Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Марина Сульдина. Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой.
«Чувство острой вины сердце режет и колит», - отмечает один из современных поэтов. А поэт 19 века заключает свои размышления об этом чувстве такими словами: «Мы все без вины виноваты, Иль все мы невинны вполне». Чувство вины, как и многие другие душевные состояния человека, знакомо всем нам, только проявляется оно по-разному. Как разобраться в себе: отличить мнимую, болезненную, вину от истинной? По мнению психолога Марины Сульдиной, «человек, увязнувший в нездоровых переживаниях, рискует упустить жизнь, так и не реализовав себя. Но есть и другая опасность - полностью отказаться от чувства вины, следуя отдельным призывам современного общества. Этот путь уведет человека от самого себя». Чтобы этого не случилось, нужно распознать искаженную вину и осознать ценность подлинной, указывающей на то, что действительно дорого и ценно для нас. Как это сделать? На этот вопрос и отвечает Марина Сульдина в своей книге – «Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой». ***
В этой книге, вышедшей в свет в издательстве Никея в серии «Становление личности», собраны яркие свидетельства известных мыслителей, психологов и жизненные истории, которые помогут по-новому взглянуть на свой внутренний мир, распознать в себе вину мнимую и настоящую. Автор книги - Марина Сульдина - практикующий экзистенциальный психолог, старший преподаватель факультета психологии Московского православного института святого Иоанна Богослова. Консультирует взрослых, подростков, ведет психологические группы. В предисловии книги автор пишет: «Я с большой радостью приветствую вас и приглашаю поразмышлять вместе со мной над непростой, но такой важной для многих из нас темой — чувством вины.
Когда я писала эту книгу, мне хотелось, чтобы она стала для кого-то проводником в запутанных лабиринтах внутренней жизни, чем-то вроде фонарика, который освещает дорогу, помогая понять, где ты находишься и в каком направлении сделать следующий шаг. И если хотя бы в какой-то степени мне удалось этого достичь, я могу считать свою задачу выполненной». Итак, «Чувство вины... Почему так сложно и одновременно так важно в нем разобраться? Потому что, - пишет автор, именно вина может рассказать о наших настоящих ценностях и тревогах, о смысле нашей жизни и о том, что мешает нам жить в полную силу. Если мы не научимся правильно понимать собственное чувство вины, не попытаемся распознать, на что оно указывает, нам будет трудно жить осмысленно и счастливо».
Исследовать свою душевную жизнь, по словам автора, непросто, но интересно. А главное, правильный самоанализ (но не самокопание) подарит бесценные знания о себе, которые сделают нашу жизнь свободной и ясной, уберегут от серьезных ошибок. Для того чтобы начать движение в сторону более глубокого понимания себя, подумаем о том, какой бывает вина. Думаю, все согласятся, что она бывает разной. А это значит, что абсолютно разными, иногда противоположными, могут быть способы ее преодоления. Например, приходилось ли нам опаздывать? Уверена, - говорит Марина Сульдина, что да. И даже те люди, что приучены к дисциплине с детства, нередко испытывали то самое чувство, когда цель еще далеко, а стрелка предательски приближается к часу икс. Но опаздывать можно по-разному». Далее автор рассматривает две ситуации. В первой человек опаздывает, к примеру, на встречу к начальнику или научному руководителю. Во-второй, к старенькой маме или другому близкому человеку.
В зависимости от ситуации, по словам автора, человек будет испытывать разные чувства вины. В первой, к чувству вины будет примешиваться тревога, страх, отчаяние, в общем, всё что угодно, но только «не сочувствие к тому, кто вас ждет». А затем «вина» может смениться «неприятием, а иногда и ненавистью, отвращением к тому, перед кем» человек ее только что испытывал. Во второй ситуации, по словам автора, «о страхе за себя, о беспомощности и тем более о неприязни к близкому человеку и речи нет — напротив, ваша любовь в такой ситуации может даже возрасти». Далее Марина Сульдина призывает задуматься: а насколько серьезно человек провинился в первом и во втором случае? Думаю, - говорит она, - честным будет такой ответ: не очень уж виноват ни в первой, ни во второй ситуации. «Опоздать может каждый: в некоторых случаях можно отнести это событие к случайным, мало или совсем не зависящим от нашей воли. Если речь не идет о вопросах жизненной важности, то это не преступление, которое карается законом или даже общественным порицанием. Среди десяти библейских заповедей нет повеления «не опаздывай».
Другое дело, - продолжает автор, - что и в первом, и во втором случае мы переживаем очень сильные эмоции. Почему так происходит? Дело в том, что нам важна не столько нравственная оценка поступка, сколько последствия, которые он может повлечь для нас. А последствия, которых мы боимся, указывают на самые хрупкие и тонкие стороны нашего бытия, на то, что нас больше всего тревожит. Где тонко, там и рвется. В первом случае наши переживания основаны на страхе и тревоге за себя, то есть на ощущении неустойчивости, слабости нашей жизненной ситуации; во втором — на тревоге и огорчении за близкого человека, то есть на любви к нему и на осознании его хрупкости». Завершая это исследование, автор подводит небольшой итог. «Существует два вида вины, - отмечает Марина Сульдина. - Одна из них — настоящая, а другая ее только напоминает. Настоящую вину принято называть подлинной или здоровой. Ту, что кажется виной, но ею не является, — болезненной, невротической. Испытывая здоровую вину (как во втором случае), мы фокусируем внимание как бы вовне, на другом человеке. Переживая невротическую вину (как в первом случае), мы сосредоточены на самом переживании и на себе.
Далее Марина Владимировна более подробно рассматривает состояния подлинной и мнимой вины, используя, как уже было сказано, ситуации из рассказов известных мыслителей, психологов и вообще, разные жизненные истории. При этом автор отмечает, что «любая вина неотъемлемо связана с переживанием тревоги, а тревога может быть очень разной. Какая тревога — такая и вина. В случае подлинной вины мы можем испытывать тревогу по поводу какого-то ущерба в мире (случившегося или только возможного), а если точнее, части этого мира, за которую мы ответственны. Например, врач несет ответственность за диагностику и лечение своих пациентов. Актер отвечает за плоды своего творчества. Ученый — за результаты своих исследований. Журналист — за достоверность информации, которую сообщает. Если результат от проделанной работы будет отрицательный, то человек любой профессии будет испытывать чувство вины.
Как говорит автор, «главный смысл вины — дать нам знать, что пострадало нечто для нас важное, пострадало именно из-за наших действий или нашего невмешательства. Тревога и ответственность заставляют нас предпринимать какие-то шаги, чтобы по возможности исправить ситуацию. Вина выражает нашу потребность охранять свои ценности, нести ответственность за то, что нам дорого. Именно такую вину, по словам автора, можно считать подлинной. Она может остро мучить, даже ввергать в отчаяние, но и нести парадоксальное облегчение, когда дает надежду на перемены. Здоровая вина — это всегда серьезная сила. Можно назвать ее силой правды. Человек точно знает, что он прав. Прав в том, что так, как случилось, не должно было случиться и что случившееся нуждается в изменении. И эта правда дает ему силы. Их действительно понадобится много — для исправления ситуации, а иногда и для изменения самого себя. В третьей части книги автор подробно говорит о том, как преодолеть подлинную вину.
Но, как отмечает она далее, - сила правды может быть направлена не на исправление ситуации, ведь бывает, что оно уже невозможно, и не на самоизменение, а на саморазрушение, на обвинения, из которых нет выхода. Вспомним Иуду Искариота, предавшего Христа, а затем покончившего жизнь самоубийством. Или Порфирия Владимировича «Иудушку» Головлева из знаменитого романа Михаила Салтыкова-Щедрина. Иудушка видит, что часть мира, за которую он нес ответственность, - то есть его усадьба и его семья - пришли в запустение и в случившемся есть только его вина. Но это здоровое чувство вины, «ужасная правда, осветившая совесть», обращается не на созидание, а на разрушение. Саморазрушение делает болезненной, невротической ту вину, которая изначально была здоровой. И хотя она имеет хорошие корни, ее нельзя назвать подлинной, равно как и совершенно болезненной. Автор называет такую вину двойственной. О том, как ее можно преодолеть, Марина Сульдина подробно говорит в третьей и четвертой части книги. Кроме того, в четвертой части она рассматривает проблему неизбежной вины, а в пятой – рассказывает о вине перед самим собой.
*** Читая эту книгу, прислушайтесь к себе. И – как пишет автор, - «если в ваших переживаниях есть толика любви и жалости к тому, перед кем вы провинились, то ваша вина — подлинная. Если же этого нет, то испытываемое вами — не вина, а ее болезненный двойник». По словам автора, многие люди, увязнув в постоянной болезненной вине, избегая связанных с ней тревог, вдруг незадолго до смерти обнаруживают, что всю жизнь только и делали, что страдали, а ведь рождены были для счастья, «как птица для полета». А счастье заключается в тех, кто рядом с нами, в тех, кому мы можем подарить нашу любовь и сострадание. Как часто мы проскакиваем жизнь, не обращая внимания на то, как она прекрасна и многоцветна, какой удивительный подарок сделал нам Господь, и только в конце начинаем понимать, что упустили эту радость. Поспешим же, - призывает автор, - изменить себя, призвав в союзники Господа, своих друзей, близких и... подлинную вину», - о которой подробно говорится на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!