У книжной полки. 21 июля

21 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Люди Смуты. История народного подвига.

 

Мы часто слышим слова: «В какое смут­ное, неспокойное время мы живём...» И это действительно так: и внешние угрозы, и общая нестабильность в мире, вызванная финансово-экономическим кризисом и чередой арабских революций, и войны, расплескавшиеся у наших южных границ. И наши собствен­ные политические волнения, митинговые страсти, всеобщее нетерпение и неразу­мная торопливость в принятии решений... Всё это рождает в обществе ощущение кризиса всего и вся, шаткости основ нашего бытия». Но всё это было, и не однажды. Немного иначе, но всё же… Так, судьбоносной вехой истории России стала эпоха Смутного времени, когда жизнь государства буквально висела на волоске. Об этом периоде нашей истории рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Достоинство и называется – «Люди Смуты. История народного подвига». ***

Эта книга посвящена одному из самых трагических периодов отечественной истории - Смутному времени, когда решал­ся вопрос о существовании государства Российского. Она вышла в свет в 2012 году, который был юбилейным: русский народ праздновал 400-летие окончания Смутного времени и восстановления государственности России, 400-летие мученической кончины Патриарха Гермогена и 400-летие прославления Казанской иконы Божией Матери. В центре внимания авторов книги — современных историков, краеведов, журналистов, изучавших период Смутного времени, - судьбы людей, которые явились главными действующими лицами Великой российской смуты. Статьи дают единую историческую картину эпохи и посвящены не только выдающимся государственным и духовным лидерам России и его героям, но и содержат портреты противников нашего Отечества.

В книге приведен полный список городов, участвовавших в преодолении Смутного времени, который показывает национальное единение народа, спасшего нашу страну от гибели и разорения. Издание открывается выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Прочитаем фрагмент этого выступления. «Если говорить о Смуте, то это, по словам Святейшего, было вре­мя смятения умов в первую очередь, раз­деления народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и предательством. Это же самое время явило нам великих христианских подвиж­ников и безвестных героев русского сопротивления», имена которых сегодня «практически изглажены из народной памяти».

Как отмечает Патриарх Кирилл, «это было поистине историческое ис­пытание, ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкно­вением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, само­му существованию суверенитета, незави­симости нашего народа, самому существо­ванию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением вводился, как мы бы сейчас сказали, механизм внешнего управления, в результате которого Россия должна была стать провинцией другого го­сударства. Ещё страшнее была угроза утра­ты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, кото­рый, несомненно, означал бы конец русско­го независимого духовного и культурного национального бытия.

И, наконец, особенно удручающим был тот факт, что гибельная угроза для русского будущего надвигалась не только извне, но и изнутри. В 1612 году интервен­ты были уже в Кремле, они овладели серд­цем страны, но пока только в географиче­ском и политическом смысле. Куда хуже сознавать то, что завоеватели были близки к овладению сердцем нашей страны в ду­ховном, в идеологическом смысле: они были близки к тому, чтобы подчинить себе умы и души боярской элиты. Той самой, кото­рая, разуверившись в силе собственного народа и в историческом призвании России, была готова пригласить на царство предста­вителя иноземной династии, исповедовав­шего чужую веру, отрицавшего духовные традиции нашего народа и страны».

А что же народ? Как отмечает доктор исторических наук Наталья Нарочницкая, «в период Смуты и польской оккупации воззвание купца Минина по зрелости государственного созна­ния опережает западноевропейское граж­данское мышление на два века: «Мужие, братие, - обращается он к народу, - вы видите и ощущаете, в какой ве­ликой беде всё государство ныне находит­ся...» Он призывает соотечественников «по­мочь Московскому государству» и «постоять за чистую и непороч­ную Христову веру»: «Не пожалеем животов наших, - говорит Минин, - да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим...» Нижегородский купец ощущал себя граж­данином, задолго до contrat social и был го­тов пожертвовать всем ради спасения Веры и Отечества».

По словам Натальи Нарочницкой, «в ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, а татарские старейшины, ещё помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и по­слали на помощь ополчению. Шаг за шагом оно восстанавливало управляемость терри­торией государства, создало институты, со­ответствующие современным комитетам по бюджету и налогам, по безопасности. Рус­ский народ в течение Смуты упорно стре­мился к восстановлению законной, то есть освященной Церковью, царской власти, на­циональной по вере и духу. Как только та­кая власть была им восстановлена, сам он удалился от участия в управлении, не посягая на суверенитет этой верховной вла­сти, который почитал неделимым».

Особую славу в Смутное время приобрела чудотворная икона Казанской Божией Матери. В Казанском ополчении был список с этой иконы, который воины вручили князю Дмитрию Пожарскому. В 1612 году икона стала Путеводительницей всего Второго ополчения, дви­нувшегося из Нижнего Новгорода на освобождение Москвы. Накануне ре­шающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство три дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свиде­тельство покровительства Божией Матери России. Михаил Феодорович Романов в память об этом событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8/21 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября/04 ноября).

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием, с ней связано и множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы или то, как Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес её из Казанского собора на Красной пло­щади, завернув в шинель, когда в конце ав­густа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х, был возрождён уже в наши дни. И вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся молитвы пред ликом Казанской иконы Божией Матери. Молитвы о нашем народе, о нашей стране, которая могла уйти в небытие усилиями одних людей, но сохранилась мужественными подвигами других. Обо всех участниках событий Смутного времени – о защитниках и врагах нашего Отечества - рассказывает данная книга.

 

*** По словам Натальи Нарочницкой, «уроки истории весьма назидательны, и в них тоже можно и нужно искать объяснение наших взлётов и падений, подъёма и упадка. Если оглянуться и обратить взгляд к истории нашего Отечества, то вряд ли найдётся спокойный и благополучный век, когда русские бы не обороняли свои дома и сёла, когда не свирепство­вали бы эпидемии и глад, и мор, когда бы люди не задумывались о правильности пути. На рубеже XVI века Иосиф Волоцкий пишет о том, что уже «настали времена люто», всё разваливается, являя сплошной грех и разложение. Но русские люди, преодолевая невзгоды и тяготы, созидали государство, приумножая его мощь, осваивали новые земли, вовлекали в своё историческое «делание» другие народы». Главное, мы не должны забывать, что Смутное время заканчивается тогда, когда русские люди оставляют распри и вспоминают то, что их объединяет – это вера наших отцов, вера Православная, это любовь к Богу, любовь к своей Родине и своему народу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать