У книжной полки. 22 октября

22 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Фомин. О том, почему с нами происходят «случайные» события.

 

Едва ли не у каждого из нас есть в прошлом факты, говорящие о связи с духовным миром, материалистически необъяснимые, ясно свидетельствующие, что над нами есть Недремлющее Око. Только многие люди закрывают глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Но чаще бы­вает, что люди помнят такие факты, но не в силах согла­совать с их голосом свою жизнь. В минуты раздумья или задушевной беседы всплывает наверх это таинственное, чтобы потом снова уйти в тайники памяти. О том, почему с нами происходят, казалось бы, «случайные» события, о таинственном и непостижимом действии Промысла Божия в окружаю­щем нас мире и в жизни каждого человека рассказывает книга Алексея Фомина – «О том, почему с нами происходят «случайные» события». ***

В предисловии книги автор-составитель Алексей Фомин пишет: «В жизни каждого из нас есть множество событий, которые или остаются незамеченными, или бессмысленно приписываются случаю. Однако при сколько-нибудь внимательном взгляде, они носят на себе явную печать особенного Промысла и всецело принадлежат к разряду таких явлений, которые у верующих называются чудесами, а у неверующих - необъяснимыми случаями. Высокомерие отрицает все, что считается непо­стижимым и что выступает за пределы естественного закона бессознательной природы. Между тем налицо имеется множество фактов, свидетельствующих о совершившихся, совершающихся и поныне событиях в судьбах народов, которыми невидимо управляет только один Всеведущий, Всеправеднейший и Всесвятый Владыка Вселенной.

Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни, по словам автора-составителя, представляется, что все течет своим чередом, что все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. Такому несерьезному человеку кажется, что Бог, если Он и есть, находится где-то далеко на небе, что Он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах Божьих. Люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. Деистическое учение о Боге получило особенно широкое распространение на Западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с Богом в Церкви, таинствах и молитве. Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают они влиянию звезд на человеческую жизнь, следуют всяким глупым приметам, забывая о том, что всем миром вообще и жизнью каждого человека в частности управляет Бог».

Произнося слова молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех», мы, по словам автора-составителя, «в то же время знаем, что Бог есть всюду, ибо Он есть чистейший Дух, везде сый, то есть вездесущий. По­тому псалмопевец Давид восклицает: «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и Ты там. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет». Таким образом, Разум Божий безграничен и обнимает все, подлежащее нашему пониманию. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и неведомое в преисподних местах. Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них».

Как отмечает автор-составитель, «некоторые люди согласны с тем, что миром, взятым в целом, управляет не случай, но Бог. Однако же они думают, что Бог не заботится о каждом человеке в частности, так как человек слишком мал и ничтожен, и где там Богу заботиться о таком огромном количестве существ, когда их всех и не пересчитаешь. Однако такие рассуждения неправильны и греховны. Обо всем промышляет Господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра. Люди неверия смотрят по-своему. Они всеми си­лами стараются уверить нас о невмешательстве Про­мысла Божия в судьбу человека, и все приписывают естественным и случайным законам природы. Но, создавший ухо, неужели не слышит? И устроивший глаз неужто не смотрит? Сознательная сила творящая - это Бог. Сознательную управляющую силу мы называем Его Божественным Промыслом, Провидением.

В «Догматическом богословии» протоиерея Олега Давыденкова, к трудам которого среди прочих обращается автор-составитель, о Промысле Божием говорится следующее: «Само слово «Промысл» встречается в Священном Писании. Латинское соответствующее ему слово - providentia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т.е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется Божественным смотрением (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». А в Катехизисе Ему дается такое определение: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направ­ляет их к благим целям, всякому добру вспомоще­ствует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Таким образом, по словам автора-составителя, «в понятии о Промысле Божием дается указание, что Промысл Божий открывается преимущественно в двух действиях: сохранении и управлении. Сохране­нием мира называется то действие Промысла Божия, которым как весь мир и все существа, в нем находящиеся, так и силы всех существ с их деятельностью поддерживаются в бытии. Управление Божие состоит в том, что Бог все действия и события как в мире вещественном, так и в мире нравственном направляет к предположенной Им цели творения. Действия Промысла Божия обнимают не только великие предметы мира, не только роды и виды существ, равно общие силы и законы природы, но простираются и на малые вещи, на все неделимые и частные явления природы. Бог от малого до великого знает все в точности и о всяком творении в осо­бенности промышляет. Отсюда разделяют Промысл Божий на два вида: общий и частный. Общий Промысл - тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный - тот, который про­стирается на частные предметы и явления, на частные существа и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались».

Возвращаясь к «Догматическому богословию» отметим, что «Христианское учение о Промысле Божием, по словам отца Олега, как и другие разделы православной догматики, осно­вывается на Божественном Откровении. Во второй главе Книги Бытия говорится: И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2). Эти слова, конечно, не нужно понимать в том смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия (так учит деизм). Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь?» отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).

В первой главе Послания к Евреям говорится, что Сын Божий содержит все словом силы Своей. Та же самая мысль содержится в Послании к Колоссянам, где сказано, что все Им стоит. Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем (Деян. 17: 25, 28). Христианское представление о тварном мире осно­вывается на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо при­сутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая над всеми (Еф. 4, 6). Для христианского миропонимания представле­ние о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку». И об этом рассказывает книга - «О том, почему с нами происходят «случайные» события».

 

*** В конце 19 века в журнале Киевской Духовной академии «Воскресное чтение» говорилось: «Нет, в нашей жизни, как и во всем мире, ничего нет случайного, ничего нет такого, для чего не было бы достаточной причины в прошедшем и разумной цели в будущем. А если не так, тогда весь мир, с человеком вместе, есть бесконечный ряд случайностей, явлений без причины и жизней без цели - другими словами, тогда нет самой жизни или она непрерывный обман и злой призрак. Но кто же ре­шится утверждать это? Или кто удовлетворится такой жизнью, без просвета в прошедшем, без радостей в настоящем и без надежды на будущее? Неужели жить в мире без надзора отеческого легче, чем жить с убеждением, что человек не одинок в мире, что с ним всегда и везде Милосердный Отец Небесный, Который смотрит на него день и ночь, избавляет от напастей, врачует немощи и страдания попускает для благих целей». Задуматься об этом и предлагает читателям автор-составитель данной книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать