У книжной полки. 21 апреля

21 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Шаргунов. Крест и Воскресение.

 

«Входите тесными вратами», - говорит Евангелие. Имя этих врат - Христос. Но как часто мы предпочитаем широкие пути! Какой смысл кричать без конца о торжестве несправедливости, если мы уже поняли, что путь, который мы вы­брали, безысходен. Мы должны входить тесными вратами, вратами Иерусалима, через которые прошел Христос, вратами Его Крестных Страданий. Мал просвет этих врат, но какое бесконечное про­странство открывает он для тех, кто про­шел через него! Это пасхальные врата». Эти слова протоиерея Александра Шаргунова стали эпиграфом к книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Даниловский благовестник и называется «Крест и Воскресение». ***

В настоящую книгу включены избранные беседы и пропо­веди протоиерея Александра Шаргунова, произнесенные в храме за 35 лет священнического служения. Они посвящены Страстной и Светлой седмицам. С самого начала христианства Церковь особым постом отме­чала страдания и смерть Христа как «Пасху крестную». После нее праздновалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная». Празд­нование «Пасхи крестной» предшествовало «Пасхе воскресной», каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья, что соответствует в наше время Страстной и Светлой седмицам. Такое же деление имеет и данная книга.

Первая часть ее посвящена «Пасхе крестной». Страстная седмица, как известно, открыва­ется Входом Господним в Иерусалим, праздником, который в свою очередь неразрывно связан с Лазаревой субботой. Беседой об этом дне и начинается это издание. А в предисловии автор пишет: «Мы все помним слово преподобного Серафима Саровского, что самое главное - начало и конец. Начало Великого поста - Чи­стая седмица, покаяние, которое делает нас способными к вос­приятию того, что есть жизнь. Мы сознаем себя отпавшими от Бога, от Его благодати, и возвращаемся в Ветхий Завет. И даже дальше - к истокам бытия, к первым дням творения. В этом смысле Чистую седмицу, начало, можно сравнить с Шестодневом. На Великом покаянном каноне мы молимся: «Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь. Но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя».

Однако, отмечает автор, - всё существует ради той Седмицы, в кото­рую мы вступаем после Святой Четыредесятницы. Обратите внимание на эти рядом стоящие слова - Шестоднев и Седмица. Шесть и семь - разные числа, но речь идет об одном и том же. Вернее, о том, что Шестоднев становится Седмицей, потому что в полноте достигает своего завершения в Боге. Как в начале, так и в конце. Творец, Тот, Кто в греческом тексте книги Бытия именуется Поэтом, созерцает сотворенный Им мир. В течение шести дней совершаются дела Божий, заключаясь седьмым днем, покоем их завершения. Это было радостное видение, пророчество на­дежды о творении, которое еще не знало зла, исходящего из его сердца, зла, стремящегося коренным образом повредить дело Божие.

Пророчество надежды исполнится. Но для этого потребу­ется новая Седмица, и эта Седмица будет бесконечно дороже стоить, чем первая. Надо будет пройти через всё, что заклю­чает в себе первое творение. Недостаточно будет взять только немного земли, чтобы создать человека: для этого потребуется вся земля. Недостаточно будет Превечного Слова. Приняв че­ловеческую плоть, Бог должен будет принести Себя в жертву. Только так человек может войти в покой седьмого дня, в День Господень. В начале Бог дал человеку всё, что сотворено Им. Теперь надо, чтобы Бог дал Себя». Об этом Великом событии очень подробно, освящая каждый день Страстной седмицы, и говорится в первой части книги. А Пасхе воскресной - Воскресению Христову и Светлой седмице - по­священа вторая часть книги. После «Пасхи крестной» - «Пасха красная».

Эту часть автор также предваряет небольшим предисловием: «Воскресение Христово, - пишет он, - тайна, столь решающая для нашей веры, столь жизненно важная, что мы нуждаемся в двойном свидетельстве - в откровении Церкви и в нашем личном удо­стоверении в истине. Апостолы представляют Церковь, которая учит нас. Жены-мироносицы - это наш личный жизненный опыт, без которого тайна становится слишком отвлеченной. Апостолы должны возвестить исполнение Писаний. Но и им надо ближе увидеть главную тайну жизни, лично встретить вос­кресшего Христа. Петр и его спутники на рыбной ловле на бе­регу озера, двое учеников на дороге в Эммаус и Фома, именуемый неверующим, апостолы, собранные за дверями за­творенными, и апостолы за трапезой, одиннадцать на горе.

Эти апостолы, - отмечает автор, - Церковь веры, но они также люди, как и жены-ми­роносицы. Как таковым, им надо пройти тот же путь - от скорби утраты Господа, от молчания отчаяния до нежданной встречи Того, Кто приходит к ним и говорит: «Не бойтесь!» или «Приидите, ядите», или «Мир вам». О какой встрече с воскресшим Христом мы говорим? Мария Магдалина показывает нам путь. Одного слова, одного имени - ее имени - оказывается достаточно: «Мария!» С этим именем соединяется интонация голоса, вся любовь Господа, присут­ствующая в произнесении этого имени. Он говорит ей: «Мария, это Я. Это Я, а это ты, это мы. Я пришел для тебя, для нас, для всех». Он говорит ей: «Мария, Я с тобой, Я буду с тобой во все дни до скончания века. Мария, встань, не плачь! Еще немного, и ты увидишь Меня. Иди, Мария, к ученикам, идите вместе в Га­лилею, возвестите всем людям эту радость, сияющую в глубине ваших сердец. Передайте им это дыхание, делающее вас из мер­твых живыми, этот свет, от которого расточается тьма».

Кому из нас, спрашивает отец Александр, дано было быть так позванным воскресшим Хри­стом по имени? По крайней мере, в день, когда мы плакали у Его гроба. Одного этого раза достаточно на всю нашу жизнь, если так угодно Богу. … Без личного опыта, напоминает священник, остается только идеологическое учение. Без откровения - только смутное религиозное чувство, не имеющее прочных оснований, открытое всем иллюзиям и всем безумствам. Пасхальная тайна - тайна смерти и нового рожде­ния - слишком глубоко касается судьбы человека, чтобы можно было отдать ее на волю нашего воображения. Но что бы оста­лось от нее, если бы мы оказались неспособными хоть в малой мере лично узнать ее? Да или нет, живем ли мы уже в Воскре­сении Христовом или вера наша напрасна? Когда апостол Павел говорит, что мы умерли и воскресли со Христом, что это - поэ­зия или возвещение реальности, которой живут крещеные?

Эти знаменитые слова апостола Павла автор перефразирует следующим образом: если в этой жизни мы не способны ни в малейшей степени пережить личную встречу с воскресшим Хри­стом, мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19). Если бы у нас не было Писания и веры Церкви, вероятнее всего, мы не смогли бы назвать Воскресением эти самые глубокие переживания, ко­торые нам даны были в нашей жизни. А с другой стороны, наши пасхальные переживания облекают в плоть и кровь нашу веру в Воскресение. Мы говорим о ни с чем не сравнимой радости Пасхи. Радо­сть - лучшее свидетельство пребывания в истине. Но истина должна быть глубоко усвоена нами. Не только всем сердцем, но и всем разумением нашим. Не только в дни великой Пасхи (Светлой седмицы), но и в дни малой Пасхи (каждое воскресе­ние - Пасха!). В течение всей нашей жизни. Слова апостола Ио­анна Богослова, сказанные от имени Церкви: «Сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» и «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3Ин. 1, 4) могли бы быть эпиграфом ко второй части книги. В напомина­ние неотделимости тайны Воскресения от тайны Креста - ибо «прииде Крестом радость всему миру».

 

*** Сегодня Светлая Пятница, но, как пишет протоиерей Александр Шаргунов, ликование Пасхи не идет на убыль, а достигает вершины. Эта длящаяся в течение всей сед­мицы пасхальная ночь открывается для нас днем Господним. Любовь Христова побеждает смерть, и это значит, что она ис­целяет нас от всех болезней. И сегодняшний праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - напоминание о многих чудесах, которые были явлены через этот образ, через воды пасхального освящения. Будем же, говорит священник, со всей Церковью поздра­влять в эти дни и во все дни нашей жизни Божию Матерь с Вос­кресением Христовым, воспевая Ей: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся». Да будет дано нам вос­креснуть - прежде общего воскресения - от всякого уныния, от всякого греха, чтобы быть едиными с Господом Иисусом Хри­стом рядом с Его Пречистой Материю».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать