У книжной полки. 23 ноября

23 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архиепископ Аверкий (Таушев). Дороже всего – Святое Православие.

 

«Слишком часто мы, православные христиане, «пренебрегаем» великими людьми среди нас, недооцениваем их пока они с нами. И даже когда они нас покидают, не даем им правильную оценку и допускаем, чтобы их значение и наследие предавалось забвению», — так писал иеромонах Серафим (Роуз) в статье, посвященной своему духовному отцу архиепископу Аверкию (Таушеву). И действительно, мы с сожалением можем отметить, что многие труды архиепископа Аверкия в России практически не издавались. Большинству читателей знакомо лишь пособие по изучению Священного Писания Нового Завета «Четвороевангелие и Апостол». А ведь им было написано множество проповедей, статей, и поучений, в которых он объяснял многие события современности с точки зрения Православной веры, отвечал на вопросы о церковном благочестии и душепопечении. Но вот настало время, когда труды владыки Аверкия, много лет пролежавшие под спудом, увидели свет. Мы представляем вашему вниманию избранные труды этого выдающегося иерарха современности, из которых сложился сборник под названием «Дороже всего – Святое Православие».

Этот сборник состоит из двух частей. Первая под названием «Созижду Церковь Мою…» рассказывает о том, как созидалась Церковь Христова и как совершалось домостроительство нашего спасения через Воплощение Сына Божия, Его крестные страдания и Воскресение. Во второй, название которой - «И врата ада не одолеют ее…», мы видим, как Церковь сохранялась. И прежде всего, от искажений догматического и нравственного характера. Так и душа христианина должна пройти подобный путь – т.е. созидать себя с помощью Православной веры, сохранить воспринятое, и возрастить данный ей талант веры. Эта мысль заложена в основание сборника. Вошедшие в него поучения, поведут читателя по пути созидания, сохранения и умножения веры. И внимательный читатель увидит всю красоту, глубину и спасительность Православия и его Богом данных уставов. А главное, поймет необходимость и важность следования им.

Сам же автор архиепископ Аверкий предстает перед читателем, как горячий и истинный пастырь: путь, который он указывает, указан не им, а святыми отцами. Как отмечал один из его современников: «он ничего не говорил от себя, а всегда повторял то, чему учили святые отцы». Расскажем немного о Владыке. Архиепископ Аверкий, в миру Александр Павлович Таушев родился 1 ноября 1906 года в г. Казани в дворянской семье. Во время гражданской войны семья Таушевых покинула родину и поселилась в болгарском городе Варне. В 1925 году в Варну приехал архиепископ Феофан Полтавский — строгий монах, молитвенник и богослов. Знакомство с Владыкой Феофаном определило дальнейшую жизнь Александра. Кроме того, он очень рано познакомился с трудами святителя Феофана Затворника, благодаря сочинениям которого выработал в себе православную оценку всего окружающего. Впоследствии архипастырь вспоминал об этом: «…два великих святителя, оба носивших имя Феофана, что значит: «Бога являющий», подлинно «явили» мне Бога в дивных нетленных красотах сокровенной, духовной жизни в Боге».

С благословения владыки Феофана Александр поступает и успешно заканчивает богословский факультет государственного университета в Софии. В 1930 отправляется в Карпатскую Русь и там принимает постриг с именем Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Вскоре молодой монах принимает на себя обязанность редактора епархиального издания и преподает катехизис в средних школах. В 1940 году, перебравшись в Белград преподает пастырское богословие и гомилетику на миссионерско-пастырских курсах и ведет курс лекций для мирян о духовной жизни. Хорошее знание преподаваемых дисциплин и умение грамотно изложить учебный материал естественно вызывало огромное уважения со стороны учащихся и администрации, и в 1952 году уже архимандрит Аверкий, назначен на должность ректора семинарии. В 1967 году его рукополагают в сан архиерея.

Современники Владыки отмечали, что он отличался энциклопедической эрудицией и незауряными ораторскими способностями, которые сочетались в нем с глубокой верой, искренней простотой и любовью к Православию. Эти черты делали все сказанное им настолько проникновенным, что иеромонах Серафим (Роуз) назвал архиепископа Аверкия "Златоустом последних времен". Иеромонах Дамаскин (Христиансен) пишет о Владыке так: «…его ораторский дар, в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди незабываемыми». И действительно, читая его труды, видишь, с какой любовью Владыка раскрывает глубокий смысл Православной веры и ее установлений. Особенно это видно из слов о праздниках Православной Церкви: Рождестве, Пасхе, и конечно о Великом посте. Он дает понять своему читателю, насколько все в Церкви мудро устроено для нашего спасения: нет ничего маловажного и малозначительного ни в богослужениях, ни в обрядах, ни в постах. Все здесь наполнено глубоким смыслом и значением.

Вот, например, что мы читаем у Владыки Аверкия о Рождестве Христовом. Сам глубоко переживая вместе с Церковью наступившее Рождество, он восклицает: «Какой это чудный праздник — день Рождества Христова! какое дивное торжество! Уста смыкаются пред священным безмолвием Вифлеемской ночи, сердце в тишине внемлет ангельскому пению: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Глубоко назидательны поучения Владыки Аверкия на Великий пост. «Вновь призывает нас Святая Церковь к покаянию, радостно восклицая: «Се время благоприятное, се время покаяния!..». «Истинное покаяние, - пишет архипастырь, — это коренное изменение своей жизни. Покаяться — это значит: твердо решиться стать другим человеком — лучшим, чем ты был прежде». «Великий пост и назначен Церковью для того, чтобы помочь нам по-настоящему покаяться, дабы мы, хотя на время, отвлеклись от порабощающих нашу душу мирских забот, суеты и развлечений».

А вот слова Владыки Аверкия на Евангельское повествование: «И ядоша вси и насытишася» (Мф. 14,20) «Сколько поразительной глубины назидания для нас заключается в этом бесхитростном евангельском повествовании! О чем только не говорит оно нам? Оно говорит о необычайном милосердии и благости Творца, так трогательно снисходящего к нашим нуждам и немощам телесным, говорит оно и о Его Царственном всемогуществе, для которого нет никаких преград и ограничений земных, красноречиво и убедительно говорит оно и о том, что Господь никогда не оставит Своею милостью и щедротами человека, всей душой к Нему стремящегося, и более, чем о хлебе земном, помышляющего о насыщении себя пищей духовной».

На протяжении всей истории Церкви враг рода человеческого стремился разными средствами уничтожить Церковь Христову, сначала гонениями, а затем различными ересями и расколами. Но Господь Своей благодатью и посредством святых отцов ограждал Свою Церковь от разрушения, по неложному Своему обетованию «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». И в каждый период, когда Церковь переживала тяжелые времена Господь являл своих служителей для вразумления и обличения. Так, в 19 веке были дарованы ей святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), на рубеже 19-20 столетий святой праведный Иоанн Кронштадтский. А когда после революции 1917 года Православие в России стало уничтожаться и на этой почве появилось множество подделок и лжеучений, Господь явил архиепископа Аверкия, ясно видевшего и понимавшего все происходящее, не боявшегося открыто обличать явившиеся пороки и отступления.

«Одним из последних духовных столпов Православия в XX веке» называл архиепископа Аверкия иеромонах Серафим (Роуз). Его взгляд на современный мир, будучи вдохновленным Священным Писанием и святыми отцами Церкви, всегда был трезв и точен: «Вся современная культура, − отмечал Владыка Аверкий, − направленная на чисто земные достижения, и связанный с нею бешеный водоворот жизни, держат человека в постоянной суете и рассеянности, при коих нет для него возможности хоть сколько-нибудь углубиться в свою душу, и духовная жизнь в нем постепенно замирает». Как же нам сохранить в наше время Святое Православие? Об этом и говорит архиепископ Аверкий (Таушев).

 

***Слова Владыки Аверкия проникнуты глубокой озабоченностью за своих пасомых, которые со всех сторон ощущали на себе тлетворное влияние духа отступления и безбожия. И ныне мы ощущаем на себе этот дух времени, дух мира сего, который с небывалой силой влечет неокрепшие души в пропасть погибели своими все усиливающимися соблазнами. И поэтому для нас труды Владыки Аверкия собранные в книге «Дороже всего - Святое Православие» безусловно послужат надежной опорой и верным ориентиром на распутье сегодняшней жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать