Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Владимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых святых.
Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Этими словами Господь призывает не только апостолов, но и их последователей, епископов и священников, к проповеди Слова Божия. Во все времена Священное Писание являлось и является неисчерпаемым источником для проповедника, обогащающим не только его душу, но и души слушающих его. Однако, как говорит святитель Лука Крымский, «не только Священное Писание», - этот «главнейший источник света духовного», - помогает нам «на трудном пути исполнения заповедей Христовых и спасения душ» наших, но и Жития святых». Потому как святые в своей жизни воплощали Евангелие. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу митрополита Омского и Таврического Владимира, в которой собраны «Слова в дни памяти особо чтимых святых». ***
Месяц, которым начинается весна. Март. Весной солнечные лучи становятся теплыми и ласковыми. Травы покрывают землю ярким ковром. Одеваются листвой деревья. Расцветают и благоухают цветы. Повсюду разносится ликующее птичье пение. Все это для нас — обычные земные радости. Но об этом месяце Господь сказал служителям Своим Моисею и Аарону и всем древним израильтянам: Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года (Исх. 12,2). Земная весна напоминает нам о весне Вселенной — о начале времен, когда был создан этот мир со всеми его красотами. Любуясь весенним расцветом творения, мы неизбежно устремляемся мыслью к Творцу. В этом месяце, по мнению святых отцов, Всевышний показал в видении первому человеку Адаму, а затем и пророку-Боговидцу Моисею картину сотворения мира, чтобы знали люди своего Создателя и видели величие свершений Его.
В этом месяце Господь вывел древних израильтян из египетского рабства и потопил в море гнавшегося за ними фараона вместе с его войском — то был образ грядущей победы Господа Иисуса Христа над силами зла, преобразование освобождения человечества из диавольского рабства. В этом месяце среди суровой ветхозаветной зимы явилась падшему миру весенняя весть о спасении — Архангел воспел смиренной Деве Марии. Наконец, в этом весеннем месяце совершилась тайна Жертвенной любви Божией. Отдал Себя на Распятие за нас и воскрес ради нас Господь Иисус — Кровью Своею выкупил человечество из сатанинского плена, вывел из ада праотца Адама и праматерь Еву и всех древних праведников, Воскресением Своим победил смертность человеческого рода, чтобы впоследствии Вознесением Своим указать людям путь в Царство Небесного Отца и привести на землю Бога Духа Святого, обитающего в душах верных Своею благодатью. Так явилась людям полнота времен — полнота Божественной любви.
Со слова «О начале времен» открывается и настоящая книга. Ею Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию цикла богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира. Сборник под названием - «Слова в дни памяти особо чтимых святых» (том первый) включает в себя 40 проповедей, посвященных памяти отдельных святых Вселенской и Русской Церкви и отдельным событиям, связанным с ними (день кончины, обретения мощей, прославления и т.п.). И объемлет весенний период в три месяца: с марта по май. В проповедях житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора.
Как говорится в предисловии книги, традиционно многие церковные проповедники наряду с толкованием чтений из Священного Писания посвящали свои проповеди изложению житий святых угодников Божиих. Ибо, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «невозможно не праздновать памяти святых». Значение святых угодников Божиих, как замечает святой Иоанн, в том, что на их крови «созидается Церковь», и «поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются». И, как пишет митрополит Владимир, «святые в народе Божием играют роль совести». Но значение святых для нас заключается и в том, что мы можем обращаться к ним за помощью в молитвах.
Об этом также свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин, говоря, что святые «при содействии Бога сделались страшными для врагов и благодетелями для приходящих [к ним] с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога и как к таким, которые вследствие своей любви к Нему получили счастливый удел — дерзновение [или свободный к Богу доступ]». Таким образом, святые становятся нашими духовными руководителями на пути к спасению. Ведь, как говорит митрополит Владимир, «путь христианина к спасению труден, опасен, скользок и крут... Так тяжела эта дорога, потому что она проходит через мир, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19). На высоком поприще необходимы проводники, знающие прямую тропу, могущие предостеречь от опасностей и гибельных блужданий: таковы святые отцы, доблестно совершившие восхождение в Горнее Царствие».
Впрочем, как отмечают издатели, взгляд митрополита Владимира на пути угодников Божиих к святости далек от елейно-сусального. По его словам, «христианская святость вовсе не означает идеальности и безгрешности. Более того, святые на своем пути, бывало, что впадали и в некоторые заблуждения, ведь все мы — люди, и нам свойственно ошибаться. Но в этом кроется и великая для нас надежда — никакая ошибка, пусть даже самая большая, не может закрыть нам путь к спасению и святости. Лишь бы мы вовремя осознали эту ошибку, а осознав, — покаялись, и покаялись деятельно». Ведь «и в житиях святых мы находим немало примеров, когда вершин святости достигали самые простые люди, и даже бывшие разбойники». Эти разные пути, приводящие разных людей к святости, и раскрываются и в проповедях архипастыря.
Взять к примеру нелегкий путь святой, память которой совершается сегодня, 2 мая. Это блаженная Матрона Московская. Как часто, - отмечает Владыка, - на призывы задуматься о своей жизни, пересмотреть ее, хотя бы попытаться начать жить по-христиански, а не по требованиям и условностям мира сего слышишь в ответ: «Да ведь мы не святые! То — Евангелие, а то — жизнь! Я простой человек, и живется мне нелегко». В таких случаях полезно вспомнить именно житие святой Матроны. Вкратце всё, что выпало на ее долю, можно описать так: «нежеланный ребенок в семье, к тому же безнадежный инвалид, которого с рождения обижали все кому не лень... Дальше больше: на семнадцатом году у слепой Матроны парализовало ноги на всю оставшуюся жизнь: целых пятьдесят лет она оказалась прикованной к постели. Пришлось ей пережить и революцию, и Гражданскую войну, и гонения на веру, и Великую Отечественную войну со всеми ее тяжкими лишениями... И все это — отнюдь не в кругу любящей, заботливой семьи, а среди чужих людей, скитаясь с квартиры на квартиру, питаясь чужим подаянием».
Но озлобилась ли праведница, возроптала ли она на Бога, сказала ли она, что ей и так тяжело, чтоб еще и жить по-Евангельски. Мы знаем, что нет. Свою жизнь слепая парализованная Матрона посвятила преображению своей души. «Она молилась Богу, прося просветить ее и наставить, как и чем может она, немощная и неученая, послужить Ему и людям. В том же, что послужить Богу и ближним так или иначе может любой человек, — праведница не сомневалась. Она неустанно стремилась познать волю Божию, чтобы неразрывно соединить с ней свою собственную волю, стать орудием, проводником и соработником Божественной воли в человеческом мире, — и Бог, откликаясь на эти искренние поиски и вопрошания, просвещал Свое верное чадо, подавая ей такую духовную мудрость, какой трудно было бы ожидать от простой крестьянки, с самых ранних лет на себе испытавшей все человеческие несправедливости». И впоследствии она «стала одним из тех немногих «духовных островков» на обширном пространстве России, … к которым, как к светлым маякам у кромки бушующего ночного моря, стремились отовсюду страждущие души, жаждущие утешения и духовного исцеления, стремящиеся вновь обрести утерянный было путь к Богу».
*** Рассказывая о жизни святых людей - просто, но ярко и убедительно, - митрополит Владимир также предлагает задуматься над вопросом, каким способом мы можем почтить их память? А чего бы хотели от нас сами святые? Чем бы мы могли их порадовать? Как говорит владыка, «чтобы лучше понять, чего хотят святые, можно обратиться к творениям одного из самых великих из них — апостола Павла. Чего он просит от своих духовных чад? Составлять в честь него молитвы или окружать иными знаками почтения? Вовсе нет! «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу!» (1 Кор. 4, 16) — восклицает апостол в одном из своих Посланий к пастве. А это значит, что лучший способ почитания святых — подражать их жизни и следовать их мудрым наставлениям, основанным на Господних заповедях». Эта книга поможет узнать лучше житие того или иного святого и осмысленно участвовать в богослужебной молитве. Полезной окажется данная книга и для священников при составлении проповеди, и в целом, как надеется редакция, найдет своего самого широкого благодарного читателя.
________________________________________________________________________________________
Как пророчески писал святитель Иоанн Шанхайский, «Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира». Редакция полагает, что книга митрополита Владимира внесет свою лепту в исполнение этого святого пророчества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!