У книжной полки. 20 мая

20 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Псалтирь толковая в святоотеческом изъяснении.

 

Цитируя святого апостола Павла, Святитель Василий Великий говорит: «Всяко Писание богодухновенно и полезно есть» (2 Тим. 3, 16), для того написано оно Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство – каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано: «Изцеление утолит грехи велики» (Еккл. 10, 4). Но иному учат Пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом – предложенное в виде приточного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Поэтому Псалтирь, по словам святителя, «есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу». Но, как предупреждает святитель Игнатий Брянчанинов, не стоит подходить к чтению Священного Писания без чтения Святых отцов. Сообразуясь со словами святителя, была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Эксмо и называется – «Псалтирь толковая в святоотеческом изъяснении». ***

Как отмечают издатели, «Псалтирь – это сборник псалмов, древних молитв, составленных пророком Давидом, без которых не мыслится православное богослужение. Псалмы - одна из основ христианской жизни. Мистический смысл псалмов очень глубок. Эта великая книга, по словам подвижников, оказывает огромное влияние на душу человека, укрепляет ее, возводит к Богу. Псалтирь издавна используется и при домашних чтениях о здравии и упокоении. Ежедневное чтение Псалтири - это и борьба с бесами, вернее, устрашение их - как говорил преп. Амвросий Оптинский. Псалтирь читается практически ежедневно в каждом православном доме, но вот содержание псалмов доступно далеко не всем. Подробное изъяснение каждой строчки Псалтири - а по-другому и невозможно, настолько глубока эта книга, - приводятся в этом сборнике.

Первое издание Толковой Псалтири в России выпускалось по благословению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Стоит отметить, что по­пытки объяснения псалмов пророка Давида предпринимались с самых первых веков христианства. Известно, что этими трудами занима­лись св. Ипполит - мученик 2 века, христианский писатель Ориген в 3 веке. В 4 столетии появляется уже несколько знаменитых толкований на псалмы святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоустого, св. Илария, блаженного Августина и других святых отцов. Более поздние авторы толкований – это святители Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Филарет Московский, праведный Иоанн Кронштадтский. В этой книге приводятся стихи из каждого псалма и дается их детальное толкование, написанное в свое время этими и другими свя­тыми отцами и учителями Православной Церкви — их в списке авторов почти 100.

Открывает издание «Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом, и всем Богобоязнивым православным Христианом». Здесь же предлагаются наставления святых отцов о пользе чтения священной книги. А затем следуют псалмы, причем каждый стих набран церковно-славянским и гражданским шрифтами, после чего следует его детальное толкование, написанное святыми угодниками Божиими. Прочитаем, к примеру, фрагмент толкования первого псалма Давида, который как говорится в Псалтири, «не надписан у еврей». По словам толкователей святителей Григория Нисского и блж. Феодорита Кирского, «переводчики Божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя.

Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать Божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства». Для объяснения этого псалма составители книги используют труды святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Григория Паламы, блж. Феодорита Кирского и других. В первом стихе поется: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святых отцов, «блаженство человеческое есть уподобление Божеству. Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6,15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см.: Мф. 1,1), поэтому прежде всего пророк и ублажает уповающих на Бога».

Во втором стихе псалмопевец напоминает, что: «в законе Господни воля его (т.е. мужа блаженного), и в законе Его поучится день и нощь». «День и нощь, - учат нас святые отцы, - надлежит нам внимать закону Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима (Втор. 6, 78). Христиане, - наставляют святые отцы, - должны подражать Богоматери, Которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, день и ночь поучалась в законе Господни и пребы­вала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем хри­стианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: непрестанно молитеся (1 Сол. 5,17)».

Третий стих первого псалма утверждает: «И будет яко древо насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет». Толкование на этот стих составители книги взяли из трудов святителя Иоанна Златоуста, который пишет: «Читающий постоянно Божественные Писания, хотя бы и не имел ни­какого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние?». Так говорит святой Златоуст, и с ним невозможно не согласиться.

Со страниц Псалтири, по учению святых отцов, псалмопевец Давид дает нам множество уроков. Например, во втором псалме он предлагает людям «пророчество о пришествии в мир Христа Сына Божьего и о воцарении Его над всем миром; а также о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех языков, суетном и тщетном». В третьем - пророк «на опыте своего греховного поползновения научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих». Четвертый псалом «содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог». Пятый псалом представляет собой утреннюю молитву праведника при вступлении его в храм Божий. Давид научает, как надлежит нам молиться Богу. Содержится в псалме также молитва всякой благочестивой души о спасении. Но, в рамках нашей программы нам не рассказать о всем содержании богодухновенной книги, поэтому стоит вам лично обратиться к этому изданию, где толкование на Псалтирь изложено многими святыми отцами.

Но даже если мы рассмотрим только краткое содержание каждого псалма, и узнаем, что возвещает нам псалмопевец, мы согласимся со словами святителя Василия Великого, который говорит: «Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».

 

*** Восхваляя книгу Псалмов, святитель Василий Великий отмечал, что она «врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным». А несколько столетий спустя мысль святителя продолжает праведный Иоанн Кронштадтский. «Боговдохновенные песнопения Давида, - говорит он, - руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза их для душ благочестивых неисчислима». Этими словами святых отцов, призывающих нас как можно чаще обращаться к чтению Священного Писания, и в частности, Псалтири, мы и завершаем нашу программу. …

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать