У книжной полки. 21 декабря

21 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иван Александрович Ильин. О русском национализме.

 

Как отмечал Иван Александрович Ильин, «Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий … Быть русским — значит созерцать Россию в Бо­жьем луче, в её вечной ткани, её непреходящей субстанции и любовью принимать её, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители. Только на этой вере, - говорил русский религиозный философ, - мы сможем утвердить нашу борьбу за неё и нашу победу». Размышлениям о России Ильин посвятил не мало своих статей, избранная часть которых составила сборник, выпущенный в свет издательством Родное слово. Он называется «О русском национализме». ***

В этом сборнике трудов русского философа Ивана Александровича Ильина представлены его работы, написанные более полувека тому назад, посвященные важнейшим и до сих пор не решённым проблемам современной жизни России — государственному устройству, национализму и формированию национальной идеи, без которой невозможно существование любого народа. По словам издателей, книга адресована всем руководителям Державы Российской - от Президента до рядового чиновника, — чтобы просвещались они умом и сердцем, чтобы понимали, какую стра­ну вверил под их начало Господь, — великую Державу, омытую кровью и потом многих поколений русских людей.

Иван Александрович Ильин - один из значительнейших мыслителей русского зарубежья, родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. С золотой медалью он окончил 1-ю Московскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Московского императорского университета. Здесь Ильин получил фундаментальную подготовку по праву, здесь же он глубоко заинтересовался философией. Окончив университет с дипломом первой степени, Иван Александрович остался там, и в дальнейшем занимался преподавательской и научной деятельностью. В 1918 году он блестяще защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», и стал магистром и доктором наук, а затем и профессором Московского университета.

Ильин, как он позже сам говорил, «понял политические опасности России ещё во время первой революции»; он «увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествовавшие Первой мировой войне; и пережил крушение России кровью сердца и пять лет изучал большевизм на месте». В августе 1922 года Ильина, как активного борца против большевизма, осудили по 58-й статье, а потом заменили меру наказания пожизненным изгнанием из России. Так Ильин со своей женой оказался в Германии. Туда же, кроме него последовала большая группа философов, ученых, историков и литераторов, изгнанная с родной земли. Впоследствии бывший офицер Генерального штаба и военный журналист - генерал фон Лампе отмечал в своих дневниках, что большевики «неосторожно выпустили своего сильнейшего врага». Это он, конечно же, говорил об Ильине.

Оказавшись за границей, Ильин, наблюдавший то, что сделали большевики со страной, стал отражать это в своих трудах. Посвящая свои статьи России, он пытался также ответить на такой вопрос: «что нам делать? — нам, русским людям, верным России и ищущим путей к её возрождению...» В 1954 году Иван Александрович писал: «С самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла...»

Но, как отмечает Ильин далее в своей статье, в роковые годы Первой мировой войны (1914—1918) русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись только у героического меньшинства русских людей; а разложившееся большинство … соблаз­нилось о вере, о церкви, о родине, о верности, о чести и о совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить, замучить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабо­щено на десятки лет своими соблазнителями. Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, по словам Ильина, - бесспорны. Но сущность её гораздо глубже политики и эконо­мики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национально­го характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры.

Я глубоко и непоколебимо верю, - признается русский философ, - что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю». О русском национализме Ильин размышляет в нескольких своих статьях, которые составили первую часть этой книги. О том, что такое национализм, он пишет: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.

Из этого следует, по словам Ильина, что «национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары, но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то как «народную гордость», и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории, и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство».

Говоря о национализме, Ильин отмечает, что может быть и больные формы этого чувства. Кроме того, он пишет о том, какие враги есть у национальной России. Враги, которым не нравится единство нашего народа, представляющееся им угрозой. Враги, видящие в России только противника, которого можно уничтожить, расчленив ее. Об этом Ильин пишет в своей работе - «Что сулит миру расчленение России?», написанной в 1950 году. Этот труд составил вторую часть книги. Завершающая, третья часть книги включает статьи Ильина, которые имеют одно общее название – «О русской идее». Размышления на эту тему автор предваряет такими словами: «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле — продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.

Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время — русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях». В чем сущность этой идеи? Об этом читайте на страницах этой книги.

 

*** Иван Александрович Ильин отошел ко Господу 21 декабря 1954 года. Незадолго до своей кончины в статье «Что нам делать?» он писал: «Я не торопился писать и печатать мои книги … Я давал моим трудам спокойно вызревать в тече­ние десятилетий… Я возвращался к каждой теме по многу раз, через пять-шесть лет, и всё время накапливал материал; потом садился писать, записывал всё, что было зрело, и снова откладывал. Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откла­дываю — одну книгу за другой — и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересу­ется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Сегодня востребованность трудов русского философа говорит сама за себя. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать