Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Алексей Солоницын. Земной ангел. Великая княгиня Елизавета Федоровна.
В дни Богородичных праздников за Литургией мы всегда слышим евангельское чтение о двух праведных сестрах святого Лазаря – Марфе и Марии. Как говорится в Евангелии, когда Иисус Христос пришел в дом Лазаря, «сестра, именем Мария», «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении». И той, и другой действовала любовь к Богу, но деятельность одной была созерцательной, а другой – более деятельной. Сочетание имен Марфы и Марии в Евангелии избрано святыми отцами как некий символ служения женского рода Богу, которые в жизни обычно разделяются и даже противопоставляются. Но все же эти два служения сестер неразделимы, как две заповеди - о любви к Богу и ближнему. Соединение двух служений Богу: созерцательного и деятельного – воплотилось в служении Марфо-Мариинской обители, которую создала святая преподобномученица Елизавета. О ней рассказывает новая книга Алексея Солоницына, вышедшая в свет при содействии двух Издательств – Эксмо и Воскресение. Она называется – «Земной ангел. Великая княгиня Елизавета Федоровна». ***
Эта книга о жизни и смерти удивительной женщины, которую еще при жизни называли Земным Ангелом. Словно принцесса из сказки, она была ослепительно красива, но мало кто предполагал, что такую же красоту несет и ее душа, с младенческих лет устремленная к Небу. Вы узнаете о том, как немецкая принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская, после злодейского убийства её мужа великого князя Сергея Александровича Романова, стала русской матушкой Елисаветой, как взошла на Русскую Голгофу, во всем следуя Христу, и потому прославлена во святых всей полнотой Русской Православной Церкви. В книгу включено и документальное жизнеописание матушки Елисаветы, а также акафист, тропарь и молитвы, обращенные к ней как святой преподобномучеиице.
В предисловии автор книги, Алексей Солоницын пишет: «Первые публикации о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, старшей сестре императрицы Александры Федоровны, появились в постсоветской России в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда мы жадно читали все, что публиковалось о царской семье. И становилась все очевидней подлинная правда о жизни и мученическом венце императора Николая II, его семьи, ближайших родственников. Тогда же появилась небольшая книжка австралийской журналистки Любови Миллер о великой княгине Елизавете Федоровне, где в строго документальной форме было рассказано об этой удивительной женщине, ее судьбе. Она уже была причислена к лику святых Русской Зарубежной Церковью, и православный мир знал о ней. А нам в России только открывались имена великих подвижников.
Хорошо помню, - говорит автор, - как меня поразили жизнь и смерть Елизаветы Федоровны, о которой я стал читать все, что появлялось в нашей печати. В ее судьбе органично соединились высокая европейская культура, образованность и русская святость. Ведь она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Немка, она воспитывалась сначала матерью, англичанкой, принцессой Алисой, которая вышла замуж за немецкого герцога. После ранней смерти матери ее воспитанием занялась королева Великобритании Виктория. Замуж Елизавета вышла за русского — великого князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II.
Все в судьбе Елизаветы Федоровны было необыкновенно — и ее внешняя красота, и чистота души, и стремление с детских лет к жизни по Евангелию, и принятие России, которая стала ее Родиной. Нет, не второй, как говорят обычно в таких случаях, а первой, той, которую и искала ее душа, устремленная к Богу. Именно Православие открыло ей прямой путь к Господу. Именно в России и произошло ее восхождение ко Христу. Да, через крестные страдания, через смерть любимых людей. Но и во время самых тяжких испытаний, какие только себе можно представить, в дни, когда, казалось, гибнет Россия, а с нею утрачивается и сама вера православная, Елизавета Федоровна не дрогнула, не покинула Россию, которая стала для нее домом Богородицы.
После гибели мужа Елизавета Федоровна создала «монастырь в миру» — Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Замоскворечье. Там были прекрасный храм, приют для девочек, больница, бесплатная столовая для бедных, аптека, библиотека. Изначально Елизавета Феодоровна хотела возродить в создаваемой обители древний институт диаконисс, существовавший в первые века христианства. Диакониссами в те времена могли быть вдовы или немолодые девы. Главными их обязанностями были наблюдение за женщинами, вступающими в Церковь, обучение их основам веры, помощь при совершении таинства Крещения, а также забота о бедных и больных. Во время гонений на христианство диакониссы служили мученикам и мученицам в темницах. Однако российский Синод не одобрил идеи возродить этот институт, и Елисавете Феодоровне пришлось отказаться от своего замысла.
Долго трудилась она над составлением устава обители. Ездила несколько раз в Зосимову пустынь, где обсуждала проект со старцами; писала в разные монастыри и духовные библиотеки мира, изучала уставы древних монастырей. По воле Божией ей помог в этих трудах один случай. В 1906 году Елисавета Феодоровна прочитала книгу «Дневник полкового священника», служившего на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны, написанную священником Митрофаном Сребрянским. Она знала отца Митрофана еще до войны и вызвала его в Москву. В результате их встреч и бесед появился проект устава будущей обители, подготовленный отцом Митрофаном. Обитель святых Марфы и Марии начала свою деятельность 10 февраля 1909 года. Сначала там было всего шесть сестер, но за год их число увеличилось до тридцати и продолжало расти. В обители построили два храма первый, рядом с больницей, в честь святых Марфы и Марии, был освящен осенью 1909 года, а второй, большой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в 1911 году.
9 апреля (ст.ст) 1910 года в Марфо-Мариинской церкви во время всенощного бдения совершилось посвящение в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 насельниц во главе с Елизаветой Феодоровной, которая стала игуменьей Елисаветой. Все посвященные сестры дали обет проводить девственную жизнь в труде и молитвах. Во время торжественной службы епископ Трифон, обращаясь к матушке Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, домом, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители были призваны соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.
Но недолго продолжалась эта богоугодная деятельность святой матушки и ее сестер. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот день, когда святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и молебен. После службы он до четырех часов дня находился в обители и беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословение и напутствие главы Российской Православной Церкви матушке и сестрам перед крестным путем на ее Голгофу. Вскоре Марфо-Мариинская обитель была закрыта большевиками, а сама матушка сослана на Урал. По пути в ссылку святая Елисавета написала письмо сестрам своей обители, которое начиналось такими словами: «Господи благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово...»
*** Святая преподобномученица Елизавета, по словам автора, пошла на смерть решительно, смело, как и подобает тем, кто принял в свое сердце Христа. Потрясенный судьбой Елизаветы Федоровны, Алексей Солоницын посчитал своим долгом рассказать о ней, увидев здесь возможность не только рассказать о ее жизни и смерти, но и показать ее духовное восхождение, приоткрыть хоть в малой степени путь, который ведет к святости. И через судьбу этой Великой матушки, этого Земного ангела, как стали называть ее при жизни, показать, что же соединяет Европу и Россию, что же роднит, а не разъединяет нас, как это происходило в прошлые века и происходит сейчас.
А мы поздравим в этот день нашу Наташу с днем рождения!!!! И споем ей МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!!!!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!