У книжной полки. 23 марта

23 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Творения преподобного Симеона Нового Богослова в трех томах.

 

В истории христианства третьим духовным писателем, удостоившимся имени Богослов, является преподобный Симеон Новый Богослов. Святой отец поучениями устными, а позднее и письменными проповедовал свой личный опыт сокровенного общения с Господом. В 19 веке русские православные люди познакомились с творениями Симеона Нового Богослова благодаря переводческим трудам епископа Феофана Затворника. Он ценил святого отца за то, что «преподобный внушает ревность к внутренней благодатной жизни. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум». Сегодня «Слова» и «Гимны» преподобного отца вновь переиздаются и находят своего благодарного читателя. Так, сегодня мы предлагаем вашему вниманию трехтомник «Творений преподобного Симеона Нового Богослова», выпущенный в свет издательством Сибирская Благозвонница. Об этом издании - далее в нашей программе. ***

О духовном наследии прп. Симеона Нового Богослова издатели в предисловии пишут, что «его богомудрые писания - стали известны благодаря трудам пресвитера Студийского монастыря инока Никиты Стифата. Он, будучи учеником прп. Симеона, еще при его жизни собирал, переписывал, хранил каждое слово учителя, чтобы передать Церкви». Впервые труды прп. Симеона были изданы в 18 веке, но не в подлинном тексте, а в новогреческом переводе Дионисия Загорейского. До этого времени они были известны только по рукописям. Широкое знакомство российских христиан с творениями прп. Симеона Нового Богослова началось в 19 веке, когда стали переводиться и печататься его «Слова».

Как уже говорилось в начале, одним из переводчиков являлся святитель Феофан Затворник, трудами которого были переведены «Слова» прп. Симеона с новогреческого языка на русский в двух выпусках. Архиепископ Василий (Кривошеин) указывал, что эта работа являлась сама по себе, как «перевод с перевода», т.к. сам по себе перевод Дионисия был не полон, а святитель Феофан неточно следовал тексту Дионисия Загорейского, и даже вносил изменения, поправки, дополнения, сокращения с учетом, видимо, своего духовного опыта и высшего богословского образования. Этот перевод святителя Феофана был издан Русским Пантелеимоновым монастырем в 1890 году на Афоне и стал главным источником ознакомления благочестивого русского народа с творениями прп. Симеона. Он же послужил основой и для данного издания.

Первая книга из представленного трехтомника включает в себя перевод 44-х проповедей - «Слов», которым предшествует пространный труд архиепископа Василия (Кривошеина) «Жизнь и личность преподобного Симеона Нового Богослова». В этой же книге читатель найдет житие святого отца, составленное его учеником Никитой Стифатом. Во вторую книгу издания вошли «Слова» с 45 по 81, перевод которых святитель Феофан сделал в 1882-1890 годы. Святитель Феофан часть «Слов» прп. Симеона в своем переводе поместил в «Добротолюбии». Там имеются «Деятельные и богословские гла­вы» и «Слово» о трех образах молитвы. В третьей книге собраны еще 11 «Слов» преподобного, также в переводе святителя, и 60 «Божественных гимнов», перевод которых завершился другими переводчиками в середине 20 века.

К примеру, в 1917 году иеромонах Пантелеймон (Успенс­кий), опубликовал русский перевод (но не с гре­ческого текста) почти всех «Гимнов», основыва­ясь на тексте Дионисия Загорейского в латин­ском переводе и на некоторых рукописях Святой Афонской Горы. Но последующие события поме­шали этому изданию получить широкое распро­странение. Эти «Гимны» представляют келейные запи­си или дневники, в которых преподобный изли­вал свою любовь, благоговение и благодарность к Богу. Они раскрывают саму душу в моменты глу­боких созерцаний и Божественных откровений. Иеромонах Пантелеймон отмечает, что в «Гимнах» отображается сама сущ­ность Евангельской жизни. Это для разумения грешников непостижимо, а доступно лишь мужам бесстрастным, святым и совершенным.

Прп. Симеон описывает свои небесные восхище­ния в рай, в мир равноангельский, Божественный. В «Гимнах» отображается путь души из глубины падения через слезы и покаяние к Божественному Свету. Он возвещает то, что обыкновенный чело­век не видит телесными очами, не слышит чув­ственными ушами, ибо только при бесстрастии, святости и озарении Света можно видеть Бога. Известно, что иеромонах Пантелеймон (Успенский) трудился еще над переводом и изда­нием полного собрания творений прп. Симеона, но смерть помешала ему это осуществить. В дальнейшем большой интерес к изучению и переводу трудов прп. Симеона проявили архиепископ Василий (Кривошеин) и иеромонах Софроний. Так, благодаря трудам наших переводчиков и богословов, мы сегодня имеем возможность ознакомиться с жизнью и творениями великого подвижника и Нового Богослова.

Обратимся вкратце к жизнеописанию преподобного, которое было составлено архиепископом Василием Кривошеиным. «Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 949 году в местечке Галати, в Пафлагонии (Малая Азия), от родителей, принадлежавших к состоятельному и влиятельному в общественных делах провинциальному дворянству. Это было во времена македонской династии, одного из лучших периодов византийской истории. Жизнь прп. Симеона совпала в большей своей части с царствованием самого знаменитого представителя этой династии, императора Василия II Болгаробойцы. В возрасте приблизительно 11 лет преподобный был привезен своим отцом в Константинополь, учиться в столичных школах, чтобы впоследствии поступить на императорскую службу. Его дядя, Василий, занимал тогда важное место при дворе и намеревался представить своего племянника императору, но юный Симеон уклонился от этой чести. Он также отказался после окончания, так называемой в наши дни, «средней» школы, продолжать свое образование в высших учебных заведениях.

В 20-летнем возрасте юноша вел рассеянную жизнь столичного молодого человека, но оставался глубоко неудовлетворенным. Возможно, - пишет владыка Василий, - под влиянием чтения духовных книг, житий святых в особенности, молодой Симеон живо почувствовал ничтожность своего тогдашнего состояния и, в желании найти путь к Богу, начал искать святого человека, который мог бы руководить им и примирить с Богом. Окружающие не понимали его. Однако он жил с верою и доверием к Богу, и встретил, наконец, святого человека. Это был престарелый монах Студийского монастыря, которого также звали Симеон. С этого знакомства начался новый период в жизни юноши. Внешне он продолжал трудиться в миру, как и раньше, но часто посещал своего духовного отца и ревностно исполнял его предписания.

В книге, которую дал ему мудрый наставник, Симеон обнаружил одно изречение, которое произвело на него особенно глубокое впечатление: «Ища исцеления, позаботься о совести. И все, что она говорит, сделай и найдешь пользу». «С тех пор, - говорит прп. Симеон, рассказывая о себе в третьем лице, - он никогда не засыпал, когда совесть обличала его и говорила: Почему ты не сделал и этого?» «Уязвленный любовью и желанием (Господа), он с юношескою ревностью на деле применил данное изречение, все более и более увеличивая свои ночные молитвы, как ему то внушала совесть. Во время одного из этих ночных молений прп. Симеон имел первое мистическое видение света, затопившего его, наполнившего радостью, он перестал ощущать и себя, и все окружающее. Но первый период религиозного воодушевления и мистического просветления не сразу привел молодого человека к монастырской жизни. Только спустя несколько лет Симеон пришел к решению окончательно оставить мир и стать монахом». Подробнее о дальнейшей жизни святого Симеона читайте на страницах этого издания. Писания же самого святого отца открывают нам внутреннюю сторону всех событий, происходивших в его жизни.

 

*** По словам Никиты Стифата, прп. Симеон Новый Богослов «удостоился апостольской благодати, великих откровений, неизреченных созерцаний, таинственной беседы и Божественных гласов, так что он, не изучав науки, обладал красноречием, рассудительностью мудреца-богослова, и его обоженный разум во время прекращения умственной деятельности приходил в единение с Божественным Светом». Как обновитель духовной жизни и подлинный мистик, достигший вершин единения с Богом, прп. Симеон по справедливости заслужил прозвание Нового Богослова. 25 марта Православная Церковь прославляет имя преподобного Симеона, с любовью чтит его святость и вдохновляется его духовными наставлениями, живительными и по сей день.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать