Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Анисимов. Палестинский паломник. Путевые Записки о Священном Востоке.
Святая Земля, Иерусалим, Вифлеем, Гроб Господень. Эти названия с младенческих лет знакомы всем христианам, живущим в самых разных уголках земного шара. Уже в первые столетия от Рождества Христова благочестивые богомольцы предпринимали паломничества к местам земной жизни Иисуса Христа. Об этом писал Федор Михайлович Достоевский: «С самого начала народа русского и его государства, с самого крещения земли русской, начали устремляться из нее паломники во святые земли, ко Гробу Господню... Еще во время крестовых походов ходил в Иерусалим один игумен русский и был ласково принят королем Иерусалимским …, что прекрасно описал в хождении своем. Затем паломничество на Восток, ко святым местам, не прекращалось и до наших дней». Многие паломники оставили потомкам свои путевые заметки, которые в наши дни становятся доступны широкому кругу читателей. Не является исключением и книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Палестинский паломник. Путевые Записки о Священном Востоке». ***
Книга «Палестинский паломник. Путевые Записки о Священном Востоке» вышла в свет в Издательстве ОЛМА Медиа Групп в серии «Духовный путь». Автор записок - протоиерей Александр Анисимов, приходской священник из города Изюм Харьковской губернии, действительный член «Императорского Православного Палестинского общества». В конце XIX века его паломнические записки получили невероятную известность. Во время своих странствий на Святую Землю отец Александр стал проводить «паломнические народные чтения», собиравшие в 1887 году до 600 паломников во дворе Сергиевского подворья в Иерусалиме. Сотни людей в лучах «волшебного фонаря» слушали рассказы о. Александра. По словам издателей, путевые записки передают неповторимый дар рассказчика, которым обладал протоиерей Александр, человек, некогда испытывавший «необыкновенную грусть по покинутой Святой Земле» и обошедший все исторические Священные места.
В предисловии к изданию 1899 года автор писал следующее: «Два раза я имел счастье посещать Палестину как простой паломник и как пастырь, для личной душевной пользы и для других, а в последнее время быть там и на службе при нашей русской духовной Миссии. После первого благотворного путешествия я не думал составлять описание его в виду имеющихся сочинений прежних пилигримов. Но когда, по прибытии на родину, я явился как подначальный к своему приснопамятному архипастырю - Савве, то он, после долгой отеческой беседы со мною обо всем виденном и слышанном мною по пути в Св. Землю и в самой Палестине, до того заинтересовался моими рассказами, что предложил изложить описание моего путешествия на бумаге, и, если оно окажется достойным, передать его для печати, особой книжкой».
Когда отец Александр стал возражать, что его «Путевые Записки» будут излишни при множестве имеющихся у нас описаний подобного рода, владыка Савва заметил: «Путешественник путешественнику рознь — каждый из них смотрит в данную минуту по-своему на окружающие его предметы. Вы, как священник, могли иметь свой особый взгляд на все окружающее, взгляд совершенно отличный от воззрения и кругозора мирянина-паломника: видеть, исследовать, передумать, пережить и перечувствовать то, что последнему ни на ум, ни на сердце не всходило, и к чему он не мог по своему положению иметь и доступа». Как наилучшее подтверждение истинности этого мнения Владыки, автору пришли в то же время на память и следующие слова одного швейцарского туриста Бове.
«Известно, — говорит он, — насколько наши впечатления зависят от обстоятельств: от ветра, от воздуха, от непогоды, от тысячи мелочей, а в особенности от расположения нашего духа в данную минуту. Путешественники, которые проливали слезы при виде Иерусалима и с замиранием сердца высаживались в Пирее, не должны обвинять в бессердечии тех, которые оставались холодными при виде сих мест. Я знаю, продолжает он, что один и тот же человек может получить сильное впечатление от предметов, на которые в другую, особую минуту смотрел бы равнодушно». Подвинутый таким образом к делу, первее всего поощрительными словами незабвенного Иерарха и поддержанный в том же только что упомянутым писателем, отец Александр с охотой принялся за составление описания первого своего путешествия в Палестину, которое и было одобрено, отпечатано особой книжкой под названием «Выписки из дневника и пр.» и разошлось в тысячах экземпляров.
Далее автор отмечает: «Так как в первое короткое мое пребывание в Палестине по случаю холеры я успел посетить только Иерусалим и ближайшие к нему Св. Места, то я задался мыслью при первой же возможности предпринять вторичное путешествие в Обетованную Землю с тем, чтобы во что бы то ни стало обойти, по возможности, все исторические Свящ. Места. Вскоре, по возвращении на родину, в немощной плоти моей сказался нравственный зародыш особого, дотоле мне неведомого (да и многим) душевного недуга — тоски, необыкновенной грусти по покинутой Святой Земле и особенно по свящ. Иерусалиму. Несколько лет такого страдания стали, наконец, мне не под силу, — и вот я, для излечения этой непонятной томительной болезни, решился, скорее, чем предполагал, предпринять второе путешествие туда, где Небесный Врач в видимом образе Сына Человеческого, явно и осязательно врачевал всех недуговавших и душевно, и телесно».
Отметим, что, покидая Палестину во второй раз, в описаниях отца Александра также слышится печаль. Вот он пишет: «Путешествие мое по Палестине окончено. Но никогда мне не забыть тебя, золотом и пурпуром одетая, всеми цветами радуги разукрашенная и солнечным пламенем горящая и сияющая, лучезарная, дорогая Святая Земля. Закончу свои записки о Палестине тою прощальною речью, с которою я обратился к поклонникам, в день выезда из Святого града Иерусалима. Други мои! Были счастливейшие и блаженнейшие минуты в нашей жизни вхождения нашего в Святую Землю, в сей Св. Град и храм сей, настало наконец время и нашего исхождения из них и из пределов Палестинских. Было время знакомства, свидания, взаимного единения, приветствий, ликований духовных, совокупных молитв и хождений по Св. местам, — пришло, наконец, и время тяжелой разлуки друг с другом.
День за днем, седмица за седмицей, и вот, как мимолетный приятный сон, протекли целые месяцы нашего вожделенного здесь пребывания. В последний раз мы молились с вами сегодня у Живоносного Гроба, у которого я ощущал особую благодать и проникался необыкновенным священным восторгом, священнодействуя на нем неоднократно Литургию. В последний раз мы преклоняли колена на страшной Голгофе — этом всемирном жертвеннике, пред Голгофским Крестом — древом жизни нашей и спасения, под сению которого нам было так отрадно, утешительно и успокоительно. Не услышать нам более на ней слезных воплей истинно верующей и кающейся души и ея трогательных молитвенных излияний пред Распятым, так глубоко потрясающих самое холодное сердце пришельца...
В последний раз мы в сию ночь обходили все святыни, вмещающиеся под кровлей сего храма, и прикасались к ним своими устами. Не услаждаться уже более нам звуками голосов разных вероисповеданий и священными мелодиями музыкальных орудий, славословящих каждый по-своему Воскресшего, чудно сливающихся в один гармонический гул под сводами этого обширнейшего святилища, — гул, какого нигде более, ни в каком другом храме во всей вселенной не услышишь, — гул, потрясающий бренное тело до разделения мозгов и приводящий в священный трепет каждую грешную душу. Не обонять нам более благоухания, исходящего из Св. мест и фимиама, безпрестанно сгораемого в кадилах. Еще несколько минут... и двери этого земного рая будут заключены для нас навсегда. О, други мои! если бы вы знали, какая грусть, какая печаль, какая туга гложут мою душу в сии минуты! Господи, дай нам слезы, да восплачемся и возрыдаем в последний раз! Быть может, эти слезы будут благодатные, и прольют хотя малую ограду в наши сердца, снедаемые сильною жалостию о разлуке с Твоим Живоносным Домом — распятия, смерти, погребения и Воскресения Твоего!»
*** Как бы то не было, но второе путешествие дало автору материалы для описания тех Св. Мест Палестины, которые не были посещены и исследованы им в первый раз. Таким образом составилась еще одна книжка второго путешествия в Святую Землю под названием: «Путевые Записки русского пастыря о Священном Востоке». Она явилась продолжением прежде начатого труда или дальнейшим описанием Палестины. Но так как эти описания изданы были в разное время и в отдельных книжках, то тут сам собой сказывался недостаток: читавший первую книжку знакомился только с одной частью Палестины — Иудеей, а прочитавший вторую — с двумя другими частями — Самария и Галилея, не имея понятия о первой. Таким образом, и первый, и второй — не вполне удовлетворялись чтением «Записок» в таком виде, справедливо замечая, что первая книжка есть туловище без ног, а вторая — без головы, хотя и та, и другая в отдельности заслуживают лестный отзыв, ибо читаются с большим наслаждением. Поэтому автор счел своим долгом при новом издании Записок соединить две отдельные книжки в одну, издать их под одним общим названием — «Путевые Записки русского пастыря о Свящ. Востоке». Именно в таком составе книга предлагается сегодня современному читателю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!