У книжной полки. 23 июня

23 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею.

 

«Начало всего учения, преданного нам Божественной высочайшей Премудростью, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы, верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волей Божественной. Спаситель наш учил нас этому во всю земную Свою жизнь словами и делами, прямыми речами и подобиями (притчами), наконец в Cебе Cамом оставил нам образ жизни христианской, да по силе своей последуем Ему». Такими словами начинается книга одного из особо почитаемых сибирских святых, митрополита Тобольского и Сибирского Иоанна. Святитель был богословом, стихотворцем, он написал немало назидательных сочинений, но в наибольшей степени его богословие раскрылось в книге «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». Этот удивительный по богатству духовного опыта труд святителя Иоанна, переиздавался уже много раз, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую его публикацию, осуществленную Издательством Сибирская Благозвонница. ***

Предваряет издание краткие биографические известия об авторе «Илиотропиона» Архиепископе Черниговском, впоследствии Митрополите Тобольском, Иоанне Максимовиче. Святитель Иоанн, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киево-Печерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой. Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин, в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине ХVII столетия.

По словам митрополита Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киево-Печерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры. В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн был послан в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника.

 Спустя какое-то время святитель Феодосий Углицкий усмотрел в отце Иоанне преемника своей святительской кафедры, поэтому вызвал его к себе и посвятил в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того сам управлял. Возмужавший в духовной жизни долгим подвижничеством святитель Феодосий скончался 5-го февраля 1696 года. Смиренный архимандрит елецкий Иоанн Максимович был ревностным исполнителем воли и распоряжений своего Владыки до последнего вздоха блаженного Феодосия Углицкого. А 24 ноября того же года в доме архиепископа собралась малороссийская рада (избирательное собрание) для избрания преемника почившему архипастырю, на которой присутствовали полномочные от Киевского Митрополита, Гетмана и всего войска. После различных разногласий и жалоб, по единогласному желанию всего мирского и монашествующего духовенства, избран был Иоанн Максимович и составлен акт об избрании за подписью первых мирских и духовных лиц.

Отправляя в Москву Максимовича, гетман письменно просил царя за него, а также и патриарха о посвящении избранного. Посвящение совершено было 10-го января 1697 года. Как говорится в предисловии, святитель Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем - жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений святителя много слов и оборотов латинских, польских, простонародных; стихи, как и у других южных его современников, силлабические; но по содержанию, они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными.

Памятником любви преосвященнейшего Иоанна к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове Духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения, предлагая их в том виде, в каком они могли нравиться в его время. В список его сочинений входят следующие труды: «Нравоучительное зерцало», «Алфавит святых», «Богородице Дево», «Толкование на 50-й псалом», «Размышление о молитве «Отче наш»», «Царский путь Креста» и другие. И конечно, одним из главных произведений святителя стал его труд «Илиотропион», в первые выпущенный в свет в 1714 году. Особое значение святой архипастырь придавал внутреннему религиозному самопознанию, а вопрос: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?», был главной темой его жизни. Ответом на этот вопрос является и книга «Илиотропион».

Давайте, и мы с вами обратимся к некоторым наставлениям святителя, и на страницах этой удивительной книги прочтем, что говорит свт. Иоанн «о том, как мы можем узнать во всех делах и явлениях волю Господню». «На вопрос о том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, ответим указанием на некоторые установления, или положения, через которые ясно открывается воля Божия; назовем их для краткости заповедями. Заповедь первая, или Положение, способствующее к познанию воли Божией: «Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией: ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Фес. 4, 3), не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более – противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это предпринимаемое мною дело, эта дружба, это приобретение, такой образ жизни не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога; по крайней мере это не Божественное обо мне изволение».

Заповедь вторая: «Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что согласно с ними (хотя точно не определено) и сходно с их духом». Заповедь третья: «Эта заповедь, по словам святителя, предписана апостолом Павлом в Первом послании к Фессалоникийцам (1 Фес. 5:18): За все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Во-первых, здесь достойно замечания то, что наша благодарность Богу за все, что бы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в тревогах и скорбях; тем более тогда, когда мы получаем что-нибудь доброе. К этому присоединяется святой Павел: Духа не угашайте, найдите в себе место Духу Святому; часто Бог волю Свою обнаруживает через сокровенные, таинственные знаки, которыми нужно руководиться и верить им тогда только, если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие, слава Единого Бога.

Далее говорит святой Павел: Пророчества не уничижайте, то есть: изъяснения Божественного Писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с волей Божественной. А кто не желает слушать всего означенного выше, тот явно не хочет уразуметь воли Божией. Опять святой Павел учит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5:21). Как денежные знаки, каждую монету исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям и различают таким образом истинную монету от подложной, фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своем деле Божией воли: всего истинно согласного с ней должны держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное воле Божией».

 

*** «Как воин обязан быть во всем послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под словом Божиим. Все то, что угодно Богу сделать с нами, к чему Он нас предназначит, что повелит, – во всем том должны мы беспрекословно повиноваться Его святейшей воле. Да будет у всех нас, христиан, единственный ответ на воззвание, обращенное к нам Богом в Священном Писании: … «воля Твоя, о Боже, для меня лучше всех приказаний, исполнение ее – величайшее для меня благо». Таковы слова святителя Иоанна Тобольского, которые не расходились с делом, ведь он сам всю свою жизнь предавал в руки Господа. Сегодня свято чтит его земная Церковь, молитвенно воспоминая память святителя вкупе со всем Собором Сибирских святых. А душеполезнейший труд его вот уже несколько столетий учит православных христиан, как сообразовать свою человеческую волю с Божественною волею. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать