У книжной полки. 22 апреля

22 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Солоницын. Земной ангел. Великая княгиня Елизавета Федоровна.

 

В дни Богородичных праздников за Литургией мы всегда слышим евангельское чтение о двух праведных сестрах святого Лазаря – Марфе и Марии. Как говорится в Евангелии, когда Иисус Христос пришел в дом Лазаря, «сестра, именем Мария», «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении». И той, и другой действовала любовь к Богу, но деятельность одной была созерцательной, а другой – более деятельной. Сочетание имен Марфы и Марии в Евангелии избрано святыми отцами как некий символ служения женского рода Богу, которые в жизни обычно разделяются и даже противопоставляются. Но все же эти два служения сестер неразделимы, как две заповеди - о любви к Богу и ближнему. Соединение двух служений Богу: созерцательного и деятельного – воплотилось в служении Марфо-Мариинской обители, которую создала святая преподобномученица Елизавета. О ней рассказывает новая книга Алексея Солоницына, вышедшая в свет при содействии двух Издательств – Эксмо и Воскресение. Она называется – «Земной ангел. Великая княгиня Елизавета Федоровна». ***

Эта книга о жизни и смерти удивительной женщины, кото­рую еще при жизни называли Земным Ангелом. Словно принцесса из сказки, она была ослепительно красива, но мало кто предпо­лагал, что такую же красоту несет и ее душа, с младенческих лет устремленная к Небу. Вы узнаете о том, как немецкая принцесса Елизавета Гессен-Дармштадтская, после злодейского убийства её мужа великого князя Сергея Александровича Романова, стала русской матушкой Елисаветой, как взошла на Русскую Голгофу, во всем следуя Христу, и потому прославлена во святых всей полнотой Русской Православной Церкви. В книгу включено и документальное жизнеописание матушки Елисаветы, а также акафист, тропарь и молитвы, обращенные к ней как святой преподобномучеиице.

В предисловии автор книги, Алексей Солоницын пишет: «Первые публикации о великой княгине Елизавете Федоровне Романовой, старшей сестре импера­трицы Александры Федоровны, появились в постсо­ветской России в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда мы жадно читали все, что публиковалось о царской семье. И становилась все очевидней подлин­ная правда о жизни и мученическом венце импера­тора Николая II, его семьи, ближайших родственни­ков. Тогда же появилась небольшая книжка австралийской журналистки Любови Миллер о великой княгине Елизавете Федоровне, где в строго документальной форме было рассказано об этой удивительной жен­щине, ее судьбе. Она уже была причислена к лику святых Русской Зарубежной Церковью, и православ­ный мир знал о ней. А нам в России только открыва­лись имена великих подвижников.

Хорошо помню, - говорит автор, - как меня поразили жизнь и смерть Елизаветы Федоровны, о которой я стал читать все, что появлялось в нашей печати. В ее судьбе органично соединились высокая европейская культу­ра, образованность и русская святость. Ведь она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Немка, она воспитывалась сначала мате­рью, англичанкой, принцессой Алисой, которая вы­шла замуж за немецкого герцога. После ранней смерти матери ее воспитанием занялась королева Великобритании Виктория. Замуж Елизавета вышла за русского — великого князя Сергея Александрови­ча, пятого сына Александра II.

Все в судьбе Елизаветы Федоровны было необык­новенно — и ее внешняя красота, и чистота души, и стремление с детских лет к жизни по Евангелию, и принятие России, которая стала ее Родиной. Нет, не второй, как говорят обычно в таких случаях, а первой, той, которую и искала ее душа, устремленная к Богу. Именно Православие открыло ей прямой путь к Го­споду. Именно в России и произошло ее восхождение ко Христу. Да, через крестные страдания, через смерть любимых людей. Но и во время самых тяж­ких испытаний, какие только себе можно предста­вить, в дни, когда, казалось, гибнет Россия, а с нею утрачивается и сама вера православная, Елизавета Федоровна не дрогнула, не покинула Россию, которая стала для нее домом Богородицы.

После гибели мужа Елизавета Федоровна создала «монастырь в миру» — Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Замоскворечье. Там были прекрасный храм, приют для девочек, больница, бесплатная столовая для бедных, аптека, библиотека. Изначально Елизавета Феодоровна хотела возродить в создава­емой обители древний институт диаконисс, суще­ствовавший в первые века христианства. Диакониссами в те времена могли быть вдовы или немолодые девы. Главными их обязанностями были наблюдение за женщинами, вступающими в Церковь, обучение их основам веры, помощь при совершении таинства Крещения, а также забота о бедных и больных. Во время гонений на христианство диакониссы служили мученикам и мученицам в темницах. Однако рос­сийский Синод не одобрил идеи возродить этот ин­ститут, и Елисавете Феодоровне пришлось отказаться от своего замысла.

Долго трудилась она над составлением устава обители. Ездила несколько раз в Зосимову пустынь, где обсуждала проект со старцами; писала в разные монастыри и духовные библиотеки мира, изучала уставы древних монастырей. По воле Божией ей по­мог в этих трудах один случай. В 1906 году Елисавета Феодоровна прочитала книгу «Дневник полкового священника», служившего на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны, написанную священником Митрофаном Сребрянским. Она знала отца Митрофана еще до войны и вызвала его в Москву. В результате их встреч и бесед появился проект устава будущей обители, подготовленный отцом Митрофаном. Обитель святых Марфы и Марии начала свою дея­тельность 10 февраля 1909 года. Сначала там было всего шесть сестер, но за год их число увеличилось до тридцати и продолжало расти. В обители построили два храма первый, рядом с больницей, в честь святых Марфы и Марии, был освящен осенью 1909 года, а второй, большой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в 1911 году.

9 апреля (ст.ст) 1910 года в Марфо-Мариинской церкви во время всенощного бдения совершилось посвящение в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 насельниц во главе с Елизаветой Феодоровной, которая стала игуменьей Елисаветой. Все посвященные сестры дали обет проводить девственную жизнь в труде и молитвах. Во время торжественной службы епископ Трифон, обращаясь к матушке Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Знаменательно посвящение созданной обители свя­тым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, домом, в котором так часто бывал Спа­ситель. Сестры обители были призваны соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам веч­ной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.

Но недолго продолжалась эта богоугодная деятельность святой матушки и ее сестер. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот день, когда святей­ший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную литургию и моле­бен. После службы он до четырех часов дня находил­ся в обители и беседовал с настоятельницей и сестра­ми. Это было последнее благословение и напутствие главы Российской Православной Церкви матушке и сестрам перед крестным путем на ее Голгофу. Вскоре Марфо-Мариинская обитель была закрыта большевиками, а сама матушка сосла­на на Урал. По пути в ссылку святая Елисавета написа­ла письмо сестрам своей обители, которое начиналось такими словами: «Господи благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово...»

 

*** Святая преподобномученица Елизавета, по словам автора, пошла на смерть решительно, смело, как и по­добает тем, кто принял в свое сердце Христа. Потрясенный судьбой Елизаветы Федоровны, Алексей Солоницын по­считал своим долгом рассказать о ней, увидев здесь возможность не только рассказать о ее жизни и смерти, но и показать ее духовное восхождение, при­открыть хоть в малой степени путь, который ведет к святости. И через судьбу этой Великой матушки, это­го Земного ангела, как стали называть ее при жизни, показать, что же соединяет Европу и Россию, что же роднит, а не разъединяет нас, как это происходило в прошлые века и происходит сейчас.

 

 

А мы поздравим в этот день нашу Наташу с днем рождения!!!! И споем ей МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!!!!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать