У книжной полки. 21 сентября

21 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

М. Шмелёва. Рождество Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Анатолий Трохин. Богоизбранная Отроковица.

 

Сегодня Святая Церковь празднует один из самых светлых и радостных праздников - Рождество Пресвятой Богородицы. Этот день на рубеже Ветхого и Нового Заветов стал началом исполнения всех Божественных обетовании о спасении рода человеческого. Родилась Девочка, Которая не только принесла утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным родителям – праведным Иоакиму и Анне. Родилась Та, Которая впоследствии стала Матерью Спасителя мира, Сына Божия, Иисуса Христа. Немало публикаций посвящено нашей Небесной Заступнице, повествующих о Ее земной жизни. А в их числе находятся книги, которые сегодня мы предлагаем вашему вниманию. ***

Итак сегодня на нашей книжной полке находятся две книги, которые рассказывают о рождении Девы Марии. Первая из них, написанная Мариной Шмелевой, вышла в свет в Издательстве Покровской епархии в серии «Детям о церковных праздниках» и называется – «Рождество Пресвятой Богородицы. Беседы крестной матери». Краткое содержание этой книги. «Накануне двунадесятого праздника Рождества Пре­святой Богородицы София и ее крестная отправляются в Москву. Здесь их ждет увлекательное путешествие — они посещают Зачатьевский монастырь, где крестная рассказывает девочке много интересного о празднике, его истории, иконографии и богослужебных текстах. За­тем они знакомятся с историческими памятниками, на­поминающими о Куликовской битве, которая состоялась 21 сентября 1380 года. В заключение Софию и читателей ждет рассказ о фресках собора Рождества Богородицы Фе­рапонтова монастыря — этом удивительном шедевре ве­ликого русского иконописца. Дионисия».

В стенах древнейшей женской обители столицы, которая находится на Остоженке, недалеко от Храма Христа Спасите­ля и Пречистенской набережной Москва-реки, и начинается рассказ крестной матери. «Этому монастырю, - говорит она, - уже более 650 лет. Его основал святитель Алексий, митрополит Московский. Памятник святителю мы видели с тобой у вхо­да в обитель. А ее первыми насельницами ста­ли родные сестры митрополита — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Поначалу монастырь назывался Алексиевским, ведь первый деревянный храм был освящен во имя преподобного Алексия, человека Божия. Двумя веками позже великий князь Ва­силий Иоаннович, моливший Бога о даровании наследника, построил здесь каменную церковь с престолом в честь Зачатия праведной Анны.

За те столетия, что существует монастырь, он неоднократно горел, его разоряли иноплеменники, нападавшие на нашу Родину, и соотечественники-богоборцы. Но вопреки всем невзгодам обитель продолжала жить. Символич­но, что сегодня монастырь возглавляет игумения Иулиания (Каледа) — внучка священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бу­товском полигоне в 1937 году. В девяностые годы прошлого столетия на­чалось очередное возрождение монастыря по­сле запустения, в котором он пребывал при со­ветской власти. А в 2008 году первая игумения монастыря Иулиания и монахиня Евпраксия были прославлены в лике святых. Благодаря их молитвам и совершилось воссоздание величе­ственного Богородице-Рождественского собора, построенного в древнерусском стиле, который стал настоящим украшением Москвы».

«Как ты думаешь, - спросила крестная, - почему мы приехали сегодня именно сюда?» «Может, потому, что этот монастырь такой древний и красивый?» — предположила София. «Это, безусловно, так. Однако в столице нашей Родины много прекрасных старинных храмов и монастырей. А в этой обители сегод­ня престольный праздник. Ты же помнишь, что это такое?» «Да, это праздник в память о каком-то со­бытии или святом, которому посвящен храм», — ответила девочка. «Правильно. Главный собор Зачатьевско­го монастыря посвящен великому чуду — Рож­дению Божией Матери...» «Какое же это чудо — рождение ребен­ка? — возразила София. Ей исполнилось уже 10 лет, и она любила рассуждать о жизни. — Моя мама два года назад родила нам братика, а наша соседка — дочку. Каждое воскресенье в наш храм приносят на Причастие много детей. Разве это чудо, что все они появились на свет?»

«Смотря какой смысл вкладывать в сло­во «чудо», — ответила крестная. — Можно чудом называть только сверхъестественные события, которые нарушают законы природы. Вот, напри­мер, спасаясь от войска фараона, евреи прошли по дну расступившегося перед ними Чермного моря и на тысячелетия запомнили это событие. Такие чудеса поражают, порой даже пугают и заставля­ют склониться в трепете перед величием Творца. А можно в любом событии, в самых буднич­ных обстоятельствах жизни увидеть проявление Божией любви и заботы о нас. И назвать это чу­дом, и приучить свое сердце благодарить за него Господа. В этом смысле рождение ребенка — са­мое настоящее чудо; не было человека нигде, и вот он пришел в мир». «Но почему же люди не всегда восприни­мают рождение детей как чудо? Думают: поже­нились, дети родились — обычное дело...» «Да, думают. Но ведь так бывает не всег­да. И праздник, который мы отмечаем в эти дни, — тому подтверждение».

Так, до начала праздничного богослужения крестная мать и ее крестница прогулялись по монастырю, и поговорили о событии, которое произошло много веков назад. А затем они зашли в собор, чтоб спокойно рассмотреть икону праздника и таким образом лучше узнать его историю. «Посмотри, сказала крестная, на иконе представлена многосюжетная композиция — на ней изображены события, происходившие в разное время, но все они связаны с Рождением Божией Матери. В центре иконописец изображает встречу праведных Иоакима и Анны. Их фигуры — са­мые крупные на этой иконе. Так иконописец по­казывает, что праведники — главные действую­щие лица этого события. С левой сторо­ны в центре изображено, как однажды в день большого праздника праведный Иоаким принес в Иерусалимский храм дар Господу и его жертва не была принята священником. Две верхние композиции рассказывают о молитвах супругов о рождении ребенка.

В центре иконописец изобразил встречу супругов после чу­десного известия, которое им принес Архангел. Средняя композиция справа расска­зывает нам о дне Рождения Девы Марии. Изображение, расположенное ниже, повествует о сокровенной радости супру­гов, получивших «в скорби временной утешение вечное». А слева внизу мы видим, как через год праведный Иоаким приносит свою Дочь священ­никам, чтобы они благословили Ее. Вот так, - заключает крестная, - всего одна икона, а на ней целая драма праведной семьи, ее скорбь и горе, кото­рым было суждено превратиться в радость для всего мира». К слову сказать, мы лишь вкратце коснулись описания этой иконы, более подробный рассказ вы найдете на страницах этой книги.

Ну а мы несколько слов скажем о втором издании, представленном на нашей книжной полке. Это рассказ в стихах протоиерея Анатолия Трохина, вышедший в свет в Издательстве Лепта Книга под названием - «Богоизбранная Отроковица. О детстве и юности Пресвятой Богородицы». Эта книга — о исполненном чудес и Божиего присутствия детстве Пресвя­той Богородицы, нашей главной Заступницы перед Богом. При написании стихотворного текста жития автор использовал материал книги «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», издание Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря 1904 года. И вот несколько строк из этого сочинения, которое повествует о первом дне рождения Богоотроковицы.

 

В садах осенних урожай снимают —

Плоды трудов и дней ушедших лета.

Иоаким в свой дом гостей сзывает,

И пыль дорог, ведущих к Назарету,

Вздымается меж тихими холмами

От ног ослов, лошадок и верблюдов,

И возникает праздник меж делами,

Как среди будней возникает чудо.

И важно входят в светлый дом обширный

Священники и быстрые левиты,

Старейшины, народ седой и мирный,

И книжников торжественная свита.

И сродникам, соседям и прохожим

Всем места на трапезе здесь хватило.

Первосвященник встал и молвил: «Боже,

Веселье скорбных Ты и слабых — сила.

Воззри на чадо, данное Тобою,

Благослови десницею высокой.

Твоей пусть будет верною рабою,

Не знающей ни скверны, ни порока.

Благословеньем осени последним,

Преемства не имеющим в народе.

Твой Замысел и путь Твой неисследим,

Да будет этот дар Тебе угоден».

Вино сияло в благородных чашах,

То золотом мерцая, то рубином,

И стол пестрел от изобилья брашен,

И все в порыве радости едином

Хвалили Бога за Отроковицу,

И в доме, благодатью осиянном,

Вершился праздник, и светились лица

Счастливой пары — Иоакима с Анной».

 

 

***

«И наконец, «Мария» — прозвучало,

«Мария» — в каждом доме повторялось,

«Мария» — прогремело в горных скалах,

И в вечности — «Мария» — отозвалось».

Так пишет о рождении Божией Матери протоиерей Анатолий Трохин в книге «Богоизбранная Отроковица». А Марина Шмелева напоминает, что «праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 сентября) и четыре дня попразднства (с 22 по 25 сентября). Этот праздник открывает череду двунадесятых праздников на протяжении церковного года. А кроме того, в этот день шестьсот с лишним лет назад прои­зошло еще одно знаменательное для нашего Отечества событие. Состоялась Куликовская битва, в ходе которой русские войска под предводительством святого благоверно­го князя Димитрия Донского одержали побе­ду над монголо-татарами. Об этом событии также говорится в книге «Рождество Пресвятой Богородицы». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы