Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Письма святителя Филарета Московского.
Письма к Екатерине Владимировне Новосильцевой.
Письма к игумении Марии (Тучковой), настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря, и к Варваре Михаиловне Нарышкиной.
По словам профессора Александра Ивановича Яковлева, исследователя трудов святителя Филарета Московского, Владыка «стал первым иерархом Русской Церкви в 19 веке, фактическим Патриархом при отсутствии патриаршества и оказал глубокое влияние на всю церковную и светскую жизнь страны. Господь даровал ему глубокий ум и гениальные способности. У него была огромная энергия и сильная воля. Однако решающую роль в формировании личности святителя сыграл его свободный выбор - служение Богу, а не миру. Всего себя он отдал Господу, и Господь позволил святителю Филарету послужить Ему во всю широту его богатой натуры, талантов и способностей». Он оставил нам огромное богатство своих богословских трудов и неисчерпаемых по мысли и чувству проповедей. А кроме того письма, которые свидетельствуют о таких качествах святителя, как духовничество и старчество. И сегодня на нашей книжной полке находится два небольших сборника избранных писем митрополита Филарета, выпущенные в свет издательством СТСЛ. ***
Итак, на страницах этих двух изданий небольшого и удобного формата собраны письма святителя Филарета, митрополита Московского к трем женщинам светского и духовного звания . Первый из сборников называется «Письма к Екатерине Владимировне Новосильцевой». Эти письма, по словам издателей, адресованы одной из редких женщин, чей жизненный путь проходил под духовным окормлением московского архипастыря. Екатерина Владимировна Новосильцева, урожденная графиня Орлова, дочь графини Елизаветы Ивановны и графа Владимира Григорьевича Орловых, двоюродная сестра известной благотворительницы графини А. А. Орловой-Чесменской, принадлежала к избранному кругу московской аристократии, сложившемуся вокруг архиепископа Филарета с назначением его на Московскую кафедру.
Почитателей святителя объединяло желание жить по евангельским заповедям, стремление к духовному совершенству. Их щедрая благотворительность способствовала осуществлению многих церковно-социальных проектов, направленных на улучшение быта духовенства и московской паствы, а та искренняя любовь, которую питали они к своему архипастырю, служила ему поддержкой в многотрудном святительском служении. После того как единственный сын Новосильцевых Владимир в 1825 г. был убит на дуэли, Екатерина Владимировна отказалась от светской жизни — никого не посещала, выезжала только в церковь, всецело предалась молитве и делам благотворения. «Я убийца моего сына, — говорила она святителю, которого часто посещала на Троицком Сухаревском подворье, — помолитесь, Владыка, чтобы я скорее умерла», и святитель Филарет, « по глубокому своему в ней участию, руководил и самую скорбь ее — до величайшей самопреданности воле Божией ».
О жизни Новосильцевой, при первой публикации писем к ней московского святителя, сообщалось довольно скупо: « Сначала она жила около Новоспасского монастыря, а затем заперлась в своем доме на Страстном бульваре. Уже позднее она поселилась в имении Отрада у отца, за которым ухаживала до его смерти. Граф Орлов умер в Москве 28 февраля 1831 г. в присутствии дочери, не отходившей от его постели. До конца своей долгой и одинокой жизни она оставалась другом и покровительницей бедных и несчастных. Скончалась она 31 октября 1849 г. ». Сообщая Андрею Николаевичу Муравьеву, путешествовавшему по Востоку, о кончине Новосильцевой, митрополит Филарет писал: « Поручала кланяться Вам и Екатерина Владимировна Новосильцева, но уже перестала. Быв больна четыре дня, напутствовав себя Таинствами Тела Христова и елеоосвящения, она отыде в неведомый путь с миром, благословляемая и оплакиваемая многими, которые пользовались ее благотворениями ».
В письмах к Новосильцевой святитель Филарет предстает как опытный духовный наставник, бережно направлявший вверенную ему душу к жизни во Христе. Его духовные советы «представляют образец истинно-пастырского руководствования души, стремившейся к христианскому совершенству». Вместе с тем письма московского святителя приоткрывают завесу, которая скрывала от постороннего взора его внутренний мир, о котором при жизни Филарета догадывались лишь немногие — те, кто составлял узкий круг его доверенных лиц. Здесь затронуты важнейшие аспекты православной аскетики, пронизанной светом евангельского благовестия - фундамента богословия и миросозерцания святителя, глубоко укорененного в православной духовной традиции. Письма митрополита Филарета, в силу своего историко-церковного и богословского значения, составляют золотой фонд богословской святоотеческой мысли.
Второй сборник, который мы предлагаем вашему вниманию, содержит «Письма к игумении Марии (Тучковой), настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря, и к Варваре Михаиловне Нарышкиной». Эти письма выдающегося российского иерарха адресованы родным сестрам, представительницам двух знаменитых родов — Нарышкиных и Волконских - Маргарите Михайловне Тучковой, (урожденной Нарышкиной), ставшей впоследствии игуменией Марией и Варваре Михайловне Нарышкиной. Помимо кровного родства игумению Марию и Варвару Нарышкину объединяло родство духовное — они принадлежали к ближайшему окружению московского святителя и находились под его духовным водительством.
Мудрое руководство и бесценные советы митрополита Филарета помогали сестрам выстоять в тяжелых испытаниях, выпавших на их долю. После гибели мужа Александра Алексеевича Тучкова в Бородинском сражении Маргарита Михайловна выстроила на Бородинском поле церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа и подолгу проживала в домике, возведенном для нее рядом с церковью. После смерти в 1826 г. сына Николая она всецело посвятила себя делам благотворительности и молитвы, основав Спасское женское общежитие для вдов и сирот героев Отечественной войны 1812 года, высочайше утвержденное в 1833 г. В июле 1836 г. в Троице-Сергиевой Лавре Маргарита Михайловна приняла малый постриг с именем Мелания, а в следующем году, в день преподобной Мелании Римлянины, Спасское общежитие получило статус общежительного монастыря. В 1840 г. инокиня Мелания была пострижена святителем Филаретом в мантию с именем Мария и возведена в сан игумении.
Но если об игумении Марии и основанной ею обители было известно по всей России, то о младшей ее сестре, Варваре Михайловне, жизнь которой протекала преимущественно в сокровенной тишине московской усадьбы Нарышкиных, было известно лишь очень немногим, и до настоящего времени она незаслуженно продолжает оставаться в тени знаменитой сестры-игумении. Оставаясь в миру, Варвара Михайловна вела по существу монашеский образ жизни, посвятив себя самоотверженному служению близким. Она была одной из известных московских благотворительниц, ее имя называлось в числе наиболее усердных друзей Алтайской духовной миссии, начальником которой был архимандрит Макарий (Глухарев).
При слабом здоровье, еще более надорванном уходом за больными родителями и их последовавшей одна за другой кончиной, Варваре Михайловне был присущ тот высокий духовный настрой, который особенно ценился Филаретом Московским. Неслучайно адресованные к ней письма святителя отличаются особой проникновенностью и глубиной. Так, сопереживая болезненному состоянию Варвары Михайловны, святитель предписывает ей следующее духовное врачевство: « Утишайте душу кротким дыханием имени Иисусова, а порывистые ветры беспокойных и непостоянных мыслей останавливайте и удаляйте, и тогда, может быть, обратно состояние духа будет действовать на состояние тела ». Нарышкина, со своей стороны, отвечала ему той абсолютной преданностью, которая давала повод недоброжелателям святителя причислять ее к «главным агентам Филарета в Москве». Не менее тесные духовные отношения связывали митрополита Филарета с игуменией Марией (Тучковой), которая считала его духовным отцом и руководствовалась советами святителя как в деле личного спасения, так и в деле устроения обители. В приложении к письмам помещается очерк Екатерины Владимировны Новосильцевой - «Спасо-Бородинский монастырь и его основательница».
*** В 2013 году письма святителя Филарета к Екатерине Владимировне Новосильцевой, Варваре Михаиловне Нарышкиной и к игумений Марии (Тучковой) были опубликованы издательством СТСЛ в составе сборника «Переписка с современницами». Эти письма, занимающие особое место в эпистолярном наследии святителя, позволят читателю проследить пути духовного совершенствования трех замечательных представительниц монашеской и светской элиты под пастырским руководством московского святителя-подвижника. В силу своего историко-церковного и богословского значения эта переписка митрополита Филарета является важной частью его эпистолярного наследия. Она знакомит читателей с характером духовной жизни, церковного благочестия и благотворительности современных святите лю представительниц российского общества и женского монашества. А также позволяет оценить масштаб повседневных забот Московского архипастыря, в том числе и как духовного наставника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Казань. Сбор пасхальных подарков для детей из многодетных семей
Санкт-Петербург. II Фестиваль колокольных звона «Звоны Северной Столицы»
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!