У книжной полки. 20 июля

20 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Анастасия Герасимова. Преподобная Евфросиния Московская.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с серией книг для детей «Святая Отчизна», к публикации которой Издательство Московской Патриархии приступило в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской, а также их ученикам. Среди сродников, учеников, собеседников преподобного Сергия мы встречаем множество святых мужей. Но есть в Соборе Радонежских святых и две святые жены: мать святого Сергия - преподобная Мария, а также его собеседница - преподобная Евфросиния Московская. О ней и пойдёт речь в новой книге из серии «Святая Отчизна», которая так и называется – «Преподобная Евфросиния Московская». ***

Повествование этой книги, по словам издателей, переносит читателя во вторую половину XIV века, во вре­мена святого благоверного великого князя Димитрия Донского и его супруги святой благоверной великой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), явив­шей своей жизнью пример послушания, смирения и христианского подвига. Как говорит автор книги, Анастасия Герасимова, современники великокняжеской четы любили и почитали княгиню Евдо­кию не меньше Димитрия Иоанновича. А отношение к великой княгине как к святой утвердилось в русском народе задолго до её прославления. За милосердие и доброту москвичи ещё при жиз­ни называли её матерью, а по смерти - стали почитать как покровительницу города.

Русская Церковь включила московскую княгиню в сонм преподобных, хотя подвизалась она в монастыре всего два месяца. Но ведь и живя в палатах княжеских, святая Евдокия вела жизнь строгую и подвижническую, совмеща­ла молитву и пост с воспитанием детей и заботой о страж­дущих. Свой вклад внесла она и в победу на поле Куликовом. Нет, московская княгиня не брала в свои руки меч, не выхо­дила сама биться с монголо-татарами. Но в течение все­го похода, подобно преподобному Сергию Радонежскому, поддерживала русское воинство своими молитвами. А ещё обильно раздавала милостыню нищим, принимала участие в управлении жизнью города Москвы. Надеюсь, - обращается автор к читателям, - что и вы, ребята, услышав рассказ об удивительной жизни преподобной Евфросинии и чудесах, совершаемых доныне по молитве к ней, от всего сердца полюбите эту угодницу Божию. И святая Евфросиния станет вам близкой и род­ной, несмотря на то, что жила она на земле давным-давно, почти 650 лет назад.

В то время, - повествует автор, - не было ещё на свете страны с названием Рос­сия, а были вместо неё небольшие отдельные области — русские княжества. Управляли этими областями-уделами князья из династии Рюриковичей. Часто воевали они меж­ду собою за право называться великим князем Владимир­ским. Ведь в то далёкое время главным на Руси был город Владимир, а не Москва. Раздорами русских князей воспользовались жестокие монголо-татары. Огнем и мечом прошлись они по нашей земле, подчинили себе все русские княжества, образовали на покорённых землях государство Золотая Орда. А чтобы не дать удельным правителям объединиться и вместе сверг­нуть монголо-татарское иго, хан Золотой Орды стал выда­вать грамоту (ярлык) на великое Владимирское княжение то одному князю, то другому. Это вызывало между ними ещё большие раздоры. И так продолжалось более сотни лет.

Вот и отец Евдокии, суздальский князь Димитрий Константинович, - по словам автора, - долгие годы вёл борьбу с московским кня­зем Димитрием Иоанновичем. А что из всего этого вышло, вы сейчас и узнаете. Началась эта история в далёком 1366 году... В тот год зима выдалась весьма суровою. Ещё в ноя­бре сковали морозы реку Каменку, заставили попря­таться лесных зверей в тёплые убежища. Древний город Суздаль нарядился в одеяния белые и едва поблёски­вал на солнце немногими золотыми куполами церквей, что уцелели после очередного набега вражеского. Только на гра­нице с Московским княжеством снега не было — там полы­хало красное зарево. С грустью смотрел на это зарево суздальский князь Димитрий Константинович из окна своего высокого тере­ма. С тревогой ждал он вестей от своих воевод: чем закон­чилась схватка его дружины с войском князя московского Димитрия Иоанновича?

Наконец слуха его достиг топот сапог на лестнице. «Не вели казнить, князь милостивый!» — бухнулся в ноги Димитрию Константиновичу гонец. — Снова моск­вичи одолели нас! Пожгли пять сёл, крестьян в плен увели. Что делать теперича прикажешь?» «Ступай вон! Да позови мне княгиню немедленно!» Скрылся гонец за дверью, а князь присел на скамью возле стола дубового и стал думать думу крепкую. Не было для него неожиданностью поражение суздальцев. Давно чувствовал Димитрий Константинович, что отвернулась от него удача, что не получится отвоевать у соперника ярлык на великое княжение, что придётся ему, маститому князю старейшего русского города, смириться перед юнцом безусым, что раз за разом отражает набеги вой­ска суздальского. Теперь зрела в голове князя новая мысль, но о ней надобно посоветоваться прежде всего с супругою».

Из дальнейшего рассказа читатели узнают, что разговор Димитрия Константиновича с княгиней Анной разрешил колебания князя. Потерпев в очередной раз поражение, он вновь удостоверился в том, что за Дмитрия Иоанновича «сам митрополит Алексий молится, да во всём наставляет; да угодник Божий, дивный старец, подвизающийся в Радонежских лесах, отец Сергий». Видно, - говорил князь, - уготовано Москве стать новым сердцем Руси, собрать воедино княжества русские, прекратить брань братоубийственную». А княгиня облегчённо вздыхала и укрепляла супруга словами: «Если пойдёшь первым на примирение с Димитрием Иоанновичем, добрый пример подашь братьям твоим!» «Но союз новый надобно скрепить надёжною скрепою, — возражал суздальский князь. - Что скажешь, если отдадим мы за Димитрия дочь нашу любимую, Евдокию?» С болью в сердце согласилась тогда княгиня Анна. Согласилась и сама Евдокия. Во всём положившись на волю Божию, решилась княжна исполнить желание отца своего.

Вскоре, - как повествует автор, - закипели в Суздале и Москве предсвадебные хло­поты. Не прошло и нескольких месяцев, как повезли Евдо­кию в Коломну, замуж за князя московского выдавать. Замирало сердце Евдокии, когда входила она под высокие своды собора белокаменного. Каков он будет, жених её наречённый? Вдруг не приглянется она ему или он ей? Вдруг вся жизнь их будет тяжкою мукою? С трепетом подошла она к высокому юноше, тот взглянул на неё, сжал в руке своей руку девичью. Залилась густым румянцем Евдокия. Полюбили друг друга жених и невеста с самого первого взгляда. А народ в Коломне вовсю празднует: кончена многолет­няя вражда князя московского с князем суздальским!»

Как далее пишет автор, «Много лет прожили Димитрий и Евдокия в счаст­ливом супружестве. Родилось у них восемь сыно­вей и четыре дочери. Князь московский был старше Евдокии на три года. Отличался он многими добродетеля­ми. Сердце имел доброе и милостивое. Не любил пустых раз­говоров, уклонялся злых людей, с благоговением слушал Священное Писание. Много заботился он о храмах Божиих и мужественно стоял на страже границ. Княгиня Евдокия была ему супругой кроткой и ласко­вой. Во всём была верной помощницей, во многих опасно­стях охраняла она Димитрия Иоанновича своей любовью и молитвою. И была у них одна душа на двоих, одно сердце. Свято чтили они своих наставников и молитвенников: митрополита Алексия да игумена Троицкой обители отца Сергия и племянника его, отца Феодора, игумена москов­ского Симонова монастыря».

А когда почил князь Димитрий, княгиня Евдокия подвизалась в посте и молитве. Как и раньше, она строила храмы и монастыри, питала нищих, заботилась о сиротах и вдовах, творила милостыню бедным обителям. Не оставляла и службы церковной. Однако на протяжении многих лет таила «Евдокия в сердце своём заветное желание — оставить хоромы великокняжеские, прожить остаток жизни своей в келье монастырской». 30 мая 1407 года состоялся постриг княгини Евдокии в монахини, и нарекли ей имя новое — Евфросиния, что на греческом языке означает «радость». А через два месяца после пострига, 20 июля, она тихо отошла ко Господу. Было ей тогда 54 года. «Множество народа собралось на погребение святой Евфросинии. Десятки больных исцелились в тот день. Вскоре после своей кончины Преподобная была удостое­на прославления от Господа — не раз возгоралась чудесным образом свеча над гробом её, знаменуя собой небесный свет, которого удостоилась она за жизнь свою праведную».

 

*** Как отмечает автор, «многому можно научиться у преподобной Евфросинии. И послушанию родителям, и попечению о старших и млад­ших. Ведь будучи ещё совсем юной, княгиня уже заботилась о вдовах и сиротах в своём княжестве. А приветливому обращению с окружающими нас людьми? А терпению неприятностей и прощению обид? Во всём этом мы можем брать пример с преподобной Евфросинии. А ещё мы можем ей молиться. Ведь святые слышат наши молитвы и с радостью приходят нам на помощь. И преподобная Евфросиния не раз помогала тем, кто с верою обращался к ней. В подтверждение автор приводит истории о некоторых чудесах, произошедших по молитвам к святой Евфросинии, которые наши юные читатели найдут на страницах этой книги.

 

Дорогие ребята, не печальтесь, когда в вашей жизни случится вдруг неприятность. Помните, что у нас есть много святых заступников. И среди них — преподоб­ная Евфросиния Московская. Попросите её от всего сердца, и она обязательно вам поможет.

 

Тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, глас 8:

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, пре­подобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,/ моли спастися душам нашим.

 

Кондак преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, глас 2:

Вся красная мира сего, яко суетная презревши/ и тело твоё постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молит­вами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозре­ние и многим недужным исцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:/ слава Богу, прославляющему святыя Своя.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать