным: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека — от юности до старости. В идеале покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день». И этому нас учит житие святого Иоанна.

Один из следующих рассказов посвящен святым Кириллу и Мефодию, память которых мы празднуем сегодня. О них Предстоятель в частности говорит следующее: «Более тысячи лет назад два святых равноапостольных брата Кирилл и Мефодий совершили великое дело, которое продолжает жить поныне. Это дело заключалось в том, что они создали нашу азбуку, грамматику, а значит, литературный язык. Они дали нашим далеким предкам возможность письменно общаться друг с другом, читать великие источники знаний, в первую очередь слово Божие, Книгу книг, Книгу жизни — Библию, которую они перевели на славянский язык. Святые братья заложили основу духовного бытия славян, передали нашим предкам великое сокровище святой православной веры. Создав литературный церковнославянский язык, Кирилл и Мефодий органически включили проповедь о Христе в огромное культурное делание. Изначально наша культура стала культурой христианской. Трудами святого Кирилла и его брата святого Мефодия Русь и другие славянские страны вошли в христианскую цивилизацию, причем не как подражатели, говорящие на чужих языках и мыслящие чужими мыслями, но как мощное творческое начало. Именно благодаря приобщению к мировой христианской цивилизации славяне и стали культурной силой на Европейском континенте.

По словам Святейшего Патриарха, «трудно переоценить то, что было сделано равноапостольными братьями... Мы знаем, что слово является средством общения, без которого не может состояться человеческая личность. Науке хорошо известно, что, если ребенка с момента его рождения поместить в полную изоляцию и лишить возможности общаться с другими людьми, он не сможет стать полноценным человеком. Человеку помогает состояться как личности только общение с другими, и в первую очередь устное. Однако и письменное общение также имеет большое значение. Без письменного слова, письменной коммуникации не может формироваться общность людей, тем более такая общность, как государство. Поэтому, создав славянскую письменность, святые Кирилл и Мефодий создали условие для формирования славянских государств, в том числе и русского. Всякий раз, когда мы празднуем день священной памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — День славянской письменности и культуры, мы вспоминаем об истоках нашей веры и нашего благочестия. Благодарность за подвиг славянских учителей неизменно пребывает в наших сердцах".

Еще одна глава книги рассказывает об единственном мученике на Московском Патриаршем престоле — Патриархе Ермогене (память его мы будем праздновать 25 мая). Патриарх Ермоген, по словам автора, это символ жертвенного служения Церкви и на все времена пример верности Христу и любви к Отчизне. Он завершил свои дни как поборник и защитник православной веры, как великий защитник и спаситель Отечества нашего. Все силы и саму жизнь он отдал во имя сохранения в нашей стране Православия, государственной независимости и национальной самобытности. Многие, особенно те, кто плохо знаком с историей, задают вопрос: «Что же такого совершил Патриарх Ермоген?» Патриарх Ермоген — это человек, который имел решающее значение в деле спасения России в Смутное время XVII века. Многие не знают, что он был замучен в подвалах кремлевского Чудова монастыря в начале XVII столетия. Монастырь этот не сохранился — он был разрушен в лютые годы гонений XX века, хотя именно там от голода и холода умер священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея России. Почему он умер? Кто заморил его голодом, кто погубил его? Об этом рассказывает Патриарх Кирилл.

Завершает данную книгу рассказ о великомученике и Победоносце Георгии. День памяти святого - это, по словам Патриарха Кирилла, совершенно особый день в нашем церковном календаре. Этот дивный угодник Божий во времена языческих гонений в Римской империи отдал свою жизнь в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает людям силу. Как замечательно мы называем этого святого: не просто великомученик, но Победоносец, то есть тот, кто приносит победу. Мы называем его так не только потому, что он одержал победу над злом, над своими мучителями в начале IV века, будучи мучим по приказу императора Диоклетиана, последнего римского императора, который гнал христиан, но еще и потому, что с его именем связываются многие иные победы. И замечательно, что на гербе России и ее столицы помещено его изображение, ведь святой Георгий издавна являлся покровителем града Москвы и всей нашей страны.

Совершенно не случайно, что символами побед в войнах стали мученики: не только святой Георгий, но и святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие. Потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика, — вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти (Откр. 12, 11). И так же совершенно не случайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая. Именно в тот день прозвучал последний выстрел войны. Ни 7, ни 8 мая никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции, и потому в церковном сознании именно с днем святого Георгия Победоносца мы связываем исторический День Победы. И это символично, потому что, несомненно, Георгий Победоносец оставался покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом. Несомненно, по Божиему усмотрению день 6 мая в 1945 году совпал также и с праздником Пасхи. Обо этом и многом другом предлагаем задуматься современным людям, обращаясь к ним со страниц книги «Живая память: святые и мы».

 

*** Вспоминая святых, мы, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, должны размышлять о том, что главной ценностью для человека является общение с Богом и жизнь с Ним. Пусть пример угодников Божиих поможет нам в наш мятущийся и часто так страшно заблуждающийся век не терять Божией правды, а вместе с ней и свободы, которая сопровождает человека на его пути к Богу! Пусть их пример поможет нам, открывая свой разум и свое сердце навстречу Богу и Его благодати, сверять с Ним свое нравственное чувство. Это не будет гарантией от наших ошибок и от наших грехов. Но это будет гарантией того, что, обличаемые во грехах Духом Святым, вставая и падая, мы идем к Богу в надежде на Его милость и на Его прощение. И помогают нам в этом святые.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать