Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иван Александрович Ильин. О русском национализме.
Как отмечал Иван Александрович Ильин, «Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий … Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в её вечной ткани, её непреходящей субстанции и любовью принимать её, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и её строители. Только на этой вере, - говорил русский религиозный философ, - мы сможем утвердить нашу борьбу за неё и нашу победу». Размышлениям о России Ильин посвятил не мало своих статей, избранная часть которых составила сборник, выпущенный в свет издательством Родное слово. Он называется «О русском национализме». ***
В этом сборнике трудов русского философа Ивана Александровича Ильина представлены его работы, написанные более полувека тому назад, посвященные важнейшим и до сих пор не решённым проблемам современной жизни России — государственному устройству, национализму и формированию национальной идеи, без которой невозможно существование любого народа. По словам издателей, книга адресована всем руководителям Державы Российской - от Президента до рядового чиновника, — чтобы просвещались они умом и сердцем, чтобы понимали, какую страну вверил под их начало Господь, — великую Державу, омытую кровью и потом многих поколений русских людей.
Иван Александрович Ильин - один из значительнейших мыслителей русского зарубежья, родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. С золотой медалью он окончил 1-ю Московскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Московского императорского университета. Здесь Ильин получил фундаментальную подготовку по праву, здесь же он глубоко заинтересовался философией. Окончив университет с дипломом первой степени, Иван Александрович остался там, и в дальнейшем занимался преподавательской и научной деятельностью. В 1918 году он блестяще защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», и стал магистром и доктором наук, а затем и профессором Московского университета.
Ильин, как он позже сам говорил, «понял политические опасности России ещё во время первой революции»; он «увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествовавшие Первой мировой войне; и пережил крушение России кровью сердца и пять лет изучал большевизм на месте». В августе 1922 года Ильина, как активного борца против большевизма, осудили по 58-й статье, а потом заменили меру наказания пожизненным изгнанием из России. Так Ильин со своей женой оказался в Германии. Туда же, кроме него последовала большая группа философов, ученых, историков и литераторов, изгнанная с родной земли. Впоследствии бывший офицер Генерального штаба и военный журналист - генерал фон Лампе отмечал в своих дневниках, что большевики «неосторожно выпустили своего сильнейшего врага». Это он, конечно же, говорил об Ильине.
Оказавшись за границей, Ильин, наблюдавший то, что сделали большевики со страной, стал отражать это в своих трудах. Посвящая свои статьи России, он пытался также ответить на такой вопрос: «что нам делать? — нам, русским людям, верным России и ищущим путей к её возрождению...» В 1954 году Иван Александрович писал: «С самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла...»
Но, как отмечает Ильин далее в своей статье, в роковые годы Первой мировой войны (1914—1918) русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись только у героического меньшинства русских людей; а разложившееся большинство … соблазнилось о вере, о церкви, о родине, о верности, о чести и о совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить, замучить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями. Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, по словам Ильина, - бесспорны. Но сущность её гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры.
Я глубоко и непоколебимо верю, - признается русский философ, - что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю». О русском национализме Ильин размышляет в нескольких своих статьях, которые составили первую часть этой книги. О том, что такое национализм, он пишет: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.
Из этого следует, по словам Ильина, что «национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары, но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то как «народную гордость», и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории, и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство».
Говоря о национализме, Ильин отмечает, что может быть и больные формы этого чувства. Кроме того, он пишет о том, какие враги есть у национальной России. Враги, которым не нравится единство нашего народа, представляющееся им угрозой. Враги, видящие в России только противника, которого можно уничтожить, расчленив ее. Об этом Ильин пишет в своей работе - «Что сулит миру расчленение России?», написанной в 1950 году. Этот труд составил вторую часть книги. Завершающая, третья часть книги включает статьи Ильина, которые имеют одно общее название – «О русской идее». Размышления на эту тему автор предваряет такими словами: «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле — продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.
Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время — русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях». В чем сущность этой идеи? Об этом читайте на страницах этой книги.
*** Иван Александрович Ильин отошел ко Господу 21 декабря 1954 года. Незадолго до своей кончины в статье «Что нам делать?» он писал: «Я не торопился писать и печатать мои книги … Я давал моим трудам спокойно вызревать в течение десятилетий… Я возвращался к каждой теме по многу раз, через пять-шесть лет, и всё время накапливал материал; потом садился писать, записывал всё, что было зрело, и снова откладывал. Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю — одну книгу за другой — и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». Сегодня востребованность трудов русского философа говорит сама за себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!