Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Виктор (Мамонтов). Таинство детства. Беседы известного духовника с родителями.
Нет дела более трудного, чем воспитание ребенка, — об этом знает, наверное, каждый. Воспитание же в ребенке христианина в сегодняшнем мире, кажется, требует столько труда, что успех в этом начинании можно приравнять уже поистине к дару свыше. Призвание христианского воспитателя начинается с того, чтобы разглядеть, почувствовать Христа в ребенке. Для такого воспитания нужно быть зрячим самому и научиться передавать этот дар другому. Эта задача может показаться непосильной, но, по сути, она куда легче, чем мы думаем. Ибо, как говорит Господь, - иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). О том, когда и как начинать христианское воспитание ребенка, говорится на страницах книги архимандрита Виктора (Мамонтова), которая вышла в свет в Изд. Никея и называется – «Таинство детства. Беседы известного духовника с родителями». ***
«Таинство детства» архимандрита Виктора (Мамонтова) — книга, которая, по мнению издателей, нужна не только родителям, но и каждому воцерковляющемуся человеку. В ней затрагиваются разные вопросы - от рождения ребенка и детской молитвы до выбора профессии и заключения брака. По словам протоиерея Владимира Зелинского, книга отца Виктора Мамонтова «помогает нести то благое, легкое бремя, которое налагает на нас присутствие Христово. Такое присутствие открывается сознательной вере, созревающей в ребенке. Веру следует бережно, осторожно, иной раз «в поте лица» выращивать, сознавая при этом, что она дается нам просто так, что она живет с нами от начала, со дня творения. Есть полезные книги, которые хорошо учат, как следует воспитывать детей».
Неторопливая беседа отца Виктора о воспитании, опубликованная на страницах этой книги, по словам отца Владимира, отчасти принадлежит к этой категории полезных книг. Она учит, прежде всего доверию к тому, что заложено во всяком человеке, и к тому, что надо лишь разбудить, проявить в нем. Однако никакой истины нельзя проявить, если не хранить в себе «негатива» этой истины, оставшейся где-то за порогом нашей памяти, в до взрослом, забытом мире. Разве не в том заключается первая из задач христианского воспитателя, чтобы прежде всего вернуться к ребенку в себе самом? Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3), - читаем мы в Евангелии слова Господа. Иисус говорит: подлинное, царственное детство — не позади, а всегда впереди вас. И называется оно святостью. Известно, что многие святые находили свой особый, им ведомый язык общения с детьми (здесь на память приходит преподобный Серафим) и чувствовали себя легко и свободно только в их обществе.
Да, по сути, все воспитание не состоит ли прежде всего в этом «обращении» в детство Христово или в святость? Если не обратитесь, не узнаете подлинную радость Благой Вести. Путь к этой радости следует искать уже с первых лет жизни. Беседа отца Виктора — и мягким тоном своим, и всем смыслом — служит не столько добрым советом, сколько пробуждению добрых, детских, Христовых чувств в самом воспитателе. В беседе с батюшкой участвовали Илья и Марина Гриц. Эта совместная работа продолжалась почти два года. Супруги часто встречались с отцом Виктором, беседовали с ним. Многое было прожито, переосмыслено. Иногда, как пишет Марина Гриц, за спиной «вырастали крылья» — таким радостным было прикосновение к тайне богообщения, к тайне замысла Божьего о человеке, к удивительному доверию Бога своим чадам. А иногда было и трудно.
По словам Ильи Грица, отец Виктор (Мамонтов) не занимал ни выдающегося, ни даже заметного места в церковной иерархии, являясь настоятелем единственного православного прихода в маленьком городке Карсава Латвийской Республики. Он любил повторять в своих проповедях: «Не важно, какое место ты занимаешь в жизни, но важно, какая у тебя душа, светишь ли ты миру, свидетельствуешь ли своей жизнью о свете Христовом или только коптишь небо». Сам архимандрит Виктор свидетельствовал, причем именно так, как учил других, — своей жизнью. Господь сберег его в тяжелые для Церкви годы в тишине латвийского захолустья. Но нельзя надолго скрыть горящий светильник — трудная дорога в Карсаву стала известна многим людям, ищущим такого свидетельства.
Устная и письменная речь отца Виктора, филолога по образованию, исключительно проста по лексике и по стилю. Он всегда говорит очень ясными и понятными словами и предложениями, не стараясь поразить собеседника изяществом слога. Когда супруги Гриц переводили на бумагу беседы с батюшкой, то старались сохранить особенности его речи. По их словам, размышления отца Виктора часто выходят за рамки конкретных вопросов, поднимая собеседника от узкоспецифических ситуаций к целостному видению человека и его жизни с Богом. Вот, например, батюшка говорит о том, что христианское воспитание должно начинаться в то время, когда ребенок еще находится в утробе матери. «Только в Церкви, отмечает он, - родители могут понять эту тайну жизни и не делать ошибок, потому что Церковь стоит на страже Духа. Пастырь, если он действительно заботится о своих пасомых, о матери, о будущем ее ребенка, должен дать родителям благоразумный совет, чтобы предотвратить те ошибки, те духовные и физические болезни, которые могут проявиться на почве греха во время плодоношения.
В нашем приходе, - рассказывает отец Виктор, - женщины во время плодоношения стараются всегда быть в храме, не пропускают воскресных служб. Ребенок, который уже через мать общался с Богом, рождается совершенно иным. Мать трудилась, пренебрегая физическими и прочими немощами, чтобы прийти в храм и участвовать в службах и тем самым приобщить будущего ребенка к жизни вечной. Потом, когда ребенок рождается, он уже органично живет в духовной атмосфере. Все, что происходило духовно с матерью, уже записано в его сердечке. И зерна вечной жизни начинают прорастать». Когда ребенок уже появился на свет, «мать-христианка, по словам батюшки, видит ребенка не как своего, хотя она его выносила и родила. Как мы можем присвоить в этом мире городскую площадь, реку, облака? Это все общее. Так и мы не принадлежим ни себе, ни матери, ни отцу, ни дедушке, ни бабушке, как бы мы их ни любили. Когда в родителях пробуждается человеческий инстинкт: «Мой, мой!» — появляется опасность разлучить ребенка с Богом, и это страшно. Да, он и мой, но ведь нельзя на этом остановиться, потому что ребенок — дар Божий, Бог дал его, и он принадлежит Богу. Всю свою жизнь он должен посвятить Богу».
По словам священника, «есть разные уровни понимания цели воспитания. Некоторые родители видят смысл воспитания своих детей в том, чтобы их хорошо накормить, одеть и дать им светское образование. Этого недостаточно. Это горизонталь жизни — природная жизнь. Душа ребенка нуждается в духовной пище и в общении с Богом. И такую пищу нужно непременно давать. Но это возможно в том случае, если сами родители ведут духовную жизнь, постоянно общаются с Богом — и дома, и в церкви. Так, например, по словам отца виктора, ребенку свойственно такое молитвенное состояние, которое он не всегда может выразить словами. Он призывает Бога сердцем и хочет что-то Ему сказать, пообщаться с Ним. Когда мы видим, что опыт молитвы уже начинает проявляться у ребенка, то должны чувствовать и охранять это молитвенное состояние. Именно охранять — мне хочется подчеркнуть это слово, - говорит батюшка. Надо стараться не разрушить его каким-то вторжением, не вносить ничего искусственного, ничего не навязывать ребенку. Для взрослого человека молитвенное состояние ребенка — всегда тайна, и эту тайну можно только наблюдать и внимательно к ней подходить.
Духовно развивает детей в семье не только молитва, но и домашнее чтение. Какая польза от домашнего чтения? Оно развивает у детей дар слушания и дар речи. Такие дети говорят правильным литературным языком. Осмысленно, с очень хорошим словарным запасом. Чтение обогащает и интеллектуально, и духовно. Оно сближает, наполняет все высоким смыслом, дает радость детям. Нужно заботиться, чтобы не вовлечь детей в пустоту и не дать вместо хлеба кукурузных палочек. Можно читать книги, которые могут быть занимательными, но они будут как глоток пустоты. Кроме того, необходимо чтение Священного Писания, потому что со словом Божиим ничто не сравнимо. Это и слово премудрости. Когда человек стремится к мудрости мира сего, то он старается много знать. А мудрость заключается не в том, чтобы знать много, а чтобы знать главное. Познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Когда человек, читая Священное Писание, примет это, тогда, не отрицая художественную и прочую литературу, он поймет несоизмеримость уровней той и другой и поймет, что Священное Писание — это пища для его духовной жизни.
*** Архимандрит Виктор (Мамонтов) стал одним из самых почитаемых священников нашего времени. В небольшой латвийский городок Карсава, где он служил больше тридцати лет, за советом к нему приезжало множество людей со всех концов страны «Я не даю советы, — говорит отец Виктор, — я сею семена». Решусь добавить, говорит протоиерей Владимир Зелинский, - это семена детства. Конечно, семена Божии давно посеяны, но, чтобы взойти, им нужна добрая почва. Им нужна душа, чей слух открыт Слову и Духу, восприимчивая к той первозданной открытости мира Божьего, которая длится, поет, радуется в нас. Научиться «быть как дети» значит также обратиться к дару творения, который наполняет всякую тварь своим неслышным звучанием. Становясь взрослыми, мы забываем о нем».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!