У книжной полки. 2 мая

2 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Владимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых святых.

 

Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Этими словами Господь призывает не только апостолов, но и их последователей, епископов и священников, к проповеди Слова Божия. Во все времена Священное Писание являлось и является неисчерпаемым источником для проповедника, обогащающим не только его душу, но и души слушающих его. Однако, как говорит святитель Лука Крымский, «не только Священное Писание», - этот «главнейший источник света духовного», - помогает нам «на трудном пути исполнения заповедей Христовых и спасения душ» наших, но и Жития святых». Потому как святые в своей жизни воплощали Евангелие. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу митрополита Омского и Таврического Владимира, в которой собраны «Слова в дни памяти особо чтимых святых». ***

Месяц, которым начинается весна. Март. Весной солнечные лучи становятся теплыми и ласко­выми. Травы покрывают землю ярким ковром. Одева­ются листвой деревья. Расцветают и благоухают цве­ты. Повсюду разносится ликующее птичье пение. Все это для нас — обычные земные радости. Но об этом месяце Господь сказал служителям Своим Моисею и Аарону и всем древним израильтянам: Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года (Исх. 12,2). Земная весна напоминает нам о весне Вселенной — о начале времен, когда был создан этот мир со всеми его красотами. Любуясь весенним расцветом творения, мы неизбеж­но устремляемся мыслью к Творцу. В этом месяце, по мнению святых отцов, Всевыш­ний показал в видении первому человеку Адаму, а за­тем и пророку-Боговидцу Моисею картину сотворения мира, чтобы знали люди своего Создателя и видели величие свершений Его.

В этом месяце Господь вывел древних израильтян из египетского рабства и потопил в море гнавшегося за ними фараона вместе с его войском — то был образ грядущей победы Господа Иисуса Христа над сила­ми зла, преобразование освобождения человечества из диавольского рабства. В этом месяце среди суровой ветхозаветной зимы явилась падшему миру весенняя весть о спасении — Архангел воспел смиренной Деве Марии. Наконец, в этом весеннем месяце совершилась тайна Жертвенной любви Божией. Отдал Себя на Распятие за нас и воскрес ради нас Господь Иисус — Кровью Своею выкупил человечество из сатанинского плена, вывел из ада праотца Адама и праматерь Еву и всех древних праведников, Воскресением Своим победил смертность человеческого рода, чтобы впоследствии Вознесением Своим указать людям путь в Царство Небесного Отца и привести на землю Бога Духа Святого, обитающего в душах верных Своею благодатью. Так явилась людям полнота времен — полнота Божественной любви.

Со слова «О начале времен» открывается и настоящая книга. Ею Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию цикла богослужебных проповедей митропо­лита Омского и Таврического Владимира. Сборник под названием - «Слова в дни памяти особо чтимых святых» (том первый) включает в себя 40 проповедей, посвященных памяти отдельных святых Вселенской и Русской Церкви и отдельным событиям, связанным с ними (день кончины, обретения мощей, прославления и т.п.). И объемлет весенний период в три месяца: с марта по май. В проповедях житийные материалы совмещают­ся с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, прелом­ляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора.

Как говорится в предисловии книги, традиционно многие церковные проповедники наряду с толкованием чтений из Священного Писания посвяща­ли свои проповеди изложению житий святых угодников Божиих. Ибо, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «невозможно не праздновать памяти святых». Значение святых угодников Божиих, как замечает святой Иоанн, в том, что на их крови «созидается Церковь», и «поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображе­ния начертываются». И, как пишет митрополит Владимир, «святые в народе Божием играют роль совести». Но значение святых для нас заключается и в том, что мы можем обращаться к ним за помощью в молитвах.

Об этом также свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин, говоря, что святые «при содействии Бога сделались страшными для врагов и благодетелями для приходящих [к ним] с верою не как к богам и благодетелям по приро­де, но как к слугам и служителям Бога и как к таким, ко­торые вследствие своей любви к Нему получили счастли­вый удел — дерзновение [или свободный к Богу доступ]». Таким образом, святые становятся нашими духовными руководителями на пути к спасению. Ведь, как говорит митрополит Владимир, «путь христианина к спасению труден, опасен, скользок и крут... Так тяжела эта дорога, потому что она проходит через мир, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19). На высо­ком поприще необходимы проводники, знающие прямую тропу, могущие предостеречь от опасностей и гибельных блужданий: таковы святые отцы, доблестно совершившие восхождение в Горнее Царствие».

Впрочем, как отмечают издатели, взгляд митрополита Владимира на пути угод­ников Божиих к святости далек от елейно-сусального. По его словам, «христианская святость вовсе не означает идеаль­ности и безгрешности. Более того, святые на своем пути, бывало, что впадали и в некоторые заблуждения, ведь все мы — люди, и нам свойственно ошибаться. Но в этом кро­ется и великая для нас надежда — никакая ошибка, пусть даже самая большая, не может закрыть нам путь к спасе­нию и святости. Лишь бы мы вовремя осознали эту ошибку, а осознав, — покаялись, и покаялись деятельно». Ведь «и в житиях святых мы находим немало примеров, когда вершин святости достигали самые простые люди, и даже бывшие разбойники». Эти разные пути, приводящие разных людей к святости, и раскрываются и в проповедях архипастыря.

Взять к примеру нелегкий путь святой, память которой совершается сегодня, 2 мая. Это блаженная Матрона Московская. Как часто, - отмечает Владыка, - на при­зывы задуматься о своей жизни, пересмотреть ее, хотя бы попытаться начать жить по-христиански, а не по требованиям и условностям мира сего слы­шишь в ответ: «Да ведь мы не святые! То — Еванге­лие, а то — жизнь! Я простой человек, и живется мне нелегко». В таких случаях полезно вспомнить именно житие святой Матроны. Вкратце всё, что выпало на ее долю, можно описать так: «нежеланный ребенок в семье, к тому же безнадежный инвалид, которого с рождения обижа­ли все кому не лень... Дальше больше: на семна­дцатом году у слепой Матроны парализовало ноги на всю оставшуюся жизнь: целых пятьдесят лет она оказалась прикованной к постели. Пришлось ей пере­жить и революцию, и Гражданскую войну, и гонения на веру, и Великую Отечественную войну со всеми ее тяжкими лишениями... И все это — отнюдь не в кругу любящей, заботливой семьи, а среди чужих людей, скитаясь с квартиры на квартиру, питаясь чужим пода­янием».

Но озлобилась ли праведница, возроптала ли она на Бога, сказала ли она, что ей и так тяжело, чтоб еще и жить по-Евангельски. Мы знаем, что нет. Свою жизнь слепая пара­лизованная Матрона посвятила преображению своей души. «Она молилась Богу, прося просве­тить ее и наставить, как и чем может она, немощная и неученая, послужить Ему и людям. В том же, что по­служить Богу и ближним так или иначе может любой человек, — праведница не сомневалась. Она неустанно стремилась познать волю Божию, чтобы неразрывно соединить с ней свою собственную волю, стать оруди­ем, проводником и соработником Божественной воли в человеческом мире, — и Бог, откликаясь на эти иск­ренние поиски и вопрошания, просвещал Свое вер­ное чадо, подавая ей такую духовную мудрость, ка­кой трудно было бы ожидать от простой крестьянки, с самых ранних лет на себе испытавшей все челове­ческие несправедливости». И впоследствии она «стала одним из тех немногих «духовных островков» на обширном про­странстве России, … к которым, как к светлым маякам у кром­ки бушующего ночного моря, стремились отовсюду страждущие души, жаждущие утешения и духовного исцеления, стремящиеся вновь обрести утерянный было путь к Богу».

 

*** Рассказывая о жизни святых людей - просто, но ярко и убедительно, - митрополит Владимир также предлагает задуматься над вопросом, каким способом мы можем почтить их память? А чего бы хотели от нас сами святые? Чем бы мы могли их порадовать? Как говорит владыка, «чтобы лучше понять, чего хотят святые, можно обратиться к творениям одного из самых великих из них — апостола Павла. Чего он просит от своих духовных чад? Составлять в честь него молитвы или окружать иными знаками почтения? Вовсе нет! «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу!» (1 Кор. 4, 16) — восклицает апостол в одном из сво­их Посланий к пастве. А это значит, что лучший способ почитания святых — подражать их жизни и следовать их мудрым наставлениям, основанным на Господних заповедях». Эта книга поможет узнать лучше житие того или иного святого и осмысленно участвовать в бого­служебной молитве. Полезной ока­жется данная книга и для священников при составлении проповеди, и в целом, как надеется редакция, найдет сво­его самого широкого благодарного читателя.

 

 

 

________________________________________________________________________________________

Как пророчески писал святитель Иоанн Шан­хайский, «Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира». Редакция полагает, что книга митрополита Владимира вне­сет свою лепту в исполнение этого святого пророчества. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать