У книжной полки. 2 сентября

2 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Виктор (Мамонтов). Таинство детства. Беседы известного духовника с родителями.

 

Нет дела более трудного, чем воспитание ребенка, — об этом знает, наверное, каждый. Воспитание же в ребенке христианина в сегодняшнем мире, кажется, требует столько труда, что успех в этом начинании можно приравнять уже поистине к дару свыше. Призвание христианского воспитателя начинается с того, чтобы разглядеть, почувствовать Христа в ребенке. Для такого воспитания нужно быть зрячим самому и научиться передавать этот дар другому. Эта задача может показаться непосильной, но, по сути, она куда легче, чем мы думаем. Ибо, как говорит Господь, - иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). О том, когда и как начинать христианское воспитание ребенка, говорится на страницах книги архимандрита Виктора (Мамонтова), которая вышла в свет в Изд. Никея и называется – «Таинство детства. Беседы известного духовника с родителями». ***

«Таинство детства» архимандрита Виктора (Мамонтова) — книга, которая, по мнению издателей, нужна не только родителям, но и каждому воцерковляющемуся человеку. В ней затрагиваются разные вопросы - от рождения ребенка и детской молит­вы до выбора профессии и заключения брака. По словам протоиерея Владимира Зелинского, книга отца Виктора Мамонтова «помогает нести то благое, легкое бремя, которое налагает на нас присутствие Христово. Такое присутствие открывается сознательной вере, созревающей в ребенке. Веру следует бережно, осторожно, иной раз «в поте лица» выращивать, сознавая при этом, что она дается нам просто так, что она живет с нами от начала, со дня творения. Есть полезные книги, которые хорошо учат, как следует воспитывать детей».

Неторопливая беседа отца Виктора о воспитании, опубликованная на страницах этой книги, по словам отца Владимира, отчасти принадлежит к этой категории полезных книг. Она учит, прежде всего доверию к тому, что заложено во всяком человеке, и к тому, что надо лишь разбудить, проявить в нем. Однако никакой истины нельзя проявить, если не хранить в себе «негатива» этой истины, оставшейся где-то за порогом нашей памяти, в до взрослом, забытом мире. Разве не в том заключается первая из задач христианского воспитателя, чтобы прежде всего вернуться к ребенку в себе самом? Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3), - читаем мы в Евангелии слова Господа. Иисус говорит: подлинное, царственное детство — не позади, а всегда впереди вас. И называется оно святостью. Известно, что многие святые находили свой особый, им ведомый язык общения с детьми (здесь на память приходит преподобный Серафим) и чувствовали себя легко и свободно только в их обществе.

Да, по сути, все воспитание не состоит ли прежде всего в этом «обращении» в детство Христово или в святость? Если не обратитесь, не узнаете подлинную радость Благой Вести. Путь к этой радости следует искать уже с первых лет жизни. Беседа отца Виктора — и мягким тоном своим, и всем смыслом — служит не столько добрым советом, сколько пробуждению добрых, детских, Христовых чувств в самом воспитателе. В беседе с батюшкой участвовали Илья и Марина Гриц. Эта совместная работа продолжалась почти два года. Супруги часто встречались с отцом Виктором, беседовали с ним. Многое было прожито, переосмыслено. Иногда, как пишет Марина Гриц, за спиной «вырастали крылья» — таким радостным было прикосновение к тайне богообщения, к тайне замысла Божьего о человеке, к удивительному доверию Бога своим чадам. А иногда было и трудно.

По словам Ильи Грица, отец Виктор (Мамонтов) не занимал ни выдающегося, ни даже заметного места в церковной иерархии, являясь настоятелем единственного православного прихода в маленьком городке Карсава Латвийской Республики. Он любил повторять в своих проповедях: «Не важно, какое место ты занимаешь в жизни, но важно, какая у тебя душа, светишь ли ты миру, свидетельствуешь ли своей жизнью о свете Христовом или только коптишь небо». Сам архимандрит Виктор свидетельствовал, причем именно так, как учил других, — своей жизнью. Господь сберег его в тяжелые для Церкви годы в тишине латвийского захолустья. Но нельзя надолго скрыть горящий светильник — трудная дорога в Карсаву стала известна многим людям, ищущим такого свидетельства.

Устная и письменная речь отца Виктора, филолога по образованию, исключительно проста по лексике и по стилю. Он всегда говорит очень ясными и понятными словами и предложениями, не стараясь поразить собеседника изяществом слога. Когда супруги Гриц переводили на бумагу беседы с батюшкой, то старались сохранить особенности его речи. По их словам, размышления отца Виктора часто выходят за рамки конкретных вопросов, поднимая собеседника от узкоспецифических ситуаций к целостному видению человека и его жизни с Богом. Вот, например, батюшка говорит о том, что христианское воспитание должно начинаться в то время, когда ребенок еще находится в утробе матери. «Только в Церкви, отмечает он, - родители могут понять эту тайну жизни и не делать ошибок, потому что Церковь стоит на страже Духа. Пастырь, если он действительно заботится о своих пасомых, о матери, о будущем ее ребенка, должен дать родителям благоразумный совет, чтобы предотвратить те ошибки, те духовные и физические болезни, которые могут проявиться на почве греха во время плодоношения.

В нашем приходе, - рассказывает отец Виктор, - женщины во время плодоношения стараются всегда быть в храме, не пропускают воскресных служб. Ребенок, который уже через мать общался с Богом, рождается совершенно иным. Мать трудилась, пренебрегая физическими и прочими немощами, чтобы прийти в храм и участвовать в службах и тем самым приобщить будущего ребенка к жизни вечной. Потом, когда ребенок рождается, он уже орга­нично живет в духовной атмосфере. Все, что проис­ходило духовно с матерью, уже записано в его сер­дечке. И зерна вечной жизни начинают прорастать». Когда ребенок уже появился на свет, «мать-христианка, по словам батюшки, видит ребенка не как своего, хотя она его выносила и родила. Как мы можем при­своить в этом мире городскую площадь, реку, облака? Это все общее. Так и мы не принадлежим ни себе, ни матери, ни отцу, ни дедушке, ни бабушке, как бы мы их ни любили. Когда в родителях пробуждается человеческий инстинкт: «Мой, мой!» — появляется опасность разлучить ребенка с Богом, и это страшно. Да, он и мой, но ведь нельзя на этом остановиться, потому что ребенок — дар Божий, Бог дал его, и он принадлежит Богу. Всю свою жизнь он должен посвятить Богу».

По словам священника, «есть разные уровни понимания цели воспитания. Некоторые родители видят смысл воспитания своих детей в том, чтобы их хорошо накормить, одеть и дать им светское образование. Этого недостаточно. Это горизонталь жизни — природная жизнь. Душа ребенка нуждается в духовной пище и в общении с Богом. И такую пищу нужно непременно давать. Но это возможно в том случае, если сами родители ведут духовную жизнь, постоянно общаются с Богом — и дома, и в церкви. Так, например, по словам отца виктора, ребенку свойственно такое молитвенное состояние, которое он не всегда может выразить словами. Он призывает Бога сердцем и хочет что-то Ему сказать, пообщаться с Ним. Когда мы видим, что опыт молитвы уже начи­нает проявляться у ребенка, то должны чувство­вать и охранять это молитвенное состояние. Имен­но охранять — мне хочется подчеркнуть это слово, - говорит батюшка. Надо стараться не разрушить его каким-то вторже­нием, не вносить ничего искусственного, ничего не навязывать ребенку. Для взрослого человека молит­венное состояние ребенка — всегда тайна, и эту тай­ну можно только наблюдать и внимательно к ней подходить.

Духовно развивает детей в семье не только молитва, но и домашнее чтение. Какая польза от домашнего чтения? Оно разви­вает у детей дар слушания и дар речи. Такие дети говорят правильным литературным языком. Осмыс­ленно, с очень хорошим словарным запасом. Чтение обогащает и интеллектуально, и духовно. Оно сбли­жает, наполняет все высоким смыслом, дает радость детям. Нужно заботиться, чтобы не вовлечь детей в пустоту и не дать вместо хлеба кукурузных пало­чек. Можно читать книги, которые могут быть зани­мательными, но они будут как глоток пустоты. Кроме того, необходимо чтение Священного Писания, потому что со словом Божиим ничто не сравнимо. Это и слово премудрости. Когда человек стремится к мудрости мира сего, то он ста­рается много знать. А мудрость заключается не в том, чтобы знать много, а чтобы знать главное. Познай­те истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Когда человек, читая Священное Писание, при­мет это, тогда, не отрицая художественную и прочую литературу, он поймет несоизмеримость уровней той и другой и поймет, что Священное Писание — это пища для его духовной жизни.

 

*** Архимандрит Виктор (Мамонтов) стал одним из самых почитаемых священников нашего времени. В небольшой латвийский городок Карсава, где он служил больше тридцати лет, за советом к нему приезжало множество людей со всех концов страны «Я не даю советы, — говорит отец Виктор, — я сею семена». Решусь добавить, говорит протоиерей Владимир Зелинский, - это семена детства. Конечно, семена Божии давно посеяны, но, чтобы взойти, им нужна добрая почва. Им нужна душа, чей слух открыт Слову и Духу, восприимчивая к той первозданной открытости мира Божьего, которая длится, поет, радуется в нас. Научиться «быть как дети» значит также обратиться к дару творения, который наполняет всякую тварь своим неслышным звучанием. Становясь взрослыми, мы забываем о нем».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать