У книжной полки. 19 января

19 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Владимир (Иким). Вечное сокровище: Заря Богоявления.

 

Вечным сокровищем, которое даровал Господь Церкви через пророков и апостолов, является Священное Писание. Это сокровище Церковь не только бережно хранит, изучает, толкует, но главное - живет им. И в частности жизнь Библии в Церкви, как живого слова Божиего, происходит за богослужением, где ежедневно утром за литургией, а в особые и праздничные дни и на вечернем богослужении читаются отрывки из Нового Завета. К церковной проповеди призван всякий свя­щенник, и в особенности епископ. Традиционно, издревле, многие церковные проповедники посвящали свои поучения толкованию Евангельского или Апостоль­ского чтения. Этой традиции следует и ми­трополит Омский и Таврический Владимир. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию его очередную книгу, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется - «Вечное сокровище: Заря Богоявления». Об этой книге – далее наш рассказ. ***

Издательство «Сибирская Благозвонница» продол­жает публикацию цикла богослужебных экзегетиче­ских проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) под названием «Вечное сокрови­ще» и представляет читателю четвертый его том «Заря Богоявления». Напомним, что публикация проповеднического цик­ла митрополита Владимира была начата такими книгами автора, как «Врата покаяния» (содержит проповеди пе­риода Великого поста по богослужениям Постной Три­оди) и «Сияние Пасхи», где толкуются богослужебные Евангельские и Апостольские чтения, читаемые в храме на Литургии на богослужениях Цветной Триоди — с Пасхи и до праздника Пятидесятницы.

Цикл под названием «Вечное сокровище» осущест­вляет важный замысел автора по толкованию всех го­дичных библейских чтений православного богослуже­ния и включает в себя четыре тома слов (проповедей) на каждодневное Евангельское и Апостольское чтение за Литургией. Книга «Заря Богоявления» объемлет восемь седмиц (недель) богослужебного круга (недели 26-33 по Пятидесятнице), всего 56 дней (это двухмесячный пе­риод, выпадающий на конец ноября — начало февраля светского календаря), и состоит из 112 проповедей, про­изнесенных автором в разные годы его церковного служе­ния. Первый том «Вечного сокровища» — «Благоухание Пятидесятницы» был посвящен первым девяти неделям по Пятидесятнице, второй том «Свет Преображения» — следующим девяти неделям, третий том «Под сенью Крестовоздвижения» — еще следующим девяти неделям.

Данный том назван «Заря Богоявления», потому что толкуемый в книге богослужебный период, как пра­вило, проходит под знаком великих двунадесятых цер­ковных праздников — Рождества, празднуемого Святой Церковью 7 января (по новому стилю), а также Креще­ния Господа Иисуса Христа на Иордане, празднуемого Святой Церковью 19 января (по новому стилю), кото­рые в древности нередко объединялись в один праздник под общим названием Богоявления. Боговоплощение, или Богоявление, есть важней­шее событие Богочеловеческой истории, истории До­мостроительства спасения человеческого рода, как об этом громогласно взывал святой апостол Павел: бес­прекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16).

Как пишет митрополит Владимир, обозревая историю Домостроительства, «завистью диавола в жизнь человеческую вошла смерть. Но Сын Бо­жий пришел на землю и воплотился, чтобы сокрушить ее жало, чтобы вернуть людям свободу и надежду на Воскресение, на жизнь вечную на небесах. В тот мо­мент воссияла всем нам заря Богоявления. Величайшей и животворящей благодатью Божией все мы, верующие люди, стали истинно облагодетельствованы. Господь го­ворит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10)» (с. 727). Весь предшествую­щий ветхозаветный период был лишь приуготовлением к этому Таинству Богоявления — Боговоплощения. По учению святого апостола Павла, иудейский закон не даровал спасение человечеству, а служил лишь к пока­занию бессилия человеческих сил для спасения, даже для исполнения самого закона, и приуготовлял к явле­нию Бога во плоти.

Бог готовил человечество и ожидал ответной готовности его к восприятию Богоявления. Ждали этого Богоявления и скончавшиеся, но пребыва­ющие своими душами во аде ветхозаветные праведники и пророки, еще прежде предвидевшие это событие в духе свыше: «Не по причине порочности или недостаточной праведности, ветхозаветные пророки не могли насла­диться пришествием Спасителя, хотя трепетно ждали Мессию, но по ненаступившему еще временному сроку свершения этого Божественного обетования. Потому-то и Сам Спаситель говорит: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф. 13,17). Не видели же, потому что не пришел еще срок сверше­ния Божественного обещания о спасении мира, пока не взошла над миром заря Богоявления» (с. 744). «Святи­тель Иоанн Златоуст поясняет: "Когда пророки ничего не добились, когда не помогли Ангелы и Архангелы, ни все видимое и невидимое творение... тогда благово­лил явиться Сам [Бог], показывая этим, что в этом деле нужна была сила Божественная".

Тогда-то и произошло таинство Боговоплощения, Рождества Сына Божия. Тогда весь мир стал озарен Вифлеемским светом — за­рею Богоявления, просвещающей наши сердца и умы невещественным огнем Божественной благодати и под­готавливающей нас к восприятию Богатства славного наследия (Еф. 1,18) вечных благ Царства Небесного во Христе Иисусе Господе нашем» (с. 349). Наконец «на­стало время, предопределенное прежде всех веков, и над греховным человечеством воссияла заря Богоявления во плоти. Сам Бог сошел на землю ради нашего спасения, облекшись в нашу плоть и искупил нас от греха, прокля­тия и смерти» (с. 674). «Иисус Христос — Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, рожденный прежде всех веков, прежде мира, от Отца, и, приняв уча­стие в сотворении мира и человека, воплощаясь, прихо­дит на землю, является к нам во плоти, становится Сы­ном Человеческим, не переставая быть Богом. Поэтому Христос — двойственен, состоя из Божества и челове­чества, как более никто другой. Всему миру в момент Рождества Христова сияет заря Богоявления. И место Божие — везде, и на небе, и на земле» (с. 423).

Пришествие к нам Бога во плоти возлагает на нас и великую ответственность. Мы должны всю нашу жизнь благодарить Создателя и Спасителя за совер­шённое Им наше Искупление и освобождение от гре­ха и смерти. По словам митр. Владимира, «Именно Домостроительство Христово подает нам надежду на спасение и блаженную вечность Царства Божия. Дру­гого пути не существует. И потому мы благодарим Не­бесного нашего Отца в Божественном Сыне явившего любовь в осуществление нашего спасения, показавшего нам зарю Своего Богоявления во плоти» (с. 664). Ведь «Бог любит людей и заботится о сотворенных Им соз­даниях, как о возлюбленных чадах. Для Создателя на­шего важно, чтобы спаслись все. Но мы должны добровольно вступить на путь служения Богу и ближним, по своей личной инициативе выбрать Божественную правду и просветиться светом Господа нашего Иисуса Христа, осиявшего весь мир Светом Своего Богоявле­ния — пришествия во плоти» (с. 773-774).

Но Богоявление это не только осияние нас Светом Боговоплощения в Рождестве Спасителя мира, это еще и явление Бога как Троицы. Именно в церковном празд­нике Крещения Господня, или также — Богоявления, мы, подобно таким праздникам, как день Пятидесят­ницы (иначе — день Святой Троицы), а также Преоб­ражения Господня, празднуем явление не просто Бога, а именно Бога, явившего Себя как Троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Так же, как и в событии Преображения Господа на Фаворе, так и в Крещении на Иордане зву­чит Отчий глас, призывающий верить возлюбленному Отчему Сыну. Что же дает нам это Богоявление? По словам авто­ра, «Через воссияние миру зари Богоявления во плоти мы восприняли бесчисленное множество благ, и в том числе высшее из них — возможность стать причаст­никами Божественной природы, получили благодать Небесного родства. И теперь через веру в Бога, жизнь в Церкви и участие в ее Святых Таинствах мы призваны достигнуть вышеуказанного совершенства — возрасти в чистоте и святости и в Божественной любви» (с. 853).

 

*** Как отмечают издатели, ценность книг митрополита Владими­ра, которые составляют серию «Вечное сокровище» - в их практической пользе с точки зрения постижения читателем каждодневного церковного богослужения. Перед посещением Божественной Литургии читатель, тем более малознакомый или вовсе незнакомый с цер­ковнославянским языком Евангельских и Апостоль­ских чтений, может заглянуть в церковный календарь, узнать, какой сегодня день после Пятидесятницы, и, открыв одну из книг митрополита Владимира, прочесть в слове на сегодняшний день и отдельные выдержки из читаемых за Литургией мест из Апостола и Евангелия на русском языке, и их доступное толкование. Усвоив вероучительный и нравственный урок, он пойдет на богослужение с четким представлением о том, чему посвящено сегод­няшнее чтение, и будет осмысленно участвовать в бо­гослужебной молитве.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать