Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Анастасия Герасимова. Преподобная Евфросиния Московская.
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с серией книг для детей «Святая Отчизна», к публикации которой Издательство Московской Патриархии приступило в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской, а также их ученикам. Среди сродников, учеников, собеседников преподобного Сергия мы встречаем множество святых мужей. Но есть в Соборе Радонежских святых и две святые жены: мать святого Сергия - преподобная Мария, а также его собеседница - преподобная Евфросиния Московская. О ней и пойдёт речь в новой книге из серии «Святая Отчизна», которая так и называется – «Преподобная Евфросиния Московская». ***
Повествование этой книги, по словам издателей, переносит читателя во вторую половину XIV века, во времена святого благоверного великого князя Димитрия Донского и его супруги святой благоверной великой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), явившей своей жизнью пример послушания, смирения и христианского подвига. Как говорит автор книги, Анастасия Герасимова, современники великокняжеской четы любили и почитали княгиню Евдокию не меньше Димитрия Иоанновича. А отношение к великой княгине как к святой утвердилось в русском народе задолго до её прославления. За милосердие и доброту москвичи ещё при жизни называли её матерью, а по смерти - стали почитать как покровительницу города.
Русская Церковь включила московскую княгиню в сонм преподобных, хотя подвизалась она в монастыре всего два месяца. Но ведь и живя в палатах княжеских, святая Евдокия вела жизнь строгую и подвижническую, совмещала молитву и пост с воспитанием детей и заботой о страждущих. Свой вклад внесла она и в победу на поле Куликовом. Нет, московская княгиня не брала в свои руки меч, не выходила сама биться с монголо-татарами. Но в течение всего похода, подобно преподобному Сергию Радонежскому, поддерживала русское воинство своими молитвами. А ещё обильно раздавала милостыню нищим, принимала участие в управлении жизнью города Москвы. Надеюсь, - обращается автор к читателям, - что и вы, ребята, услышав рассказ об удивительной жизни преподобной Евфросинии и чудесах, совершаемых доныне по молитве к ней, от всего сердца полюбите эту угодницу Божию. И святая Евфросиния станет вам близкой и родной, несмотря на то, что жила она на земле давным-давно, почти 650 лет назад.
В то время, - повествует автор, - не было ещё на свете страны с названием Россия, а были вместо неё небольшие отдельные области — русские княжества. Управляли этими областями-уделами князья из династии Рюриковичей. Часто воевали они между собою за право называться великим князем Владимирским. Ведь в то далёкое время главным на Руси был город Владимир, а не Москва. Раздорами русских князей воспользовались жестокие монголо-татары. Огнем и мечом прошлись они по нашей земле, подчинили себе все русские княжества, образовали на покорённых землях государство Золотая Орда. А чтобы не дать удельным правителям объединиться и вместе свергнуть монголо-татарское иго, хан Золотой Орды стал выдавать грамоту (ярлык) на великое Владимирское княжение то одному князю, то другому. Это вызывало между ними ещё большие раздоры. И так продолжалось более сотни лет.
Вот и отец Евдокии, суздальский князь Димитрий Константинович, - по словам автора, - долгие годы вёл борьбу с московским князем Димитрием Иоанновичем. А что из всего этого вышло, вы сейчас и узнаете. Началась эта история в далёком 1366 году... В тот год зима выдалась весьма суровою. Ещё в ноябре сковали морозы реку Каменку, заставили попрятаться лесных зверей в тёплые убежища. Древний город Суздаль нарядился в одеяния белые и едва поблёскивал на солнце немногими золотыми куполами церквей, что уцелели после очередного набега вражеского. Только на границе с Московским княжеством снега не было — там полыхало красное зарево. С грустью смотрел на это зарево суздальский князь Димитрий Константинович из окна своего высокого терема. С тревогой ждал он вестей от своих воевод: чем закончилась схватка его дружины с войском князя московского Димитрия Иоанновича?
Наконец слуха его достиг топот сапог на лестнице. «Не вели казнить, князь милостивый!» — бухнулся в ноги Димитрию Константиновичу гонец. — Снова москвичи одолели нас! Пожгли пять сёл, крестьян в плен увели. Что делать теперича прикажешь?» «Ступай вон! Да позови мне княгиню немедленно!» Скрылся гонец за дверью, а князь присел на скамью возле стола дубового и стал думать думу крепкую. Не было для него неожиданностью поражение суздальцев. Давно чувствовал Димитрий Константинович, что отвернулась от него удача, что не получится отвоевать у соперника ярлык на великое княжение, что придётся ему, маститому князю старейшего русского города, смириться перед юнцом безусым, что раз за разом отражает набеги войска суздальского. Теперь зрела в голове князя новая мысль, но о ней надобно посоветоваться прежде всего с супругою».
Из дальнейшего рассказа читатели узнают, что разговор Димитрия Константиновича с княгиней Анной разрешил колебания князя. Потерпев в очередной раз поражение, он вновь удостоверился в том, что за Дмитрия Иоанновича «сам митрополит Алексий молится, да во всём наставляет; да угодник Божий, дивный старец, подвизающийся в Радонежских лесах, отец Сергий». Видно, - говорил князь, - уготовано Москве стать новым сердцем Руси, собрать воедино княжества русские, прекратить брань братоубийственную». А княгиня облегчённо вздыхала и укрепляла супруга словами: «Если пойдёшь первым на примирение с Димитрием Иоанновичем, добрый пример подашь братьям твоим!» «Но союз новый надобно скрепить надёжною скрепою, — возражал суздальский князь. - Что скажешь, если отдадим мы за Димитрия дочь нашу любимую, Евдокию?» С болью в сердце согласилась тогда княгиня Анна. Согласилась и сама Евдокия. Во всём положившись на волю Божию, решилась княжна исполнить желание отца своего.
Вскоре, - как повествует автор, - закипели в Суздале и Москве предсвадебные хлопоты. Не прошло и нескольких месяцев, как повезли Евдокию в Коломну, замуж за князя московского выдавать. Замирало сердце Евдокии, когда входила она под высокие своды собора белокаменного. Каков он будет, жених её наречённый? Вдруг не приглянется она ему или он ей? Вдруг вся жизнь их будет тяжкою мукою? С трепетом подошла она к высокому юноше, тот взглянул на неё, сжал в руке своей руку девичью. Залилась густым румянцем Евдокия. Полюбили друг друга жених и невеста с самого первого взгляда. А народ в Коломне вовсю празднует: кончена многолетняя вражда князя московского с князем суздальским!»
Как далее пишет автор, «Много лет прожили Димитрий и Евдокия в счастливом супружестве. Родилось у них восемь сыновей и четыре дочери. Князь московский был старше Евдокии на три года. Отличался он многими добродетелями. Сердце имел доброе и милостивое. Не любил пустых разговоров, уклонялся злых людей, с благоговением слушал Священное Писание. Много заботился он о храмах Божиих и мужественно стоял на страже границ. Княгиня Евдокия была ему супругой кроткой и ласковой. Во всём была верной помощницей, во многих опасностях охраняла она Димитрия Иоанновича своей любовью и молитвою. И была у них одна душа на двоих, одно сердце. Свято чтили они своих наставников и молитвенников: митрополита Алексия да игумена Троицкой обители отца Сергия и племянника его, отца Феодора, игумена московского Симонова монастыря».
А когда почил князь Димитрий, княгиня Евдокия подвизалась в посте и молитве. Как и раньше, она строила храмы и монастыри, питала нищих, заботилась о сиротах и вдовах, творила милостыню бедным обителям. Не оставляла и службы церковной. Однако на протяжении многих лет таила «Евдокия в сердце своём заветное желание — оставить хоромы великокняжеские, прожить остаток жизни своей в келье монастырской». 30 мая 1407 года состоялся постриг княгини Евдокии в монахини, и нарекли ей имя новое — Евфросиния, что на греческом языке означает «радость». А через два месяца после пострига, 20 июля, она тихо отошла ко Господу. Было ей тогда 54 года. «Множество народа собралось на погребение святой Евфросинии. Десятки больных исцелились в тот день. Вскоре после своей кончины Преподобная была удостоена прославления от Господа — не раз возгоралась чудесным образом свеча над гробом её, знаменуя собой небесный свет, которого удостоилась она за жизнь свою праведную».
*** Как отмечает автор, «многому можно научиться у преподобной Евфросинии. И послушанию родителям, и попечению о старших и младших. Ведь будучи ещё совсем юной, княгиня уже заботилась о вдовах и сиротах в своём княжестве. А приветливому обращению с окружающими нас людьми? А терпению неприятностей и прощению обид? Во всём этом мы можем брать пример с преподобной Евфросинии. А ещё мы можем ей молиться. Ведь святые слышат наши молитвы и с радостью приходят нам на помощь. И преподобная Евфросиния не раз помогала тем, кто с верою обращался к ней. В подтверждение автор приводит истории о некоторых чудесах, произошедших по молитвам к святой Евфросинии, которые наши юные читатели найдут на страницах этой книги.
Дорогие ребята, не печальтесь, когда в вашей жизни случится вдруг неприятность. Помните, что у нас есть много святых заступников. И среди них — преподобная Евфросиния Московская. Попросите её от всего сердца, и она обязательно вам поможет.
Тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, глас 8:
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,/ моли спастися душам нашим.
Кондак преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, глас 2:
Вся красная мира сего, яко суетная презревши/ и тело твоё постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным исцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:/ слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!