У книжной полки. 22 сентября

22 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого. Короткие рассказы по житийным клеймам XVII века.

 

Сегодня мы чтим память святого преподобного Иосифа Волоцкого. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, это был «человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV и начало XVI века. Это, с одной стороны, время собирания Руси, образование единого Русского государства; это несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее роли в жизни народа; несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире». Но с другой стороны это было время, когда «возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви». «Преподобный Иосиф мужественно выступил в борьбе с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в народе нашем». Вспомнить об этих подвигах личной монашеской жизни и церковно-общественного служения святого поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется «Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого. Короткие рассказы по житийным клеймам XVII века». ***

Эту книгу, которая вышла в свет в Издательстве Волоцкого монастыря и предназначена для детской аудитории, издатели предваряют такими словами: «Дорогие дети! Пусть молитвы Преподобного Иосифа Волоцкого помогут вам наполнить свою жизнь благочестием и свя­тостью, как того хотят ваши родители, и как того желал вам Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, по благословению которого написана эта книга. С давних времен для православных храмов писались особые иконы, в центре которых, в среднике, помещалось изображение того или иного святого, а вокруг располага­лись небольшие иконы-клейма о главных событиях их под­вижнической жизни и чудесах. Такие иконы назывались житийными. Именно из этих живописных «книг» многие люди на Руси порой впервые узнавали о жизни прослав­ленных святых.

Замысел этой первой детской книги о Преподоб­ном Иосифе Волоцком принадлежит Митро­политу Волоколамскому и Юрьевскому Питириму, игумену Иосифе-Волоколамского монастыря с 1989-го по 2003 г. Рассказы написаны по житийным клеймам иконы XVII века, некогда бывшей одной из главных свя­тынь Успенского собора древней волоколамской обители, а ныне хранящейся в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Москве. По благословению владыки Питирима к клеймам старин­ной иконы было добавлено еще одно житийное клеймо «О том, как Преподобный Иосиф ухаживает за своим больным родителем», написанное специально для этой книги. Это очень важно не только для детей, но и для взрослых, — говорил владыка Питирим, ибо был убеж­ден, что только из добрых, любящих своих земных роди­телей детей могут вырасти верные и достойные чада на­шего Небесного Отца».

Рассматривая вместе с издателями икону святого Иосифа, обратимся к отдельно взятым рассказам, которые собраны в этой книге. Первый из них, что естественно, повествует о рождестве преподобного. Здесь мы читаем следующее: «В давние времена, почти шестьсот лет тому назад, прибыл из Литовской земли на службу к великому московскому князю благородный человек по имени Саня. Это был прадед святого Иосифа. Князь дал ему во владение земли вблизи древнего города Воло­коламска и повелел, если потребуется, защищать от врагов эти се­верные границы Московского княжества. Неспокойно было тогда на Руси. С юга татары нападали, с запа­да — литовцы, а то соседние князья вражду затевали. Но, что бы ни случалось, семейство Саниных верно служило московскому князю. Известно, что у Сани был сын Григорий, в старости принявший монашеский постриг с именем Герасим. Поучая детей своих и вну­ков, он часто повторял: «Дал бы нам Бог Царство Небесное. Ведь только рай нам Отечество есть».

Из поколения в поколение Санины жили в праведных трудах и в страхе Божием. Особенно их отличала наклонность к монашеской жизни. В древней поминальной книге Иосифо-Волоцкого монасты­ря записаны имена четырнадцати монахов и четырех монахинь из рода Саниных. В 1440 году в этом семействе родился мальчик. Родителей его звали Иоанн и Марина. Жили они в селе Язвищи, которое дал когда-то великий князь их предку Сане, и были известны особенно усердным исполнением заповедей Господних. Долгое время Иоанн и Марина со слезами молили Бога дать им дитя, чтобы было у них в старости утешение и опора. Бог исполнил их заветное желание и, к великой радости благочестивых родителей, даровал им сына. Произошло это 25 ноября, в день празднования памяти святого Иоанна Милостивого.

Следующее клеймо иконы, а значит и еще один рассказ поведает юным читателям о крещении будущего святого. Вот что об этом говорится в книге: «В тот год декабрь выдался снежным. Село Язвищи стояло в сугробах, а снег всё шел и шел. С каждым днем набирал силу мо­роз. В доме Саниных готовились к крестинам сына, и родителей не пугали ни мороз, ни вьюга. Православное семейство не могло от­ложить Святое Таинство до весны. Дитя не должно долго оста­ваться без имени, ангела-хранителя, без живительной благодати Божией. Не принято это на Святой Руси. Укутывала Марина сына и в окошко поглядывала. Радовалась. Вон как земля снежком убелилась. Точь-в-точь как крестильная рубашечка. И имя уже выбрано. Иоанном решили назвать, как и отца. Будет у него дивный покровитель на Небесах — святой Ио­анн Милостивый.

В житии о нем сказано, что ни один нуждаю­щийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками. Всем просящим святой Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом: кормил голодных и одевал нищих, вы­купал пленников и имел попечение о странниках и больных. Иоанн и Марина всем сердцем желали, чтобы их дитя выросло усердным подражателем богоугодной жизни святого. Крестили новорожденного в Покровской церкви, что стояла посреди села. Трижды окунул его батюшка в теплую купель со сло­вами: «Крещается раб Божий Иоанн во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Радовались родители. Но только Господь ведал, что в тот день был крещен будущий святой — преподобный Иосиф Волоцкий, чудотворец».

Еще один рассказ повествует о том, как мальчик Иоанн был отдан в научение грамоте к старцу Арсению. Автор пишет: «По исполнении Иоанну семи лет родители отвезли его в Воло­коламск. Там в Крестовоздвиженском монастыре жил старец Ар­сений, по прозванию Леженка. Имея многие болезни, он почти не выходил из своей кельи, но слыл монахом грамотным и боголюбивым. Стал Иоанн учеником мудрого старца. Скоро все стали замечать его необыкновенные способности. В первый год учебы он не только освоил азбуку, но и все псалмы Давидовы научился читать. А еще через год он уже хорошо мог чи­тать Божественное Писание и был поставлен чтецом и певцом в монастырском храме. И так ему пение церковное полюбилось, что в церковь он приходил первым, а уходил последним. Иоанн был совсем не похож на других детей. Никогда не бало­вался, не шумел и не играл в озорные игры. Все время проводил в храме или за чтением книг. Удивлялись люди: «Кто же вырастет из этого необыкновенного отрока?»

Видя успехи Иоанна и его великое желание постичь книжную мудрость, родители решили продолжить обучение. Но где? По всей Руси тогда было меньше книг, чем можно найти теперь в самой маленькой библиотеке, обычно их переписывали от руки монахи. Над каждой книгой им приходилось работать годами, и потому стоили они очень дорого. За одну книгу можно было ку­пить целую деревню. Иоанн и Марина, хотя и не были бедными людьми, но такие до­рогие книги купить сыну не могли. Они перевели Иоанна в монас­тырь Пречистой Богородицы, на Возмище, где хранился целый сундук рукописных книг. Иоанн и здесь не пропускал ни одной службы в церкви, а ос­тальное время проводил в келье в тишине и молитве. Каждому усердно молящемуся отроку Господь всегда посылает благодатную помощь в учебе. Так было и с Иоанном. Очень скоро он начал по­нимать истинный смысл слов Божественного Писания и поучений святых отцов». Как повествует автор, «Иоанн Санин прожил в Волоколамском монастыре почти до двадцати лет. Настало время выбирать жизненный путь». О том, что было дальше, читайте на страницах данной книги.

 

*** Как говорил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, «Наши святые — святые-труженики. Подвиг их — подвиг горящего духа и нат­руженных рук. Как бы ни был ныне изоб­ражен на иконе русский святой, в каком бы земном звании ни был, он прежде всего самоотверженно трудился ради других, трудился и пламенел в молитве не о себе одном, но о всех ведомых и неведомых ему собратьях. В безмерной сердечной глубине вместили они небесную чистоту и всю земную печаль и радость». Таким был и прп. Иосиф Волоцкий, о котором рассказывает эта книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать