Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ленинградское издательство. Гавриил Афонский.
Давно замечено, что знамения, которые являет наш Господь, чаше случаются в смутные, тяжелые времена. Предупреждая об опасности, «плачут» святые иконы перед войнами, возвращая людям надежду, обнаруживают свое местонахождение оставшиеся до поры в забвении останки святых. Так случилось и в истории с обретением мощей преподобного Гавриила Афонского, мощи которого сто лет без малого покоились под спудом в Свято-Ильинском соборе города Одессы. Но всемилостивый Господь не оставляет род человеческий, печется о нем и спасает от зла и гибели через Своих избранников — угодников Божьих, открывая их затворы и места погребения. Пришло время, когда, поправ смерть и забвение, Господь явил прихожанам и клирикам Свято-Ильинского собора место, где упокоился Преподобный Гавриил. Об этом рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет редакции «Ленинградского издательства» и называется – «Гавриил Афонский». ***
В этой книге представлено житие преподобного Гавриила Афонского, история обретения мощей святого и его канонизации, свидетельства чудесной помощи, получаемой при молитвенном обращении к святому Гавриилу. Кроме того, в книгу включены молитвенное обращение к Божией Матери перед Ее иконой «Млекопитательница», акафист и молитвы преподобному Гавриилу Афонскому. Открывает книгу следующая история. «Душным выдалось лето 1994 года в Одессе. От палящих солнечных лучей люди скрывались где могли: кто часами не вылезал из морской воды, кто прятался в ажурной тени деревьев, кто, запершись в доме, включал на полную мощность вентиляторы... Алексей Андреевич, пожилой одессит, ветеран войны, такой жары не помнил давно. Разве что в тот год — страшный год, когда пришло известие о смерти единственного сына...»
После этого известия умерла и жена Алексея Андреевича, и он «одинокий и отчаявшийся, каждый день приходил на. городское кладбище и подолгу сидел, не сводя глаз с родных лиц, высеченных на камне, задаваясь лишь одним, изматывающим душу вопросом: «За что? Почему они ушли, а мне не дарует Господь ни смерти, ни покоя?» О том, как, измучившись от невозможности найти ответы, он часами бродил по городу, не в силах вернуться в родной, но теперь такой пустой и осиротевший дом. Так, нечаянно, забрел он однажды в храм при Свято-Ильинском монастыре, что на Пушкинской улице. Зашел, постоял, вдыхая запах церковного масла и сгорающего воска, поставил перед иконкой свечи за упокой и неумело, нескладно, одними губами прочел молитву. И вдруг почувствовал, как что-то в душе дрогнуло, словно отогреваясь. Дотронулся рукой до щеки — она была мокрой от слез. Слез, которых он не мог пролить до сих пор, слез, неожиданно принесших освобождение и облегчение.
Вскоре собор для этого человека стал «почти вторым домом — он знал всех служителей, каждое помещение этого удивительного храма, вернувшего его к жизни, стало родным и знакомым». И однажды, «испросив благословения у настоятеля, принял он послушание, да и остался служить при соборе: следил за порядком, поливал цветы, чистил оклады на иконах с таким тщанием, что все — и прихожане, и священники — вскоре стали звать его не иначе, как «наш Андреич». Сам не зная отчего, но больше всего полюбил он небольшое крестильное помещение в храме. Каждое утро лично проверял, свежи ли цветы, чисто ли вымыт пол, до блеска ли начищены лампады, а по вечерам, перед тем как покинуть церковь, обязательно заходил сюда — помолиться и подумать. Его часто спрашивали, что привлекательного для него в этом маленьком, не самом парадном помещении, но он лишь пожимал плечами: «Не знаю... Воздух здесь какой-то ... ароматный».
От старых прихожан, посещавших храм еще до революции и знавших историю его строительства, слышал он рассказы, что будто бы в самом основании храма, под спудом, покоится прах его строителя — афонского архимандрита Гавриила. Вот только точного места захоронения никто указать не решался. Андреичу верилось, что упокоился преподобный Гавриил именно в том месте, где так легко и радостно дышится, где принимают святое крещение и младенцы, и взрослые, вставшие на путь веры и препоручающие свою душу заботам Господа. Верилось, но вслух он высказывать свои предположения не решался — лишь с особым тщанием и вниманием ухаживал за этой небольшой церковной комнатой». И вскоре именно этому человеку посчастливилось увидеть чудесное исцеление бесноватого юноши на месте погребения преподобного старца.
Это «знамение указало на нетленные мощи преподобного Гавриила, и уже на следующий день чудотворные останки были выставлены в главном приделе храма, чтобы каждый верующий смог к ним прикоснуться. Чтобы понять значение этого события, вспомним слова Иоанна Златоуста, который говорил, что святые мощи сильнее поучений и увещеваний побуждают людей к добродетельной жизни. Что один взгляд на них сильнее могучего слова проникает в душу, приводит ее в сознание своего нравственного ничтожества и исторгает из очей горькие слезы раскаяния. Один лишь благоговейный взгляд на мощи может возбудить в нас сознание греховности и вызвать чувство раскаяния, и сокрушенный взор способен подвигнуть нас к добродетели и благочестию».
Как отмечает автор книги, «изучая историю жизни преподобного Гавриила Афонского, а также необыкновенного воскрешения памяти о нем, невозможно не поразиться, как часто видится в происходившем с ним и творящемся поныне рука Божественного Провидения. Начиная с ранней юности, когда Бог послал ему, рано осиротевшему, добрых и праведных наставников, и заканчивая годами зрелыми, он всегда находился под неусыпной опекой более мудрых и опытных учителей, и лишь достигнув расцвета сил и истинной духовной зрелости, смог и сам стать таким же учителем и наставником для своей паствы. Примечательно и то, что, став афонским иноком, Преподобный Гавриил должен был по обычаю, укоренившемуся на Святой Горе, упокоившись, остаться одним из многих иноков, имена которых уже почти забыты, и лишь святые кости хранятся в гробницах с глубокой серьезностью и почитанием.
По словам автора, на Афоне почти нет собственных святых, хотя житие каждого афонского подвижника подчас достойно пристального внимания и поклонения. Да и те немногочисленные афонские святые, информация о которых дошла до наших дней, отличались такой же отстраненностью, словно не желая привлекать к себе излишнее внимание. Их идеал — малозаметная, «невыдающаяся» жизнь в Боге и свете, настолько скромная, что она отклоняет от себя все сильно действующее на воображение: чудеса, видения, нетленность мощей. В этом отношении Афон живет более для себя, «внутри», потаенно. Такую же потаенную и полную внутреннего самосовершенствования жизнь вел и прп. Гавриил Афонский — истинный подвижник веры. И не искал он для себя иного удела и иной славы, если бы... Если бы Провидению не было угодно прославить его, оставив не только созданный им храм и привезенные им святыни на русской земле, но и его самого — как луч надежды, исходящий от самой Святой Горы, как утверждение вечности и незыблемости Веры, как опору для всех, кто потерялся в стремительно меняющемся мире конца двадцатого века.
И разве не особенным знаком является то, что обретение нетленных чудотворных мощей Гавриила Афонского произошло как раз тогда, когда чудовищно изломалась, изогнулась историческая спираль, подмяв под себя целые страны и семьи, выбив привычную опору из-под ног у большинства бывших сограждан, внезапно разъединенных новыми границами? Явлением своим он, как и прежде, воссоединяет неправедно разъединенное, возвращая на круги своя простые и вечные ценности — любовь, мир и веру. Истории людей, соприкоснувшихся с чудотворной силой, исходящей от нетленных мощей святого Гавриила Афонского, поражают воображение. Это истинные истории реальных людей, наших современников. Соприкосновение с верой — всегда таинство, сокрытое от посторонних глаз. Именно поэтому рассказчики просили по возможности не указывать полностью их имена и фамилии.
*** Чудотворные мощи святого Гавриила Афонского были обретены 22 июля 1994 года, а через три месяца - 23 октября - в Свято-Ильинском соборе прошли торжества, посвященные прославлению преподобного. С того дня каждый православный, хранящий в сердце своем искреннюю веру, может обратиться к святому отцу, не только прося у него исцеления и ходатайства за свою душу пред святыми ликами Господа Иисуса Христа, но и вразумления в бурном житейском море, наставления на путь веры, путь истины. А те, кто ничего не знает о преподобном Гаврииле Афонском, смогут познакомиться с его житием, изложенном в этой книге.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!