Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого. Короткие рассказы по житийным клеймам XVII века.
Сегодня мы чтим память святого преподобного Иосифа Волоцкого. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, это был «человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV и начало XVI века. Это, с одной стороны, время собирания Руси, образование единого Русского государства; это несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее роли в жизни народа; несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире». Но с другой стороны это было время, когда «возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви». «Преподобный Иосиф мужественно выступил в борьбе с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в народе нашем». Вспомнить об этих подвигах личной монашеской жизни и церковно-общественного служения святого поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется «Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого. Короткие рассказы по житийным клеймам XVII века». ***
Эту книгу, которая вышла в свет в Издательстве Волоцкого монастыря и предназначена для детской аудитории, издатели предваряют такими словами: «Дорогие дети! Пусть молитвы Преподобного Иосифа Волоцкого помогут вам наполнить свою жизнь благочестием и святостью, как того хотят ваши родители, и как того желал вам Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, по благословению которого написана эта книга. С давних времен для православных храмов писались особые иконы, в центре которых, в среднике, помещалось изображение того или иного святого, а вокруг располагались небольшие иконы-клейма о главных событиях их подвижнической жизни и чудесах. Такие иконы назывались житийными. Именно из этих живописных «книг» многие люди на Руси порой впервые узнавали о жизни прославленных святых.
Замысел этой первой детской книги о Преподобном Иосифе Волоцком принадлежит Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, игумену Иосифе-Волоколамского монастыря с 1989-го по 2003 г. Рассказы написаны по житийным клеймам иконы XVII века, некогда бывшей одной из главных святынь Успенского собора древней волоколамской обители, а ныне хранящейся в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве. По благословению владыки Питирима к клеймам старинной иконы было добавлено еще одно житийное клеймо «О том, как Преподобный Иосиф ухаживает за своим больным родителем», написанное специально для этой книги. Это очень важно не только для детей, но и для взрослых, — говорил владыка Питирим, ибо был убежден, что только из добрых, любящих своих земных родителей детей могут вырасти верные и достойные чада нашего Небесного Отца».
Рассматривая вместе с издателями икону святого Иосифа, обратимся к отдельно взятым рассказам, которые собраны в этой книге. Первый из них, что естественно, повествует о рождестве преподобного. Здесь мы читаем следующее: «В давние времена, почти шестьсот лет тому назад, прибыл из Литовской земли на службу к великому московскому князю благородный человек по имени Саня. Это был прадед святого Иосифа. Князь дал ему во владение земли вблизи древнего города Волоколамска и повелел, если потребуется, защищать от врагов эти северные границы Московского княжества. Неспокойно было тогда на Руси. С юга татары нападали, с запада — литовцы, а то соседние князья вражду затевали. Но, что бы ни случалось, семейство Саниных верно служило московскому князю. Известно, что у Сани был сын Григорий, в старости принявший монашеский постриг с именем Герасим. Поучая детей своих и внуков, он часто повторял: «Дал бы нам Бог Царство Небесное. Ведь только рай нам Отечество есть».
Из поколения в поколение Санины жили в праведных трудах и в страхе Божием. Особенно их отличала наклонность к монашеской жизни. В древней поминальной книге Иосифо-Волоцкого монастыря записаны имена четырнадцати монахов и четырех монахинь из рода Саниных. В 1440 году в этом семействе родился мальчик. Родителей его звали Иоанн и Марина. Жили они в селе Язвищи, которое дал когда-то великий князь их предку Сане, и были известны особенно усердным исполнением заповедей Господних. Долгое время Иоанн и Марина со слезами молили Бога дать им дитя, чтобы было у них в старости утешение и опора. Бог исполнил их заветное желание и, к великой радости благочестивых родителей, даровал им сына. Произошло это 25 ноября, в день празднования памяти святого Иоанна Милостивого.
Следующее клеймо иконы, а значит и еще один рассказ поведает юным читателям о крещении будущего святого. Вот что об этом говорится в книге: «В тот год декабрь выдался снежным. Село Язвищи стояло в сугробах, а снег всё шел и шел. С каждым днем набирал силу мороз. В доме Саниных готовились к крестинам сына, и родителей не пугали ни мороз, ни вьюга. Православное семейство не могло отложить Святое Таинство до весны. Дитя не должно долго оставаться без имени, ангела-хранителя, без живительной благодати Божией. Не принято это на Святой Руси. Укутывала Марина сына и в окошко поглядывала. Радовалась. Вон как земля снежком убелилась. Точь-в-точь как крестильная рубашечка. И имя уже выбрано. Иоанном решили назвать, как и отца. Будет у него дивный покровитель на Небесах — святой Иоанн Милостивый.
В житии о нем сказано, что ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками. Всем просящим святой Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом: кормил голодных и одевал нищих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Иоанн и Марина всем сердцем желали, чтобы их дитя выросло усердным подражателем богоугодной жизни святого. Крестили новорожденного в Покровской церкви, что стояла посреди села. Трижды окунул его батюшка в теплую купель со словами: «Крещается раб Божий Иоанн во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Радовались родители. Но только Господь ведал, что в тот день был крещен будущий святой — преподобный Иосиф Волоцкий, чудотворец».
Еще один рассказ повествует о том, как мальчик Иоанн был отдан в научение грамоте к старцу Арсению. Автор пишет: «По исполнении Иоанну семи лет родители отвезли его в Волоколамск. Там в Крестовоздвиженском монастыре жил старец Арсений, по прозванию Леженка. Имея многие болезни, он почти не выходил из своей кельи, но слыл монахом грамотным и боголюбивым. Стал Иоанн учеником мудрого старца. Скоро все стали замечать его необыкновенные способности. В первый год учебы он не только освоил азбуку, но и все псалмы Давидовы научился читать. А еще через год он уже хорошо мог читать Божественное Писание и был поставлен чтецом и певцом в монастырском храме. И так ему пение церковное полюбилось, что в церковь он приходил первым, а уходил последним. Иоанн был совсем не похож на других детей. Никогда не баловался, не шумел и не играл в озорные игры. Все время проводил в храме или за чтением книг. Удивлялись люди: «Кто же вырастет из этого необыкновенного отрока?»
Видя успехи Иоанна и его великое желание постичь книжную мудрость, родители решили продолжить обучение. Но где? По всей Руси тогда было меньше книг, чем можно найти теперь в самой маленькой библиотеке, обычно их переписывали от руки монахи. Над каждой книгой им приходилось работать годами, и потому стоили они очень дорого. За одну книгу можно было купить целую деревню. Иоанн и Марина, хотя и не были бедными людьми, но такие дорогие книги купить сыну не могли. Они перевели Иоанна в монастырь Пречистой Богородицы, на Возмище, где хранился целый сундук рукописных книг. Иоанн и здесь не пропускал ни одной службы в церкви, а остальное время проводил в келье в тишине и молитве. Каждому усердно молящемуся отроку Господь всегда посылает благодатную помощь в учебе. Так было и с Иоанном. Очень скоро он начал понимать истинный смысл слов Божественного Писания и поучений святых отцов». Как повествует автор, «Иоанн Санин прожил в Волоколамском монастыре почти до двадцати лет. Настало время выбирать жизненный путь». О том, что было дальше, читайте на страницах данной книги.
*** Как говорил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, «Наши святые — святые-труженики. Подвиг их — подвиг горящего духа и натруженных рук. Как бы ни был ныне изображен на иконе русский святой, в каком бы земном звании ни был, он прежде всего самоотверженно трудился ради других, трудился и пламенел в молитве не о себе одном, но о всех ведомых и неведомых ему собратьях. В безмерной сердечной глубине вместили они небесную чистоту и всю земную печаль и радость». Таким был и прп. Иосиф Волоцкий, о котором рассказывает эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 18 апреля
День ангела. 18 апреля
Церковный календарь 18 апреля. Четверток Великого канона. Преподобная Феодора Солунская (Фессалоникийская)
Евангелие 18 апреля. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять
Читаем Апостол. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!