Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнева. Преподобный Севастиан Карагандинский.
По словам Веры Викторовны Королевой, автора нескольких книг о новомучениках и исповедниках земли Казахстанской, «одним из последних старцев, возросших от корней дореволюционной Оптины, был схиархимандрит Севастиан (Фомин) - ученик старца Иосифа и после его смерти старца Нектария. Он впитал в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной пустыни. Искусившись, как железо в горниле огненных испытаний, перенеся изгнания и заключения в советских лагерях, отец Севастиан по неисповедимым судьбам Божиим пронес свое старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, в многострадальной и благословенной Караганде». О его подвижнической жизни и служении рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыри в серии «Люди Божии». Она называется – «Преподобный Севастиан Карагандинский». ***
Эта книга посвящена преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому. Его жизнь была продолжением жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых он унаследовал духовные сокровища святоотеческой традиции. Отец Севастиан был бесстрашным исповедником веры Христовой, неутомимым пастырем, стяжавшим многочисленные дары Божии. В книге собраны фрагменты жития старца, его советы, наставления и удивительные случаи его чудесной помощи. Как рассказывает автор, жизнь этого старца неразрывно связана с Оптиной пустынью. Впервые он побывал там в 1888 году четырехлетним мальчиком, когда его родители, крестьяне Орловской губернии Василий и Матрона возили троих сыновей в монастырь — благословиться у великого оптинского старца Амвросия.
В этом же году отец умер, а через год и мать. Любимый средний брат Роман ушел в Оптину и стал послушником, а Стефану пришлось помогать старшему брату и лишь изредка утешаться поездками в Оптину пустынь. Уже в детстве озорные сверстники дразнили смиренного и кроткого сироту «монахом». Монахом он и стал. Пришел в Оптину в двадцать пять лет — и нашел там себе настоящего отца — старца Иосифа. Господь даровал юноше великую милость — он стал келейником преподобного Иосифа. Позднее Стефан вспоминал: «Жили мы со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец Иосиф очень любил своего келейника и говорил о Стефане: «Он нежной души». После смерти духоносного наставника Стефан стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив.
В грозном 1917 году его постригли в монахи в честь мученика Севастиана. В 1923-м, когда власти потребовали выселения всех монашествующих из Оптиной, отца Севастиана рукоположили в иеродиакона. В 1927-м епископом города Калуги он был рукоположен в иеромонаха. Батюшка жил в Козельске вместе с оптинской братией и часто навещал старца Нектария, находящегося в ссылке. Когда 29 апреля 1928 года последовала блаженная кончина преподобного Нектария, отец Севастиан оплакал старца на похоронах и ходил к нему на могилку. Прп. Нектарий благословил своего келейника после своей смерти ехать служить на приход, и отец Севастиан выполнил благословение старца. Он уехал в Калугу, а затем, по приглашению настоятеля Ильинской церкви города Козлова, протоиерея Владимира Нечаева, приехал в Козлов. Служил в Ильинской церкви с 1928 по 1933 год, вплоть до своего ареста. В эти годы отец Севастиан вел неутомимую борьбу с обновленцами.
Поддерживал он также связь с братией Оптиной пустыни. Так, в 1929 году отец Севастиан напутствовал Святыми Таинами вернувшегося из ссылки, умирающего иеродиакона Кирилла (Зленко), бывшего письмоводителя старца Варсонофия. Когда арестовали протоиерея Владимира Нечаева, он стал заботиться о его матушке Ольге и их детях. В это время в Козлове проживали многие монашествующие из закрытых властями монастырей, а также миряне, посещавшие прежде Оптину пустынь. Они стали собираться вокруг пастыря — отца Севастиана. В 1933 году безбожные власти обвинили в создании контрреволюционной церковно-монархической организации множество монашествующих и мирян. Арестованного отца Севастиана выставили в одной рясе на мороз и требовали отречения от Христа. Стража, чтобы не замерзнуть, сменялась каждые два часа, а он стоял и молился. Господь сохранил верного своего служителя. Старец вспоминал об этом: «Матерь Божия опустила надо мной такой "шалашик", что мне было в нем тепло».
На допросе исповедник отвечал бесстрашно: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему». При этом говорил, что нужно «молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера». Приговор гласил: семь лет исправительно-трудовых лагерей. Работа на лесоповале в Тамбовской области, затем Карагандинский лагерь. Истязания и побои, барак с уголовниками, куда отца Севастиана отправили на «перевоспитание». Но Господь хранил его — священнослужителей назначали на такие послушания, куда нельзя было поставить воров и грабителей. Иеромонах Севастиан стал хлеборезом, затем сторожем склада — и эти назначения сохранили ему жизнь.
В последние годы заключения ему разрешили передвигаться по лагерю без конвоя, и он работал водовозом — возил воду жителям поселка. В зимнюю стужу грел замерзшие руки о быка, а ночью забирался в ясли, согреваясь теплом животных. Жители подавали ему продукты — но он ел только постное, а, если давали что-то мясное, — отвозил заключенным. Позднее вспоминал: «В заключении я был — а посты не нарушал. Если дадут баланду какую-нибудь с куском мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба». Скоро в Караганду приехали духовные чада, монахини. Купили старенький домик, поближе к Карлагу, чтобы навещать и поддерживать батюшку. Отца Севастиана освободили в 1939 году — ему исполнилось уже пятьдесят пять лет. Образовалась небольшая монашеская община, старец ежедневно вычитывал богослужебный суточный круг, окормлял чад и всех, кто стал приходить к нему как к духовному наставнику.
Когда сестры спрашивали, вернутся ли они на родину, отец Севастиан отвечал: «Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая, и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уже и привыкли». В те времена в Караганду ссылали огромное множество людей — верующих, раскулаченных, невинно осужденных. Все они нуждались в духовной поддержке, в окормлении — и Господь оставил здесь Своего избранника, чтоб он стал тем, кем мы его знаем, — преподобноисповедником Севастианом Карагандинским. Пройдя многочисленные испытания, пережив скорби и смертельную опасность, отец Севастиан стал старцем, духовной опорой и отцом для огромного количества страждущих и гонимых. И эту ношу он нес двадцать семь лет — с 1939 по 1966 год, до своей праведной кончины.
Своих духовных чад отец Севастиан наставлял: «Надо держаться царского пути, то есть во всем придерживаться золотой середины, а, главное — всегда полагаться на волю Божию и Его Божественный Промысл». Еще он говорил: «Только вера, добрые дела, милостыня идут с нами в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные». Учил также правильно распределять свое время, ценить его: «Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Время должно распределять так, как хороший хозяин распределяет каждую монету — какая для чего. Каждая имеет у него свое назначение. Так и время будем распределять полезно, а не для пустых забав и увеселений, разговоров, пиров, гулянок». Предупреждал: «Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили».
*** Умер старец на Радоницу, 19 апреля 1966 года. Огромная толпа народа провожала своего пастыря. Почти всю дорогу до кладбища тело его несли на руках, так что даже движение на шоссе было остановлено. Народ шел сплошной стеной по пешеходной и проезжей части. В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялось местное прославление в лике святых преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского. В том же году, 22 октября были обретены святые мощи старца. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе преподобный Севастиан Карагандинский был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!