У книжной полки. 21 января

21 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Мои духовные истоки.

 

Вот уже несколько лет Издательство Правило веры публикует духовные сочинения митрополита Вениамина (Федченкова), которые затем появляются на нашей книжной полке. Как отмечают издатели, книги владыки Вениамина дают возможность соприкоснуться с его временем, ощутить связь поколений, а также неразрывность этого – земного – и «того» – Небесного – мира, которую столь отчетливо ощущал сам Владыка. Все публикации трудов архипастыря подготовлены по его машинописным оригиналам и рукописям. Каждая книга содержит интересный иллюстративный материал и дополнена подробными комментариями, которые дают возможность глубже понять и оценить ее содержание. Взять к примеру, этот сборник трудов митрополита Вениамина, который сегодня мы и предлагаем вашему вниманию. Он называется - «Мои духовные истоки».

В сборник произведений митрополита Вениамина (Федченкова) «Мои духовные истоки» вошли повествования о событиях и людях, особо повлиявших на духовное становление Владыки. В записках «На “Северный Афон”» автор описал свою поездку на Валаам и встречу со старцем Никитой, который благословил его на монашество и предсказал будущее архиерейство. «Небо на земле» повествует о приснопамятном отце Иоанне Кронштадтском, с которым Владыка встречался, сослужил и от которого он перенял благоговейное отношение к богопредстоянию в алтаре и вдумчивое восприятие богослужебных текстов. Завершает сборник очерк «Преподобный Серафим Саровский», изданный к столетию преставления и тридцатилетию прославления батюшки Серафима.

Очерк «На "Северный Афон", записки студента-паломника на Валаам», представляет собой первое опубликованное произведение митрополита Вениамина (Федченкова). Поездка в Валаамский монастырь, описанная в записках, произошла в 1905 году в бытность автора студентом Санкт-Петербургской духовной академии. «Монастырь на меня произвел чрезвычайно сильное впечатление, - пишет студент Иван Федченков. – Как во всем монастыре, так особенно в храме, везде чуялась дисциплина, чин, порядок! Дух молитвы веет в храме ощутительно ясно: оттого-то все получает здесь одухотворенность, религиозную энергию. Игумен, кстати, дал нам право носить послушнический подрясник, скуфью, кожаный широкий пояс, четки…» Важнейшим же событием была беседа со старцем Никитой, которая, по словам автора, произвела на него «потрясающее впечатление: будто в меня влито было огненное что-то», - вспоминает он.

Следующая часть книги – «Небо на земле» - посвящена святому праведному Иоанну Кронштадтскому, с которым владыку Вениамина Бог привел общаться. Именно от праведного Иоанна владыка Вениамин перенял благоговейное отношение к богопредстоянию в алтаре и вдумчивое восприятие богослужебных текстов. В предисловии этого сочинения, автор, обращаясь к читателю, пишет: «Богатое и привлекательное духовное сокровище предлагается тебе! Чтобы заинтересоваться этим, нужно просмотреть хотя одно оглавление мыслей приснопамятного угодника Божия, отца Иоанна Кронштадтского о спасительной Литургии, избранных из его творений. Он сам назвал ее «Небом на земле». А что может быть для христианина дороже, важнее, блаженнее неба?! В этом - сердце нашей жизни!

Как отмечает Владыка, «именно ради этой важности предмета, а также вследствие великого обилия мыслей и глубокого содержания духовных переживаний Божия служителя, книгу эту подобает читать не только с обычным вниманием, но и с религиозным благоговением, с молитвой, перекрестясь. И должно прочитывать и перечитывать ее не один раз. Тогда лишь можно усвоить все богатство его духовного опыта, тогда вполне откроется душеспасительная польза святых мыслей и чувств батюшки. При этом нужно знать, что в нашей литературе лучшего изъяснения духа и смысла Литургии нет вообще; а за границей - ничего нет подобного. Особенно же книга дорога должна быть для всякого пастыря: ему самому откроется великое сокровище; тогда он и другим может открыть его».

По мнению владыки Вениамина, за всю историю Церкви наверно «никогда не было такого восторженного совершителя, любителя, поклонника и восхвалителя Божественной Литургии, как «батюшка» о. Иоанн «Кронштадтский». Конечно, и другие святые любили и восхваляли ее, но, - как отмечает автор, - «едва ли восторгался Литургией, говорил о ней, влек к ней собственным восхищением и словом более, - чем блаженный о. Иоанн. Он совершал ее ежедневно и часть своих дивных переживаний запечатлел в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». Читая его, неотразимо увлекаешься подобными же чувствами почитания, сознания пользы и спасительности Литургии, и желанием участия в ней. И особенно ценны и убедительны его мысли потому, что все они написаны им с собственного опыта, взяты из его живой «жизни во Христе». Это не надуманные советы проповедника, не холодные размышления богослова, а пережитые восторги тайнозрителя откровений пречудесных».

По словам митрополита Вениамина, наша Церковь приняла творения святого отца Иоанна к употреблению, почитанием его памяти, как праведника, освятила его мысли и чувства. А это значит, что «его суждения и переживания - вполне истинны, православны, благодатны, церковны, а значит, и для нас - несомненны, авторитетны, бесспорны». Особенно важно для автора было то, что святой Иоанн Кронштадтский жил в одно время с ним: он его видел сам, созерцал его служение, служил с ним, и своими очами видел, что все, написанное им, было действительно его жизнью, его слово было делом. «И нам, - пишет владыка Вениамин, - современникам великого служителя, особенно и дорого, и ценно, и убедительно, и увлекательно, что такой пламень веры и восхищенного опыта был в наши дни маловерия, охлаждения, безбожия, даже богоборчества. Точно пророческая молния, в лице о. Иоанна, указан нам путь исхода из того мрака, который надвинулся на нашу Церковь и страну еще при жизни «батюшки» - это святая Литургия».

Ну и как уже было сказано выше, завершает сборник очерк «Преподобный Серафим Саровский», который автор написал к столетию преставления старца. Это сочинение единственное, которое митрополит Вениамин смог издать после Октябрьской революции 1917 г. В ней Владыка обращается к горячо любимому им подвижнику, на котором исполнились слова самого преподобного о цели христианской жизни: стяжание Святого Духа, Духа мирна, Духа Христова. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и рядом с тобой спасутся тысячи». И, поддерживая эти слова, владыка Вениамин показывает образ святого, который, «принося людям светлую радость, подъем духовного напряжения, крепость в добре, желание исправиться», и нас призывает к этому.

По словам автора, «прп. Серафим так близок к нам по времени. И если он, будучи во всем подобен нам, достиг истинного разумения правды Божией и воплощения ее в себе до высоких пределов святости, если он мог быть небесным человеком и земным ангелом, то какой великой поддержкой может он быть для людей в наши дни». Поэтому автору представлялось делом «святой необходимости, чтобы в год знаменательных годовщин образ прп. Серафима хоть в самых общих чертах запечатлелся в умах и сердцах тех верующих людей, для которых духовная жизнь и духовное делание – не умозрительная отвлеченность, а насущная потребность души христианской, милости Божией и спасения требующей». И «водимый чувством благоговейного преклонения пред великим угодником Божиим и надеясь на его святую помощь», владыка Вениамин и предпринял этот труд.

 

*** Как отмечают издатели, митрополит Вениамин - выдающийся иерарх Русской Церкви, замечательный духовный писатель. Личность митрополита Вениамина необычайно интересна сама по себе, а отображение в его произведениях эпохи, в которую он жил, событий, свидетелем и непосредственным участником которых он являлся, делают его творчество особенно интересным для нас. Поэтому его книги продолжают выходить в свет, и в частности благодаря Издательству Правило веры. Знакомство с другими трудами владыки мы продолжим в одной из следующих программ. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать