У книжной полки. 23 июля

23 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святыни Киево-Печерской Лавры. Храмы Киево-Печерской Лавры. Пещеры Киево-Печерской Лавры.

 

Киево-Печерская Лавра — одно из самых древних и драгоценных сокровищ Киевской Руси. Во всем мире ее всегда почитали как великую святыню Православия. Многие поколения паломников с благоговением целовали ее иконы, мощи святых и даже ее землю, которую Божия Матерь избрала Себе в удел, многократно являя здесь чудесные знамения Своего покровительства. Девять с половиной столетий Промысл Божий сохранял для нас древнюю Печерскую обитель: ее храмы — как зримое воплощение Царства Божия; ее историю — как неисчерпаемую духовную сокровищницу; нетленные мощи Печерских подвижников — как свидетельство о святых воинах, заступниках и молитвенниках Святой Руси и ее православного народа; а пещеры, выкопанные ими, — как место непревзойденных духовных подвигов и славного упокоения. Обо всех этих святынях Киево-Печерской Лавры рассказывают три брошюры, которые мы сегодня и предлагаем вашему вниманию. ***

Эти три небольшие книги вышли в свет в Издательстве Киево-Печерской Лавры. Первая из них называется «Святыни Киево-Печерской Лавры». Она знакомит нас с историей святынь Киевской обители и их ролью в духовной жизни нашего отечества. Рассчитана на широкий круг читателей. Вторая книга под названием - «Храмы Киево-Печерской Лавры» открывает историю храмов этой святой обители, особенность их архитектуры и роль в духовной жизни нашего отечества. В третьей книге – «Пещеры Киево-Печерской Лавры» рассказывается об истории пещер с возникновения пещерного монастыря в XI в. до наших дней — начала третьего тысячелетия по Рождестве Христовом.

Как говорится на страницах одной из книг, на протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества. Лаврские пещеры — это не только всемирно известный памятник подземной архитектуры, но и, прежде всего, неисчерпаемая духовная сокровищница, где многие поколения православных находили и находят духовное утешение, исцеление и благодатную помощь. Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона. выдающегося подвижника и богослова, служившего церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове.

Святой Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, в 1051 г. он стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно эту дату — 1051 г. — прп. Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители. Пещера, после того как в ней поселился преподобный Антоний, стала привлекать горожан и киевскую знать, приходивших за благословением и духовным советом к богомудрому старцу. Те же, кто стремился к монашеству, просили позволить остаться с ним.

Поселившиеся в пещере иноки ископали для себя новые келий, соединив их длинными подземными ходами, и там же устроили подземную церковь. Так образовалась Печерская обитель, удостоившаяся особого покровительства Царицы Небесной, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и прославившаяся святостью жизни и подвигами иноков. Вскоре пещера стала слишком многолюдной для преподобного Антония, искавшего уединения. Поставив для братии игуменом преподобного Варлаама, он удалился на соседний холм, где выкопал новую келию, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними. Первоначальные пещеры получили название Дальних. Не приняв по смирению игуменства, преподобный Антоний по-прежнему оставался отцом и наставником братии. Дух его пребывал с ними, молитвы его низводили в их сердца небесную благодать, утверждавшую в вере и укреплявшую в подвижнической жизни.

Основателем общежительного монашества на Руси стал сподвижник преподобного Антония Печерского — преподобный Феодосии, юношей пришедший к нему и принявший в его пещере монашеский постриг. Преподобный Феодосии превосходил всех смирением и трудами, чем снискал всеобщую любовь. По его благословению в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях. С этой поры на Руси определились два рода монашеской жизни по двум ее образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосией. Первый — это отшельничество в пещерах и затворах, подвиг особо трудный и высокий. Второй — иноческое общежитие, воспитывавшее у братии такие необходимые для монаха добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отсечение своей воли и всецелое подчинение настоятелю, старшей братии и правилам монастырского устава.

Когда число братии умножилось настолько, что пещерная обитель стала для них тесна, пришло время создания наземного монастыря. В 60-х годах XI в. печерская братия расселилась у Дальних пещер, вблизи первоначального монастыря, а в 70-80-х годах начала осваиваться верхняя территория Лавры. Пещеры же использовались как место уединенной молитвы и погребения монахов. И поныне великой святыней Киево-Печерской Лавры являются почивающие в Ближних и Дальних пещерах мощи Печерских святых. Пещеры, вырытые монахами-подвижниками и давшие название древнему монастырю, являются уникальным историческим памятником и поистине духовной сокровищницей. Ближние пещеры, скрывающие под спудом мощи прп. Антония, называются также Антониевыми, а Дальние, где покоились мощи прп. Феодосия, — Феодосиевыми. И в Дальних, и в Ближних пещерах обустроено по три храма.

Самой большой ценностью лаврских пещер являются нетленные мощи 122 святых Божиих угодников, среди которых — первый летописец Руси и основатель школ преподобный Нестор, первый русский иконописец преподобный Алипий, былинный богатырь Илия Муромец, святые целители, воины и выдающиеся церковные деятели. Своей праведной жизнью и подвигами печерские иноки освятили Киевскую Русь и послужили ее духовному расцвету. Во времена лихолетий — татаро-монгольских набегов, католических и униатских гонений, во многих испытаниях и бедах, постигавших Святую Русь, молитвенная помощь преподобных отцов Печерских помогала нашему народу сохранить Православную веру и свою самобытность.

Также как святыня благоговейно почитается народом со времени своего основания Великая церковь (Успенский собор) Лавры. «Какая великая радость для нашей родной земли быть уделом Божией Матери, третьим Ее уделом в православном мире, - говорит наместник Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. - После сошествия Святого Духа — Пятидесятницы выпал Ей жребий нести Слово Сына Своего на Иверскую землю. Сказано про Афон, что Матерь Божия избрала это место. Но ни про одну землю не сказала Она так, как сказала о нашей Святой Киевской Руси: "Хочу Церковь себе воздвигнуть в Киеве и хочу жить в ней". Явление этого дивного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы простирает над нами Ее материнский покров и постоянную любовь — молитвы о нашей обители, о нашем народе, о Святой нашей Соборной Апостольской Православной Церкви». Величайшей святыней Киево-Печерской Лавры является и икона Успения Пресвятой Богородицы. История ее восходит ко времени зарождения обители. Пресвятая Богородица, избрав Печерский монастырь Своим уделом, пророчествами и многими чудесами свидетельствовала о покровительстве ему и в знак благоволения прислала в обитель Свою икону. Обо всех этих святынях и говорится на страницах трех данных книг.

 

*** В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосии Печерский, а в 1133 г. — преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр Могила, митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней — русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Сегодня история Киево-Печерской Лавры насчитывает почти 1000 лет, она неразрывно связана с судьбой Святой Руси. Полная чудесных и драматических событий, прославленная именами множества святых, жизнь Лавры зарождалась в пещерах, которые и поныне хранят бесценные духовные сокровища. По-прежнему приходя с верой к преподобным отцам Печерским, православные люди покланяются их подвигам и просят их покровительства.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать