Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Епископ Тихон (Бобов). Апостол Сибири: Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято-Троицкий монастырь.
«Избранный Богом на апостольское служение во стране Сибирстей, истинный ревнителю монашескаго жития и благочестия, духовнаго просвещения начальниче и всем верным наставниче и помощниче». Такими словами Святая Церковь прославляет просветителя Сибирского края - святителя Филофея (Лещинского). Став в 1702 году митрополитом Тобольским и Сибирским, он до самой кончины в 1727 году, не оставлял эту северную землю, обращая иноверцев к православной вере. Любимым детищем святителя Филофея стал Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он провёл большую часть своей сибирской жизни. Здесь, в тишине монашеской келий, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался напряженной духовной и религиозно-просветительской работой. Отсюда уходил он на миссионерские труды, сюда же и возвращался. Здесь же он и был похоронен. О жизни архипастыря рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Русская неделя. Она называется – «Апостол Сибири: Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято-Троицкий монастырь».
Эта книга-исследование епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова) соединяет в себе жизнеописание митрополита Тобольского и всея Сибири Филофея (Лещинского) и историю создания и развития Тюменского Свято-Троицкого монастыря, архимандритом которого долгое время был владыка Тихон. Автор опирается на исследования предшественников, широкий круг опубликованных и архивных источников. Некоторые документы впервые вводятся в научный оборот. Книга, по словам издателей, имеет познавательную и научную ценность для религиоведов, историков, краеведов и всех, кто интересуется историей и культурой Сибири и Тюменского края.
Открывает книгу краткий обзор истории христианского просвещения Сибири в 16-17 веков. Автор пишет: "Святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского, в схиме Феодора, справедливо именуют просветителем Сибири. Его труды - архипастырские, миссионерские, просветительские — поистине огромны. Однако семена Евангельской Истины святитель сеял не на пустом месте. К началу XVIII века, когда он был назначен на Сибирскую кафедру, его предшественниками, архипастырями Тобольскими, уже была начата кропотливая религиозно-просветительская работа среди северной паствы. Промысл Божий давно вел землю сибирскую из тьмы язычества и идолопоклонства к свету веры Христовой.
Традиционно появление христианства в сибирской земле принято связывать с началом ее завоевания Ермаком в 1580-1581 годах. Но было бы неверным считать, что до этого времени в Сибирь не ступала нога русского человека. Хотя население ее и составляли лишь народы и племена шаманского вероисповедания, но, по свидетельству историка-краеведа Абрамова, северная Сибирь была известна новгородцам с XI века. В Ипатьевской и Новгородской летописях начала XII века упоминается, что «еще мужи старии (т.е. в давнее время) ходили за Югру и Самоядь». Новгородцы даже брали некоторые города в Югре, и, кроме войска и воеводы, шли сюда и священники. Наверняка приходили они не с целью обращения коренных сибирских народов в христианскую веру, а просто сопровождали русских дружинников в походе для удовлетворения их религиозных потребностей, но все-таки, благодаря их присутствию, местное население получало первое представление о православной вере.
В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич отправил первый поход русской рати в Северную Сибирь на Вогульскую и Югорскую земли, после чего князьки вогульские, югорские и сибирский князь Лятик просили государя принять их под свою высокую руку. Позже из степи пришёл в Сибирь сын хана Казачьей орды Кучум и овладел Сибирью. Брат его, Ахмет-Гирей, ввел здесь исламизм, который, впрочем, не проник на восток далее Енисея. Во время княжения в Сибири Ахмета, Ангиша, сына Абалакова, Касима и Этигера были разные воздушные явления, говорившие о скором падении татарского владения в Сибири. Они происходили на том месте, где сейчас располагается духовная столица Сибири — Тобольск (ранее, у татар, — городок Бицик-Тура). Несколько раз являлся на воздухе большой город с христианскими церквами и слышался колокольный звон. Татарам казалось, что по воздуху носится на престоле Царь в великом сиянии, а Его престол держит множество крылатых воинов.
Поход волжских казаков во главе с атаманом Ермаком — выдающееся событие в истории Сибири. Вокруг похода и личности самого Ермака много разных домыслов и предположений историков. До настоящего времени ученые спорят о подлинном имени атамана и его происхождении, о том, чем занимался он до времени похода на Сибирь. Но, какими бы ни были казаки со своим предводителем до начала похода, именно они предназначены были в путях Промысла Божия совершить дело присоединения Сибири к России, за чем последовало окончательное духовное перерождение северной страны. Бывшие разбойники, очистившись покаянием, выступили после совершения молебна под святыми хоругвями, дав обет доблести и целомудрия. Следуя реками в Сибирь, войско Ермака имело подвижную часовню с иконами и священника, отправлявшего богослужение. Летописцы, по свидетельству Н.А. Абрамова и историка Миллера, приводят разные случаи набожности Ермака и его дружины во время Сибирского похода. В августе 1581 года они держали пост не 14 дней, как положено по устану Церкви, а 40, по своему обещанию, и молились Богу о даровании победы над татарами.
Победа была одержана 26 октября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Однако Провидением Божиим Ермаку не дано было жить в Сибири долго: через 3 года он хитростью Кучума был лишен жизни. В 1586 году царь Феодор Иоаннович послал в Сибирь войска для дальнейших завоеваний. В этом же году было основано русское поселение под именем Тюмени на месте татарского города Чинги-Тура и выстроена первая церковь Рождества Богородицы с приделами Святителя Николая и Великомученика Феодора Стратилата. С постепенным завоеванием Сибири умножались в ней и русские пришельцы, основывались и строились новые города: Пелым, Тара, Сургут, Нарым. Кетск, Верхотурье, и далее на восток — Мангазея, Томск, Енисейск. С ростом русского народонаселения распространялось в Сибири и христианство, и как неотъемлемая его часть - монастыри. Из России в ново-покоренную страну шли ревностные иноки с тем. чтобы основать святые обители для распространения веры Христовой в земле языческой.
Со второй половины XVII века Тюмень с уездом становится крупнейшим центром сибирского раскола. Несогласные с исправлением церковных богослужебных книг и обрядовой реформой, проводимой Патриархом Никоном, старообрядцы-раскольники бежали в Сибирь, где основали целые слободы и города. Митрополиты Павел I и Игнатий (Римский-Корсаков) вели борьбу со старообрядческим расколом, стараясь вернуть заблудших в лоно Православной Церкви. Митрополитом Игнатием написано было в обличение раскольников три окружных послания. Несмотря на все усилия этих архипастырей, бесчинства и кощунства приверженцев «древлего благочестия» продолжались до времени святителя Филофея (Лещинского) и его ближайших преемников.
Первую четверть XVIII века называют эпохой преобразований Петра Великого. Московское царство при Петре I превратилось в великую империю. Вся Сибирь вошла в состав обширнейшей Сибирской губернии с центром в Тобольске. Относительно сибирских инородцев и народов, подвластных Китаю, российский император тоже имел великий замысел: он хотел просветить их светом Христовой веры. Христианизация местных народов должна была, по замыслу Петра I, упрочить позиции России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, где ее интересы столкнулись с интересами Цинского Китая и Джунгарского ханства. Указом от 18 июня 1700 года повелевалось для занятия кафедры Сибирской митрополии, к тому времени уже два года не имевшей своего архиерея, Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) «поискать в Малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он будучи митрополитом в Тобольске, мог, Божиею помощью, исподволь, в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога».
Первоначальный выбор митрополита Варлаама пал на архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря Димитрия (Туптало). известного каждому православному человеку под именем святителя Димитрия, Ростовского. 23 марта 1701 года он был посвящен в Тобольского митрополита, но в Сибирь так и не приехал. Суровый и гнилой климат Тобольска показался святителю Димитрию опасным для его слабого здоровья, а также он боялся, что, удалившись в глухую Сибирь от книжных сокровищ Киева и Москвы, не найдет нужных пособий для продолжения своего труда — Четий-Миней. 4 января он был переименован в митрополита Ростовского и Ярославского, а Сибирская митрополия вновь оказалась вакантной. Митрополит Варлаам продолжил поиски достойного кандидата для Тобольской кафедры. На этот раз им был избран эконом Киево-Печерской лавры Филофей (Лещинский). О том, как нес он свое служение на Сибирской земле и рассказывает настоящая книга.
*** 20-21 октября 2006 года произошло торжество, которое запомнится тюменцам навсегда и войдет в историю Свято-Троицкой обители и всего города как пример торжества правды Божией и исторической справедливости. В эти дни совершилось обретение и перенесение честных останков митрополита Тобольского и всея Сибири Филофея из Вознесенско-Георгиевского храма в Свято-Троицкий монастырь, в обитель, которую праведный святитель избрал местом своего жительства и упокоения. Перенесение мощей праведного архипастыря — светлое и радостное торжество, которое внесло благодатное обновление в души верующих. Святитель Филофей вернулся в свою любимую обитель, несмотря на все перипетии советской истории, несмотря на жгучее желание врагов Божиих уничтожить всякую память о нем и о тех святынях, которыми из века в век жили наши предки. И как прежде, праведный архипастырь, святитель Филофей, не оставляет никого, приходящего к нему, не утешенным, как во время своей земной жизни не оставлял своих современников.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!