Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Шаргунов. Крест и Воскресение.
«Входите тесными вратами», - говорит Евангелие. Имя этих врат - Христос. Но как часто мы предпочитаем широкие пути! Какой смысл кричать без конца о торжестве несправедливости, если мы уже поняли, что путь, который мы выбрали, безысходен. Мы должны входить тесными вратами, вратами Иерусалима, через которые прошел Христос, вратами Его Крестных Страданий. Мал просвет этих врат, но какое бесконечное пространство открывает он для тех, кто прошел через него! Это пасхальные врата». Эти слова протоиерея Александра Шаргунова стали эпиграфом к книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Даниловский благовестник и называется «Крест и Воскресение». ***
В настоящую книгу включены избранные беседы и проповеди протоиерея Александра Шаргунова, произнесенные в храме за 35 лет священнического служения. Они посвящены Страстной и Светлой седмицам. С самого начала христианства Церковь особым постом отмечала страдания и смерть Христа как «Пасху крестную». После нее праздновалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная». Празднование «Пасхи крестной» предшествовало «Пасхе воскресной», каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья, что соответствует в наше время Страстной и Светлой седмицам. Такое же деление имеет и данная книга.
Первая часть ее посвящена «Пасхе крестной». Страстная седмица, как известно, открывается Входом Господним в Иерусалим, праздником, который в свою очередь неразрывно связан с Лазаревой субботой. Беседой об этом дне и начинается это издание. А в предисловии автор пишет: «Мы все помним слово преподобного Серафима Саровского, что самое главное - начало и конец. Начало Великого поста - Чистая седмица, покаяние, которое делает нас способными к восприятию того, что есть жизнь. Мы сознаем себя отпавшими от Бога, от Его благодати, и возвращаемся в Ветхий Завет. И даже дальше - к истокам бытия, к первым дням творения. В этом смысле Чистую седмицу, начало, можно сравнить с Шестодневом. На Великом покаянном каноне мы молимся: «Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь. Но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя».
Однако, отмечает автор, - всё существует ради той Седмицы, в которую мы вступаем после Святой Четыредесятницы. Обратите внимание на эти рядом стоящие слова - Шестоднев и Седмица. Шесть и семь - разные числа, но речь идет об одном и том же. Вернее, о том, что Шестоднев становится Седмицей, потому что в полноте достигает своего завершения в Боге. Как в начале, так и в конце. Творец, Тот, Кто в греческом тексте книги Бытия именуется Поэтом, созерцает сотворенный Им мир. В течение шести дней совершаются дела Божий, заключаясь седьмым днем, покоем их завершения. Это было радостное видение, пророчество надежды о творении, которое еще не знало зла, исходящего из его сердца, зла, стремящегося коренным образом повредить дело Божие.
Пророчество надежды исполнится. Но для этого потребуется новая Седмица, и эта Седмица будет бесконечно дороже стоить, чем первая. Надо будет пройти через всё, что заключает в себе первое творение. Недостаточно будет взять только немного земли, чтобы создать человека: для этого потребуется вся земля. Недостаточно будет Превечного Слова. Приняв человеческую плоть, Бог должен будет принести Себя в жертву. Только так человек может войти в покой седьмого дня, в День Господень. В начале Бог дал человеку всё, что сотворено Им. Теперь надо, чтобы Бог дал Себя». Об этом Великом событии очень подробно, освящая каждый день Страстной седмицы, и говорится в первой части книги. А Пасхе воскресной - Воскресению Христову и Светлой седмице - посвящена вторая часть книги. После «Пасхи крестной» - «Пасха красная».
Эту часть автор также предваряет небольшим предисловием: «Воскресение Христово, - пишет он, - тайна, столь решающая для нашей веры, столь жизненно важная, что мы нуждаемся в двойном свидетельстве - в откровении Церкви и в нашем личном удостоверении в истине. Апостолы представляют Церковь, которая учит нас. Жены-мироносицы - это наш личный жизненный опыт, без которого тайна становится слишком отвлеченной. Апостолы должны возвестить исполнение Писаний. Но и им надо ближе увидеть главную тайну жизни, лично встретить воскресшего Христа. Петр и его спутники на рыбной ловле на берегу озера, двое учеников на дороге в Эммаус и Фома, именуемый неверующим, апостолы, собранные за дверями затворенными, и апостолы за трапезой, одиннадцать на горе.
Эти апостолы, - отмечает автор, - Церковь веры, но они также люди, как и жены-мироносицы. Как таковым, им надо пройти тот же путь - от скорби утраты Господа, от молчания отчаяния до нежданной встречи Того, Кто приходит к ним и говорит: «Не бойтесь!» или «Приидите, ядите», или «Мир вам». О какой встрече с воскресшим Христом мы говорим? Мария Магдалина показывает нам путь. Одного слова, одного имени - ее имени - оказывается достаточно: «Мария!» С этим именем соединяется интонация голоса, вся любовь Господа, присутствующая в произнесении этого имени. Он говорит ей: «Мария, это Я. Это Я, а это ты, это мы. Я пришел для тебя, для нас, для всех». Он говорит ей: «Мария, Я с тобой, Я буду с тобой во все дни до скончания века. Мария, встань, не плачь! Еще немного, и ты увидишь Меня. Иди, Мария, к ученикам, идите вместе в Галилею, возвестите всем людям эту радость, сияющую в глубине ваших сердец. Передайте им это дыхание, делающее вас из мертвых живыми, этот свет, от которого расточается тьма».
Кому из нас, спрашивает отец Александр, дано было быть так позванным воскресшим Христом по имени? По крайней мере, в день, когда мы плакали у Его гроба. Одного этого раза достаточно на всю нашу жизнь, если так угодно Богу. … Без личного опыта, напоминает священник, остается только идеологическое учение. Без откровения - только смутное религиозное чувство, не имеющее прочных оснований, открытое всем иллюзиям и всем безумствам. Пасхальная тайна - тайна смерти и нового рождения - слишком глубоко касается судьбы человека, чтобы можно было отдать ее на волю нашего воображения. Но что бы осталось от нее, если бы мы оказались неспособными хоть в малой мере лично узнать ее? Да или нет, живем ли мы уже в Воскресении Христовом или вера наша напрасна? Когда апостол Павел говорит, что мы умерли и воскресли со Христом, что это - поэзия или возвещение реальности, которой живут крещеные?
Эти знаменитые слова апостола Павла автор перефразирует следующим образом: если в этой жизни мы не способны ни в малейшей степени пережить личную встречу с воскресшим Христом, мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19). Если бы у нас не было Писания и веры Церкви, вероятнее всего, мы не смогли бы назвать Воскресением эти самые глубокие переживания, которые нам даны были в нашей жизни. А с другой стороны, наши пасхальные переживания облекают в плоть и кровь нашу веру в Воскресение. Мы говорим о ни с чем не сравнимой радости Пасхи. Радость - лучшее свидетельство пребывания в истине. Но истина должна быть глубоко усвоена нами. Не только всем сердцем, но и всем разумением нашим. Не только в дни великой Пасхи (Светлой седмицы), но и в дни малой Пасхи (каждое воскресение - Пасха!). В течение всей нашей жизни. Слова апостола Иоанна Богослова, сказанные от имени Церкви: «Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» и «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин. 1, 4) могли бы быть эпиграфом ко второй части книги. В напоминание неотделимости тайны Воскресения от тайны Креста - ибо «прииде Крестом радость всему миру».
*** Сегодня Светлая Пятница, но, как пишет протоиерей Александр Шаргунов, ликование Пасхи не идет на убыль, а достигает вершины. Эта длящаяся в течение всей седмицы пасхальная ночь открывается для нас днем Господним. Любовь Христова побеждает смерть, и это значит, что она исцеляет нас от всех болезней. И сегодняшний праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - напоминание о многих чудесах, которые были явлены через этот образ, через воды пасхального освящения. Будем же, говорит священник, со всей Церковью поздравлять в эти дни и во все дни нашей жизни Божию Матерь с Воскресением Христовым, воспевая Ей: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся». Да будет дано нам воскреснуть - прежде общего воскресения - от всякого уныния, от всякого греха, чтобы быть едиными с Господом Иисусом Христом рядом с Его Пречистой Материю».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!