У книжной полки. 21 октября

21 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Филофей (Лещинский). Сибирский Лествичник.

 

В 1702 году митрополитом Тобольским и Сибирским стал монах Филофей (Лещинский), вся дальнейшем жизнь которого, до самой кончины в 1727 году, была связана с Сибирью. Митрополит Филофей оставил по себе особенную память как выдающийся сибирский просветитель и миссионер, крестивший, по словам его преемника митрополита Антония (Стаховского), более 40 тысяч инородцев. Это число может уточняться, но в истории Сибири не было другого столь же успешного миссионера. И значительными результатами в христианской проповеди далеко не ограничивается значение этой удивительной, незаурядной личности для Сибирского края. 21 октября 2006 года в Вознесенско-Георгиевском храме г. Тюмени были обретены, а затем перенесены крестным ходом в Свято-Троицкий монастырь мощи святителя и в частности этому событию посвящена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Святитель Филофей (Лещинский). Сибирский Лествичник». ***

Эта уникальная книга издана тюменским Издательством «Русская неделя» к десятилетию перенесения мощей святителя Филофея, митрополита Тобольского и Сибирского, к 310-летию написания книги «Сибирский лествичник», к 400-летию Киевской Духовной академии, к 400-летию Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, к 430-летию города Тюмени. Подлинность рукописи, которая была открыта только в 2015 году, установлена Государственным Историческим музеем. Хранители музея по дарственной надписи святителя Димитрия Ростовского монастырской библиотеке отнесли ее в фонд хранения его имени. И только титульная надпись, сделанная рукою святи­теля Филофея (Лещинского), показала авторство этого произведения. Да и «Опись Синодального собрания» (XIX в.) подтвердила эти данные.

Таким образом, этой книгой издатели вводят читателя в русский литературный процесс не только нового автора, но и совершенно новое сочинение, которое станет любезно сердцу не только литераторов, богословов, философов, историков, но и всех христиан. История обретения этой книги началась двадцать пять лет назад. Тогда в г. Тюмень был послан иеромонах Тихон (Бобов), теперь епископ Ишимский и Аромашевский, которому было поручено восстанавливать Свято-Троицкий мужской монастырь. С ревностью он начал искать мощи святителя Филофея (Лещинского), которые, как утверждали советские документы, были сожжены в 1924 году. Но батюшка стоял на своем и продолжал поиски.

Неожиданно к нему пришла пожилая женщина, дочь протоиерея Александра Сычугова, она передала конверт, на котором значилась лишь одна надпись: «Первому иеромонаху Свято-Троицкого монастыря». На пожелтевшей от времени бумаге было написано, что советским властям для сожжения были отданы гроб и мантия святителя, сами же мощи были перезахоронены в Вознесенско-Георгиевской церкви. Отец Тихон, несмотря на то, что этот храм представлял из себя склад валяльной фабрики, начал там по ночам вести раскопки. Но мощи были обретены, когда этот храм передали Церкви. Лишь только достали первый кирпич из усыпальницы святителя, как храм наполнился благоуханием. Находку подтвердили и археологи, и судмедэксперты.

В ночь на 21 октября 2006 года Крестный ход с обретенными мощами во главе с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием торжественно двинулся в сторону Свято-Троицкого монастыря. Но так как участники хода шли в ногу, вантовый пешеходный мост сильно расшатался, стал скре­жетать, и возникла опасность обрушения. По просьбе владыки Димитрия Крестный ход остановился и чуть позже с помощью Божией достиг святой ограды обители. История вернулась — мощи святителя Филофея снова стали главной святыней города Тюмени. Как отмечают издатели, при жизни святой Филофей любил сочинительство. Он создал в Тобольске Духовный театр, для которого сам писал пьесы, вел переписку со многими богословами своего времени. Но казалось, что ни одно из его крупных сочинений не сохранилось. Тем не менее рукопись «Сибирского Лествичника» была обретена и переведена.

Святитель Филофей взял за основу текста «Лествицу» Иоанна Синайского, но каким именно переводом он пользовался, неизвестно. Возможно, он делал перевод по гре­ческому оригиналу, потому что с переводом св. Паисия Величковского и его последую­щей редакцией в Московской Духовной академии текст имеет немного общего. В книге изобилуют и оригинальные вставки самого Филофея. Человеку XXI века сложно себе представить, что человек века XVIII был многократно образованнее и просвещеннее его. Свт. Филофей наизусть цитирует жития святых, патерики и богословские сочинения средневековых авторов. На полях своей рукописи он оставляет пометки для возможного проповедника с примерами из Святых Отцов.

По словам издателей, потрясает диапазон познаний свят. Филофея: он цитирует «Собеседования италийских отцов» свт. Григория Двоеслова, труды св. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, св. Афанасия Великого, свт. Григория Синаита и множество русских святых — св. Нила Сорского, Киево-Печерских святых и т.д., а также оригинальные тексты на греческом языке, как-то «Пандекты Никона, игумена Черной горы». Текст не скрывает глубоко поэтичной натуры автора. Его юмор демонстрирует изряд­ную образованность, полученную в стенах Киево-Могилянской академии. Так, в примере о сребролюбце он говорит, что человек, начинающий собирать свое сокрови­ще, еще может быть милосердным, но когда уже соберет свое сокровище, то «ховает руце» — буквально «прячет руки» (украинское).

Обращаясь к трудам административным, можно отметить, что митрополит Филофей стремился преодолеть нестроения и наладить церковную жизнь во вверенной ему епархии, для чего неоднократно созывал соборы духовенства, положил начало духовному образованию в Сибири, стремился созидать, восстанавливать и благоукрашать церкви и монастыри, познакомил сибиряков с малороссийской театральной традицией, создал замечательный церковный хор из ссыльных малороссийских казаков, привив таким образом традицию киевского церковного пения на сибирскую почву, вдохновил расширение каменного церковного строительства в стиле так называемого «сибирского барокко», сформировавше­гося под влиянием «украинского барокко», не говоря уже о многом другом.

Имя святителя Филофея упоминается в «Кратком описании о народе остяцком» Григория Новицкого — первом этнографическом труде, посвященном Сибири, автор которого лично сопровождал митрополита в его миссионерских поездках. Но при этом поразительно, что биография выдающегося иерарха обнаруживает много белых пятен. Испытывая потребность создать живой портрет, который позволил бы представить себе эту личность со всеми тонкими, только ей присущими индиви­дуальными чертами и свойствами, издатели должны констатировать, что сегодня им нечем дополнить словесный портрет митрополита, сделанный в конце XIX века. Однако используя разные источники, Издательство предлагает читателям краткое жизнеописание святителя, составленное ведущим специалистом по учебно-методической работе историко-краеведческого музея Алтайской государственной педагогической академии Еленой Юрьевной Сластининой. Это жизнеописание и предваряет опубликованное в этой книге сочинение святителя Филофея.

 

*** Будучи одним из образованнейших людей своего времени, владыка Филафей всю жизнь живо интересовался достижениями науки, знакомился с новинками литературы, много читал, оставил после себя богословские труды (в том числе «Сибирский Лествичник», впервые публикуемый в настоящем издании) и поэтическое наследие. В отличие от прп. Иоанна Синайского святитель Филофей видит в своей Лествице не тридцать ступеней, а целых сто. Он делит текст на короткие главки из трех страниц для удобства чтения и восприятия. Каким-то подвигам он уделяет больше внимания, например, духовной чистоте или рассуждению. О чем-то говорит коротко. Но в любом случае памятник литературы начала 18 века, подаренный 4 марта 1705 года святителю Димитрию Ростовскому, по словам издателей, составит ликующую радость для любого христианского сердца. Это сборник метких духовных наблюдений, большого духовного опыта, который полезен в любую эпоху.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать