У книжной полки. 20 июля

20 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова).

 

«Когда на человеческом теле появляется опухоль, тогда к больному месту без страданий нельзя и прикоснуться. Подобно этому, когда на душе, по выражению преподобного Нила Синайского, появляется опухоль от гордости, тогда, дотронется ли кто до нас обидой — болит сердце, назовут ли нас как-нибудь — не терпим, укорят ли — ропщем, не испол­няются сердечные молитвы наши — отчаиваемся и ропщем. Кто же не излечит души от этой страшной опухоли, тот не наследует Царства Небесного. В наше время, по пророчеству святого Нифонта Цареградского, люди … спасутся, именно уничтожив опухоль гордости смирением сердца. Преподобный Серафим однажды, будучи в состоянии благодатного восхищения, видел всю Русскую землю, как дымкой, покрытую молитвами тайных рабов Божиих. К лику их должны примкнуть и мы двумя путями — смирившись пред Богом и пред людьми». «Святая наука смирения» - так называется книга, рассказывающая о жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Она вышла в свет в Издательстве Саратовской митрополии и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Как отмечают издатели, последним местом служения преосвящен­ного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского стал Cаратов. На Саратовской кафедре этот архипастырь находился всего полгода. Со дня его кончины прошло шесть десятилетий, и уже осталось совсем немного людей, которые знали его лично. Но можно утверждать, что в Саратовской епархии существует особое почитание этого подвижника: из всего сонма пастырей и архи­пастырей, несших свое служение на Саратовской земле, владыка Вениамин — самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев — помолиться не только о самом владыке, но и ему, попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости. Почему же со временем не только не умаляется, но и возрастает эта любовь?

Епископ Вениамин (Милов) в полной мере разделил судьбу Русской Церкви в один из самых тяжелых перио­дов ее истории. Все его служение в священном сане (с 1920 по 1955) проходило в годы гонений, и практически половину времени этого служения составляют сроки тюремного заключения, лагерей и ссылок. Только в конце XX века началась публикация его богословских трудов и личного архива. Знакомство с этими книгами и документа­ми убеждает: перед нами — личность удивительного масштаба. Исповедник, который принял жестокие страдания за веру и на­учился при этом жить в непрестанном благодарении Господу за все, что случалось в его жизни. Монах, молитвенник и аскет, вырванный насильно из монастыр­ской жизни, но навсегда сохранивший преданность Богу, Церкви и верность своим монашеским обетам.

Кроме того, епископ Вениамин – это ученый, который возвращался к интеллектуальному труду даже тогда, когда для этого не было никаких условий: во время разрухи Гражданской войны и в ссылках. А также истинный богослов, в сердце которого жила «пламенная, сне­дающая душу жажда богопознания», и способный передать христи­анам учение Православной Церкви сквозь призму личного духов­ного опыта. В письме из последней ссылки архимандрит Вениамин так говорит о сути своих трудов: «...Я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изо­бражения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу».

Цель издателей настоящего сборника — вместе с читателем проследить жизнь и духовный путь архипастыря-исповедника. В книге собраны воедино воспоминания о владыке, опубликованные ранее в разных источниках, а также новые свидетельства, записанные авто­рами саратовских епархиальных изданий. Епископ Вениамин остался в памяти людей как ревностный, добросовестный священнослужитель и как духовник, способный наставить на исполнение евангельских заповедей людей самого разного склада. Поэтому для этой книги были выбраны письма и проповеди владыки, научающие «науке из наук» — спасению души. Еще в середине XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью констатировал: «Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижни­ка писания отеческие».

«Действительно, многие пастыри теперь ослабли, но все же нельзя отчаиваться, потому что если ослабли пастыри, не ослаб Христос. Он Сам заботится о наших душах, Он и теперь дает нам руководителя — это совесть нашу», — убеждает и укрепляет современных христиан епископ Вениамин. Бережно сохраненные духовными чадами письма и проповеди владыки и сегодня остаются бесценным наставлением для всех, кто стремится к духовной жизни. По сути, в них содержится и объ­яснение: почему так любили и любят его люди. А открывает книгу жизнеописание владыки Вениамина, которое составлено по дневниковым записям архипастыря. Об этом издатели пишут следующее.

«Служение епископа Вениамина (Милова) — всё, от рукоположения до кончины,— пришлось на один из самых страшных периодов в истории России и Русской Православной Церкви. Именно поэтому документальных свидетельств о его жизни и служении осталось немного. Однако сохранился чрезвычайно важный документ, повествующий о внутренней жизни владыки, о пути возрастания души. Его записи, датированные 1928-1933 годами, были опубликованы издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1999 году под названием «Дневник инока». Строго говоря, они не являются дневниковыми: архимандрит Вениамин вспоминает в них, как правило, уже прошедшие события, которые повлияли на него в духовном плане. Это поразительно глубокий и обжигающе искренний документ, более напоми­нающий исповедь. Читать его нелегко: автор совершенно беспощаден к себе, его умение видеть и признавать свою немощь создает то напряжение духовной жизни, которое так трудно воспринять современному (даже верующему!) человеку.

Издатели книги предлагают познакомиться с «Дневником инока» для того, чтобы постараться понять душевное устроение этого удивительного архипастыря, полностью предавшего себя в руки Божии. Одной из последних записей этого дневника была сделана 6 августа 1932 года, когда владыка Вениамин находился ссылке: «Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем не могу пожаловаться на Бога. Все допущенное в отношении меня посильно, крайне нужно и явно преследовало цель исправления слабых сторон моей грешной души...

Жестоких людей, по милости Божией, я не встречал в лагере. И Ангела смерти Господь не послал ко мне за это время для исторжения моей души, еще не готовой к загробной жизни. Он только научил меня — сибарита и любителя спо­койной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессон­ные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, несколько осво­бодил меня от склонности к сентиментализму, научил це­нить Свои милости, долготерпение Свое и благость... Неуместно сейчас заниматься подробным описанием моей личной лагерной жизни. Наверное, это составило бы обстоятельный труд. Но пока за лучшее считаю предаться молчанию о прошлом и исканию трех жизненных благ: мудрости, благочестия и добродетели. Только три эти спутни­ка последуют со мной по смерти в вечность».

 

*** По словам издателей, Епископ Вениамин (Милов) совершил в своей жизни самый незаметный подвиг — стяжал добродетели терпения и смирения. Именно об отсутствии смирения в молодые годы как о своей главной немощи и причине многих скорбей го­ворил он в своем «Дневнике инока». Что знаем мы о добродетели смирения? Она есть по словам прп. Исаака Сирина - «одеяние Божества», или как говорит прп. Иоанн Лествичник - «неизреченное богатство, Божие именование и подаяние». Смирение — свойство Самого Бога: научитесь от Меня,— призывает Господь,— ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). С дивным единомыслием святые отцы говорят о смирении как об основе всех добродетелей, привлекающей дары Божии, а самый совершенный из этих даров — любовь. Эту любовь — любовь во Христе — чувствуют люди спустя многие десятилетия со дня кончины епископа Вениамина (Милова), соприкасаясь с его наследием, посещая места его упокоения. Ведь то, что проистекает от бесконечного Источника любви, не оскудевает со временем.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать