Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Митрополит Нестор (Анисимов).
22 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница», в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны родился сын, которого в крещении назвали Николаем. Под влиянием матери, всегда бывшей для сына образцом православной женщины, Коля полюбил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. И его мечта исполнилась. Более того, он стал великим миссионером, просветителем народов Камчатки. Об удивительном человеке и ревностном пастыре рассказывает очередная книга писательницы Ольги Рожнёвой, выпущенная в свет издательством Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется «Митрополит Нестор (Анисимов)».
«Куда бы судьба и события ни забрасывали меня, я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о великом назначении русского человека, во всех своих поступках и помыслах стремясь проявлять присущие нашей великой нации чувства сердечного, участливого отношения к людям». Так говорил митрополит Нестор (Анисимов) и эти его слова стали заветом, обращенному к каждому русскому человеку. Эта книга познакомит читателя с жизнью архипастыря, который никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкостное самопожертвование и полагая душу свою за ближних.
Как повествует автор, будущий митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) на свет появился хилым, болезненным ребенком, неоднократно бывшим на грани смерти. Однажды, в критический момент, для него даже приготовили гробик, но мальчик выжил. Владыка вспоминал о своем детстве: «Мои первые воспоминания связаны с посещениями кафедрального собора. Помню, меня, тогда еще совсем маленького, водили в церковь бабушка или мама. Неудивительно, что, будучи мальчиком, я часто в нашей детской комнате изображал священнослужителей, совершал "службы", устраивая себе подобие архиерейской мантии, митры и облачения. Меня и брата с детских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской комнате на коленях перед образом, озаренным светом лампады, я молился вслух так: "Боженька, сделай меня архиереем... Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабушке и... моей собачке Ландышке". Такова была моя наивная детская молитва».
Будучи совсем маленьким мальчиком, Коля завидовал подросткам, которые прислуживали в алтаре. Однажды во время богослужения ему удалось пробраться в алтарь. Там он завладел кадилом и с благоговением подал его священнику. Этот день он вспоминал потом как один из счастливейших дней своего детства. Однажды, - повествует автор, - бабушка повела мальчика на архиерейское богослужение в Вятский мужской монастырь. Какой-то неземной восторг охватил душу ребенка, когда он вместе с бабушкой в конце литургии подошел к благословляющему архиерею поцеловать крест. Указывая на мальчика, владыка Варсонофий (Курганов) предрек: «Он будет архиереем!» Уже став епископом, владыка Нестор сказал как-то: «В раннем детстве я молил Бога сделать меня архиереем, ибо тогда по-детски прельщался я внешним блеском и красотой епископского служения. Но когда Господь исполнил мою детскую молитву, я осознал тяжесть архиерейского омофора и вот уже сорок пять лет сгибаюсь под этим бременем».
Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских курсов при Казанской духовной академии. Духовным попечителем этих курсов был духовный отец юноши архимандрит Андрей (Ухтомский). В 1905 году он поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Между тем Господь готовил для будущего пастыря ниву, над которой ему предстояло потрудиться. И поле его деятельности — далекая Камчатка. Нужно заметить, что над созданием Камчатской миссии трудился еще в XIX веке архиепископ Иннокентий (Вениаминов), просветитель Камчатки, Алеутских островов и Северной Америки, ныне прославленный в лике святых. Он же начал устраивать в Петропавловске семинарию. Но семинария была переведена на Аляску, а в 1861 году закрыта и миссия.
Православие на Камчатке стало возрождаться, когда на Камчатско-Благовещенскую кафедру был назначен епископ Евсевий (Никольский), которому прежде всего не хватало помощников, и владыка обратился с просьбой прислать на Камчатку миссионера. Его письмо пришло в Казанский Спасо-Преображенский монастырь к архимандриту Андрею (Ухтомскому). В 1907 году Николай как раз окончил курсы по калмыцко-монгольским языкам, и отец Андрей предложил ему готовиться к миссионерскому служению. Молодой человек, никогда ранее и не помышлявший о столь далеком странствии, впал в недоумение и растерянность. Ему никогда не приходило в голову, что нужно одному поехать на край света, чем представлялась ему, да и в реальности была в то время Камчатка. Он вспоминал: «С каким-то огорчением я замкнулся в самом себе, не допуская даже мысли о возможности отъезда».
В таком состоянии Николай с мамой вместе пришли в храм на всенощную в субботу перед Неделей Торжества Православия. После службы священник начал проповедь о значении миссионерства, о миссии на Камчатке. Свою проповедь он закончил словами: «Помолимся же, братие и сестры, Богу, чтобы Он послал на эту ниву делателей, ибо там жатвы много, а делателей нет». Николай и его мать поняли, что Господь зовет его на Камчатку. Начались сборы, Николай написал отцу Иоанну Кронштадтскому письмо с просьбой благословить его на миссионерскую деятельность. Вскоре пришел ответ. На своей фотографии отец Иоанн написал: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощныя врачующая. Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 марта 1907 года».
В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям.
Отец Нестор добросовестно, часто с риском для жизни, исполнял свой пастырский долг — проповедовал слово Божие и обращал в веру Христову тысячи язычников. Он изучил эвенкийский, тунгусский и корякский языки и перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие. Составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и заповеди блаженства. А главное, ему удалось завоевать сердца местных жителей. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.
Во время Первой Мировой войны отец Нестор добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и в течение двух лет руководил им на передовых позициях. Одновременно он стал и военным священником в лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку. В октябре 1916 года – уже в сане архимандрита - возвратился на Дальний Восток. Здесь он был хиротонисан во епископы и назначен первым правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии с пребыванием в городе Петропавловске. Сам Владыка вспоминал об этом так: «Архиепископ Евсевий усадил меня за письменный стол и велел составить доклад о моей пастырско-миссионерской деятельности. Это, по его словам, было необходимо для разрешения вопроса о создании на Камчатке епископской кафедры. И тут же сказал: "Кандидат на эту кафедру один — архимандрит Нестор. Ибо Нестор — это Камчатка, а Камчатка — это Нестор"».
*** Митрополит Нестор (Анисимов) отошел ко Господу 4 ноября 1962 года, в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Таким образом, день кончины Владыки, как и многое в его жизни, был глубоко знаменательным. В Казани будущий апостол Камчатки принял иноческий постриг. В Казани учился. В Казани получил благословение отца Иоанна Кронштадтского на свое миссионерское служение. Духовник будущего владыки архимандрит Андрей благословил его в путь на Камчатку Казанской иконой Богоматери с ликами двух Несторов: святого мученика Нестора Солунского и святого Нестора Летописца... И митрополит Нестор действительно прожил скорбную, мученическую жизнь исповедника и написал чудесные книги-летописи, уподобляясь своим небесным покровителям. Обо всем этом и рассказывает Ольга Рожнева на страницах данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!